"Агрессивность, пути ее преодоления"
методическая разработка (старшая группа)

Ильсияр Таиповна Шамсумухаметова

Родительское собрание " Агрессивность дошкольников.Причины и пути её преодоления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Агрессивность дошкольников.

Причины и пути ее преодоления»

                                                     

Тема: «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах в понимании проблем детской агрессивности.

Задачи:

  • познакомить родителей с понятиями «агрессия», «агрессивность»;
  • предоставить родителям возможность самостоятельно составить портрет агрессивного ребенка, а также выделить основные причины детской  агрессивности;
  • формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей ее преодоления;
  • познакомить родителей с методиками по устранению и профилактики

агрессивного поведения у детей.

Форма мероприятия:  «Душевный разговор» с элементами тренинга.

Участники: родители, педагог-психолог, воспитатели.

Оборудование: мультимедийная установка, аудиозаписи, карточки с описанием проблемных ситуаций, папка – передвижка «Методы сопровождения агрессивного ребенка»; информационные буклеты по теме собрания; игры и пособия по преодолению агрессивности у детей.

Предварительная подготовка: создание развивающей среды по данной теме (игры, пособия),  создание папки-передвижки и буклетов, разработка конспекта собрания.

                                               Ход собрания

Родители заходят и рассаживаются по местам под музыкальное сопровождение из мультфильма «День рождения Леопольда».

  Приветствие

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители!  Мы очень рады видеть вас! Предлагает родителям  объединиться в  3 группы.                         Упражнение «Выйдите в круг  те, у кого…» 

(у кого 1 ребёнок. У кого 2 детей. У кого 3 детей, больше 3..)

Поздороваемся. (локтями, носочками ноги, пяточками. коленками, ладошками)

Воспитатель: Мы собрались сегодня для решения проблемы, которая объединяет всех нас – это детская агрессия.

Педагог-психолог.      Мини - лекция «Что такое агрессивность?»

Наверняка нет ни одного взрослого человека, который бы не сталкивался с детской агрессивностью. Проявления детской агрессивности часто загоняют родителей в тупик. «Как же так? Ведь мы так любим ребенка, стараемся учить его только доброму… », – разводят руки мамы и папы.  Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое  родительское

огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, а еще

несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных

способов психологической защиты.

Давайте рассмотрим проблему детской агрессии со всех сторон.  Агрессия означает «нападение», «приступ».

В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина.  Агрессия –  это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Что бы лучше разобраться в данной проблеме, попробуем самостоятельно определить черты агрессивного ребенка.

     Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»

Цель упражнения: развитие умения выделять существенные черты агрессивного ребенка, работать в группе, принимать групповое решение.

 Педагог-психолог.

Каждая группа совместно составляет список черт, которые свойственны агрессивным детям, тем самым составляет портрет агрессивного ребенка. Затем каждая группа зачитывает составленную характеристику, затем проводится общее обсуждение.

Обобщение: критерии выявления агрессивных детей.

Ребенок:

 Отказывается от коллективной игры;

 Не понимает чувств и переживаний других детей;

 Часто ругается со взрослыми;

 Создает конфликтные ситуации;

 Суетлив;

 Не может адекватно оценить свое поведение;

 Имеет мускульное напряжение;

 Мало и беспокойно спит;

 Часто теряет контроль над собой;

 Часто спорит и ссорится с окружающими;

 Намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения;

 Часто винит других в своих ошибках и неудачах;

 Часто испытывает чувство злости, устраивает драки;

 Угрожает другим людям;

 Проявляет физическую жестокость к людям и животным;

 Намеренно портит имущество, чужие вещи;

 Не способен забыть обиду, пока не отплатит «обидчику».

Если у ребенка в течение полугода устойчиво проявлялась большая часть из перечисленных критериев, можно предположить, что ребенок обладает агрессивностью как качеством личности. Давайте теперь попытаемся разобраться с причинами проявления агрессивного поведения у детей. Ведь только понимая причины возникновения нежелательных ситуаций, мы можем предотвратить их появление или исправить то, что уже произошло.

     Мозговой штурм «Причины детской агрессии»

Родители высказывают свое мнение о причинах агрессивности у ребенка.

Обобщение: Да, действительно очень много причин, вызывающих у детей агрессию и мы в этом сейчас убедились. И мне вспоминаются слова Р. Кемпбелла: «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь».

Воспитатель объяснила, что самыми главными причинами агрессивности являются семейные причины. Но давайте по порядку.  Выделяют 4 группы причин агрессии:

1.Семейные причины:

- Неприятие детей родителями.

- Безразличие или враждебность со стороны родителей.

- Разрушение эмоциональных связей в семье.

- Неуважение к личности ребенка.

- Чрезмерный контроль или отсутствие его.  

- Жестокий характер матери или отца.

- Запрет на физическую активность.

- Отказ в праве на личную свободу.

2. Личные причины:

- Подсознательное ожидание опасности.

- Неуверенность в собственной безопасности.

- Личный отрицательный опыт.

- Эмоциональная нестабильность.

- Недовольство собой.

- Повышенная раздражительность.

- Чувство вины.

3. Ситуативные причины

- Плохое самочувствие, переутомление.

- Влияние продуктов питания.

- Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

4. Социально-биологические причины

Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах.

Вывод: Причины агрессивности чаще всего внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребенка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

Музыкальная игра «У оленя дом большой»( Воспитатель предлагает поиграть в музыкальную игру на ускорение «У оленя дом большой».)

А теперь давайте рассмотрим виды агрессии:

Физическая - использование физической силы против другого лица. Косвенная - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта.

Вербальная - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Предметная агрессия – срывает свою агрессивность на окружающих предметах.

    Решение родителями проблемных ситуаций по агрессии детей

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам разделиться на три группы. Я дам каждой группе конкретный пример проявления агрессии дошкольников. Ваша задача найти оптимальный способ разрешения данной ситуации.

Родители в группах обсуждают ситуации, затем один читает ситуацию всем

участникам и говорит решение группы по проблеме. Затем – коллективное

рассматривание ситуации и обсуждение.

Примеры:

  1. В раздевалке, когда вы пришли, ваш ребенок подрался с другим

мальчиком, ваш ребенок укусил другого за то, что тот хотел порвать у него рисунок, нарисованный вам. Как вы поступите?

  1. Дома в 22.30 вы говорите ребенку, что нужно собирать игрушки и

Ложиться спать. Ребенок наотрез отказался выполнить просьбу, начал топать ногами, бить кулаками по столу. Ваши действия и слова.

  1. Вы пришли в сад за ребенком, тут же на вас налетает мама

воспитанника из вашей группы и кричит о том, что ваш ребенок стукнул ее ребенка по голове. Ваши действия.

Обобщение:

  • В первую очередь задумайтесь над причинами такого поведения.
  • Личный пример сдержанного поведения взрослого очень важен!
  • Если причина агрессивности – дефицит родительского внимания, то Вы сами знаете, что нужно делать.
  • Самые неэффективные способы преодоления агрессивности – запрет и
  • повышение голоса.
  • Не наказывайте ребенка физически.
  • Попробуйте переключить детское внимание, разнообразьте окружающую
  • среду, сделайте ее более привлекательной.
  • Поговорите с ребенком, расскажите, чего вы от него (ее) ожидаете. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  • Если приступы агрессии происходят довольно часто, можно помочь ребенку и направить агрессию в безопасное русло. Это могут быть занятия спортом, водные процедуры. Иногда агрессивным детям помогает боксерская груша, которая находится дома в доступном месте, коробка картона, которую можно порвать.
  • Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
  • напряжение.
  • Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

  Практикум « Игры, направленные на снятие агрессии»

Учитель-п: Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры (презентация папки-передвижки). Эти игры будут помещены в раздевалке детского сада. Поиграть можно в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сестры), а также с друзьями своего ребенка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребенок непременно почувствует вашу искренность и оценит это. Я предлагаю родителям разбиться на пары и поиграть в одну из игр.

«Цыплята»

Цель: создание условий для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии.

Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.

«Сочинение сказки»

Цель: развитие умения выразить свое эмоциональное состояние.

Совместное сочинение со взрослым сказок и историй научит ребенка выражать свою тревогу, страх, даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою. Это поможет снять эмоциональный груз внутренних переживаний и в какой-то мере успокоить ребенка.

«Волшебные клубочки»

Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, невротических состояний.

«Ребята, смотрите, как много у нас разноцветных клубочков, какие они все красивые. Это волшебные клубочки, они тоже помогут избавиться нам от гнева. Каждый берет в руки по клубочку, распускает кончик нитки, чем гнев сильнее, тем кончик длиннее, и начинает быстро сматывать клубок. Молодцы!»

«Маленькое привидение»  (Кряжева Н.Л.)

Цель: формирование умения выплеснуть накопившийся гнев в приемлемой форме.

 «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».

«Стаканчик для криков»

Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

 Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.

      Рефлексия. (Упражнение «Неоконченные предложения»)

Воспитатель:  Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной. Мы благодарим всех за искренность и просим вас поделиться впечатлением, продолжая фразу по выбору:

«Я понял, что ...», «Меня удивило ...», «Я думаю, что ...», «Мне понравилось ...», «Я сегодня задумался о...»,  «Мне сегодня (не) понравилось…».

     Музыкальная игра «Двигайся - замри!»

Список родителей, присутствующих на совместном с детьми родительском собрании «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления» от 20.01.2022г.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Тема: «Причины возникновения межличностных отношений у дошкольников и пути их преодоления»

Цель данной работы:теоретически обосновать и практически выявить трудности в межличностных отношениях дошкольников и определить средства их преодоления.Объект исследования:дети дошкольного возра...

"Нарушения звукопроизношения у детей - дизартриков. Пути их преодоления"

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. При тяжелых нарушениях ...

Тревожность у детей дошкольного возроста и пути их преодоления

Работа с детьми по преодоления тревожности....

Методическая разработка на тему: «Детская агрессивность и пути её преодоления»

Одна из час­тых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Очень часто в детском саду можно встре­тить детей, отличающихся ярко выра­женной агрессивностью: они постоянно дерутся, ...

План-конспект родительского собрания «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понима...

Совместное с детьми родительское собрание «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах в понимании проблем детской агрессивности.Задачи:познакомить родителей с понятиями «агрессия», «агрессивность»;предо...

План-конспект родительского собрания «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

План-конспект родительского собрания«Агрессивность дошкольников.Причины и пути ее преодоления»                          ...