Система работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП ДО
методическая разработка

Лысенко Ольга Анатольевна

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.

Одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФОП ДО Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 286 Краснооктябрьского района Волгограда» Лысенко Ольга Анатольевна Старший воспитатель

Слайд 2

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

Слайд 3

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период . Война, антирусская пропаганда Запада . Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности . Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения . Одной из острейших проблем является воспитание патриотизма . Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству . АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 5

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован 28.12.2022 № 71847) Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно - нравственных ценностей российского народа, исторических и национально - культурных традиций . Пункт 14.1 ФОП ДО

Слайд 6

Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования : 1. обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами ; 2. создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины ;

Слайд 7

ПООП и ФОП ДО: сходство и различие Задачи ООП: Формирование общей культуры личности детей , развитие их социальных, эстетических , интеллектуальных , физических качеств , инициативности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности . Задачи ФОП ДО: Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. Обеспечения развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно - творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

Слайд 8

ПООП и ФОП ДО: сходство и различие Социально-коммуникативное развитие - Социализация, развитие общения, нравственное воспитание - Ребенок в семье и сообществе Познавательное развитие - Ознакомление с социальным миром Социально-коммуникативное развитие - В области формирования основ гражданственности и патриотизма Познавательное развитие - Окружающий мир Художественно-эстетическое развитие - Приобщение к искусству - Музыкальная деятельность - Культурно-досуговая деятельность Физическое развитие

Слайд 9

Область формирования основ гражданственности и патриотизма Социально - коммуникативное развитие – область формирование основ гражданственности и патриотизма. Задачи и планируемые результаты расписаны в ФОП с возраста 3 - 4 лет

Слайд 10

Основы патриотизма для детей младшего возраста • 2- 3 года: формировать первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и близких членах семьи . • 3- 4 года: обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении. Содержание образовательной деятельности: Педагог обогащает представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных, растениях . Знакомит с произведениями, отражающими отношения между членами семьи .

Слайд 11

Возраст 3 - 4 года Задачи : обогащать представления детей о Малой Родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности . Содержание образовательной деятельности: Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: регулярно напоминает название населенного пункта, в котором живут; знакомит с близлежащим окружением детского сада (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории учреждения. Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в городе (поселке). Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями. Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности ( рассказывает, изображает , воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).

Слайд 12

Возраст 4 - 5 лет Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам страны, памятным датам; воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях ; развивать интерес детей к основным достопримечательностям города (поселка), в котором они живут. Содержание образовательной деятельности: Воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России. Знакомит с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб России, воспитывает уважительное отношение к символам страны. Обогащает представление детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику. Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: знакомит с основными достопримечательностями города (поселка), развивает интерес детей к их посещению с родителями; знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.). Поддерживает интерес народной культуре страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

Слайд 13

Возраст 5 - 6 лет Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию ; знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки Героев Отечества ; поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы . Содержание образовательной деятельности: Педагог воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России. Формирует у детей представления о государственных символах России – гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представления детей о том, что Россия – большая многонациональная страна и воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности (рисуют, играют, обсуждают).

Слайд 14

Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины . Обогащает представления детей о государственных праздниках : День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики . Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику . Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества . Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный отклик и чувство гордости . Педагог обогащает представления детей о Малой Родине : поддерживает любознательность по отношению к родному краю ; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры) ; знакомит со смыслом некоторых символов и памятников города (поселка), развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах . Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности : желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан, (чествование ветеранов, социальные акции и пр .).

Слайд 15

Возраст 6 - 7 лет Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям ; расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны ; знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке) ; развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего ; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания .

Слайд 16

Содержание образовательной деятельности: Педагог воспитывает патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к нашей Родине – России . Знакомит детей с признаками и характеристиками государства с учетом возрастных особенностей восприятия ими информации (территория государства и его границы, столица и т . д .). Рассказывает, что Россия – самая большая страна мира и показывает на глобусе и карте . Расширяет представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети . Знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны) . Обогащает представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывает уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям . Знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения . Предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке) .

Слайд 17

Расширять представление детей о государственных праздниках : День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики . Знакомит детей с праздниками : День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Международный день родного языка, День добровольца (волонтера) в России, День Конституции Российской Федерации . Включает детей в празднование событий, связанных с жизнью города, - День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан . Поощряет интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения . Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов .

Слайд 18

Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022г. №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно - нравственных ценностей»

Слайд 19

Направления воспитания и ценности российского общества Направления воспитания Ценности российского общества Патриотическое Родина, природа Духовно-нравственное Жизнь!!!, милосердие, добро Социальное Человек семья, дружба, сотрудничество Познавательное По знание Физическое и оздоровительное Здоровье, жизнь!!! Трудовое Труд Этико -эстетическое Культура и красота новое убрали

Слайд 20

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Слайд 21

Цель нравственно- патриотического воспитания дошкольников: Формирование чувства любви к своему дому, семье, детскому саду, к своему краю, к своей Родине. Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Слайд 22

Задачи нравственно-патриотического воспитания Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Воспитание уважения к труду. Формирование элементарных знаний о правах человека. Знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн). Расширение представлений о городах России. Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Слайд 24

Я И МОЯ СЕМЬЯ Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.

Слайд 25

ДЕТСКИЙ САД В младших и средней группах через игры, экскурсии, прогулки, занятия учим ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. В старших и подготовительной к школе группах учим свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщаем к мероприятиям, которые проводятся в детском саду. Учим соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, учим быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях.

Слайд 26

РОДНАЯ ПРИРОДА Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

Слайд 27

РОДНОЙ ГОРОД. РОДНАЯ СТРАНА Дети получают краеведческие сведения о родном поселке, городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, знаменитых земляках, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. У детей формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.

Слайд 28

РОДНАЯ КУЛЬТУРА Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. В этом блоке мы знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте.

Слайд 29

ТРАДИЦИОННЫЕ

Слайд 30

Современные формы работы по патриотическому воспитанию Музейная педагогика Социально-значимые акции Проектная деятельность Проблемные ситуации Терренкур Квест технология Интерактивные игры Кино, мульт. фильмы Мультимедийные презентации Агитбригада Лепбук Видеорепортаж Волонтерское движение

Слайд 31

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее, за свою нацию необходимо в любое время . И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны . Тем более что нам есть чем гордиться .

Слайд 32

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно - прикладного искусства".

Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, насел...

"Система работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Данная публикация является материалом общего родительского собрания. Доклад сопровождается презентацией....

Консультация для воспитателей "Система и последовательность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Консультация для воспитателей на тему:  «Система и последовательность по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников»...

"Система работы ДОУ по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста".

Одним из основных направлении реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"  отмечено патриотическое воспитание, где основной целью является позитивная социали...

«Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»

laquo;Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»...

Представление опыта работы по теме " Нравственно-патриотическое воспитание детей в режимных моментах"на ГМО "Воспитание любви к малой Родине"

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. В настоящее время Россия переживает один из непр...

Педагогический совет на тему: «Повышение качества педагогической работы по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФАОП дошкольного образования»

Педагогический совет   Тема «Повышение качества педагогической работы по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФАОП дошкольного образов...