Использование ЭСО в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР
консультация

Янгирова Олеся Камилевна

ЭСО позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной связи между логопедом, воспитателями и родителями, информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul._dlya_vospit.docx104.22 КБ

Предварительный просмотр:

https://img.alicdn.com/imgextra/i4/6000000002874/O1CN01K2vntB1X6KyMmtgzI_!!6000000002874-0-tbvideo.jpg

Консультации для воспитателей

на тему:

«Использование ЭСО в коррекционной работе

 с детьми, имеющими ТНР»

воспитателя

МБДОУ Детский сад № 12 «Алтынчач»

г. Дюртюли

Янгировой О.К.

2023 – 2024 учебный год

В последние годы отмечается увеличение числа детей с тяжелыми нарушениями речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.

Очень часто владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, быстро утомляется.

Известно, что использование в коррекционной работе компьютерных игр и презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической и педагогической работы в целом.

ЭСО позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной связи между логопедом, воспитателями и родителями, информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Целью применения компьютерных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР является – совершенствование коррекционного процесса.

Задачи:

1. Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных программ и презентаций в работе с дошкольниками.

2. Сочетать педагогические приемы и методы с компьютерными программами, презентациями.

3. Добиться высоких результатов в речевой и познавательной сферах у детей с ТНР, используя ЭСО в ежедневной коррекционной работе.

4. Создавать благоприятные условия для успешного выполнения упражнений.

5. Способствовать развитию и коррекции психических процессов познавательной активности, самоконтроля.

6. Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

Работа по коррекции речевой патологии проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.

Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. Формируются устойчивые визуально – кинестетические и визуально – аудиальные условно – рефлекторные связи ЦНС. На их основе формируются правильные речевые навыки.

Системный подход к коррекции речевых нарушений.

ЭСО позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

- звукопроизношение

-просодические компоненты речи

-фонематический анализ и синтез, фонематические представления

- лексико – грамматические средства языка

- артикуляционная моторика

- мелкая моторика

- связная речь

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей.

ЭСО предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

Принцип системности и последовательности обучения.

ЭСО позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения.

ЭСО и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.

Принцип индивидуального обучения.

ЭСО предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.

В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию.

Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно- образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения.

Использование ЭСО позволяет воспитывать у детей волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.

Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.

Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

 Для того, чтобы заинтересовать ребенка все задания используются в виде игры.

Занятия делятся на индивидуальные и подгрупповые.

В индивидуальной работе используются различные компьютерные презентации:

- для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн,

- артикуляционная гимнастика, для выработки правильных артикуляционных укладов, развития подвижности мышц и переключаемости движений.

-автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, связной речи,

- работа над фонематическим восприятием, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. На своих занятиях я использовала презентации на различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости, различали голоса животных, учились различать слова на слух отличая разницу в звуках.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, во время письма он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв (и делать ошибки).

Групповые занятия включают в себя:

Занятия на развитие лексико-грамматических категорий

– цель: уточнение и расширение, активизация словаря. Совершенствование грамматического строя речи.

Состояние словарного запаса. У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов). В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

Важно умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.

Занятия по развитию связной речи:

Презентации направлены:

- на совершенствование умения составлять предложения, описательных рассказов о предмете, составлению рассказов по серии картинок и по сюжетной картинке.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли.

Занятия по обучению грамоте

Презентации направлены:

- на закрепление представлений о букве и о том, чем звук отличается от буквы.

- на совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза слов, состоящих из 4-5 звуков

- на составление графической схемы слова.

В игровой форме дети закрепляют термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Учатся работать со схемой слова, тренируют навыки послогового чтения.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и со стороны компьютер сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением компьютерных игр, презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие педагогов и родителей:

Компьютер позволяет расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию.

В работе используем стендовые консультации, работу с дисками видеотеки кабинета для работы с ребенком дома, и презентации на родительских собраниях.

Санитарно-эпидемиологические нормы к применению компьютера в ДОО:

1. Монитор компьютера должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшим по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах.

2. Мебель – стол, стул должны соответствовать возрасту и росту ребенка. Это позволит уменьшить физическую нагрузку.

3. Помещение, где находится компьютер, должно хорошо проветриваться.

4. Равномерное освещение

5. Для детей 5-6 лет работа на компьютере должно составлять 10-15 мин. не более 2 раз в неделю

Дети с ТНР из-за ряда особенностей психофизического развития нуждаются в частой смене деятельности, поэтому важно в занятиях с детьми учитывать здоровьесберегающие мероприятия:

-проведение динамических пауз, как для общей, так и для мелкой моторики.

- проведение коррегирующей гимнастики для глаз.

В чем же польза от компьютерных игр и презентаций и почему их нельзя заменить просто дидактическими играми?

Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы.

Кроме того, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике.

В чем же плюсы использования компьютера?

Аргументы «За» имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления. У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая знаковая функция сознания, улучшается произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Минусы-использования компьютера?

Медики, приводят немало аргументов «против»: - воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого появление быстрого утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки.

Необходимо строго соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы, о которых упоминалось выше.

За два года работы с использованием на речевых занятиях компьютерных презентаций, как элемент занятия, сделала вывод: у детей с ТНР повысилась усидчивость, заинтересованность, большая усваиваемость материала на занятиях, следовательно, улучшается динамика в речевом развитии.

Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением компьютерных игр, презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

D:\!Desktop!\ПЕДАГОГ-ГОДА 22-23\ЯОК\фотки 10.11.22\Фото для визитки\IMG_2328 (2).jpg   D:\!Desktop!\ПЕДАГОГ-ГОДА 22-23\ЯОК\фотки 10.11.22\Фото для визитки\IMG_2328 (2).jpgD:\!Desktop!\ПЕДАГОГ-ГОДА 22-23\ЯОК\фотки 10.11.22\Фото для визитки\IMG_2328 (2).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия с использованием новейших компьютерных технологий с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.

Конспект логопедического занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 летХабаровск-самый лучший город на Земле....

Использование игр при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и...

Использование мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Мнемотехника - техника запоминания информации. Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную через зрительное восприятие образов. В статье п...

"Использование нетрадиционной техники рисования с детьми,имеющими нарушения речи".

Дети с различными речевыми нарушениями являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразит...

Использование массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Одним из наиболее эффективных средств в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является массаж.Массаж улучшает кровообращение и обменные процессы в тканях, нормализует тонус мышц, координирует и...

Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии.

"У каждого ребенка свободное место , и если мы не заполним его чем-то увлекательным интересным и полезным для него , он сам заполнит его чем-то увлекательным , интересным и , возможно , вредным"...

Использование сказок в работе с детьми, имеющими нарушения речи (рекомендации для воспитателей).

quot;Не  условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу родимой груди родного слова."К.Д. Ушинский.Предлагаю вашему вниманию учебный материал для д...