Духовно-нравственное воспитание дошкольников
статья (старшая группа)

Виктория Борисовна Смертина

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staya_3.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Смертина Виктория Борисовна, воспитатель

 МБДОУ №96 г.Иркутска

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, 
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого 
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, 
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей 
чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский

Методы нравственного воспитания в детском саду основаны на трудолюбии, скромности, честности, принципиальности, патриотизме, сострадании и уважительном отношении к людям. Мораль является основой нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Это комплекс норм высокоразвитого духовного общества, которые проявляются в отношении людей друг к другу, к труду, к старым и слабым и отличает человека от животного. Моральный уклад в детском коллективе должен быть на самом высоком уровне, чтобы любой ребенок, в том числе из неблагополучной семьи, понимал, к чему стремиться.

По мнению В.В. Сухомлинского, основными духовными и нравственными качествами личности являются совесть, чувство собственного достоинства, честь и эмоциональная культура. Основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста закладываются именно в дошкольных детских учреждениях. Раскрытие таких качеств личности, как гордость за Родину, чувство патриотизма, желание сохранять и обогащать наследие своей земли происходит в возрасте до 6 лет. Дальнейший процесс духовно нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, а потом и школьников, основан на этих принципах.

Воспитанность — это моральный облик человека, он складывается под влиянием духовных ценностей, приобретенных, в семье и в детском коллективе. Этический аспект развития личности может быть достигнут путем обсуждения с ребенком нравственных, моральных и этических проблем, акцентирования внимания на нравственной стороне их повседневных действий. Детский сад может уделить этому вопросу больше внимания, чем школа, так как в школе больше изучаются материальные предметы. Социально-нравственное обучение дошкольников может занимать большую часть учебного процесса. В детском коллективе ребенок учится отношению к ровесникам, природе, внешнему миру, общественным требованиям.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи. Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, многовариантность, возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

Итак, в формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, воспитателям. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

Литература:

  1. Жирова, О. Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. — Белгород. 1998, -96с;
  2. Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997.
  3. Сериков В. В. Общая педагогика. Волгоград. Перемена. 2004




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...