Роль наглядного пособия в ДОУ
материал

Воробьева Лариса Владимировна

Метод наглядности применяли уже в древние времена, когда не было ни школ, ни письменности. Это был один из ведущих способов познания окружающего мира. Первым, кто затронул эту проблему, был английский философ, Фрэнсис Бэкон, который выдвинул мнение «что всякое познание действительности должно начинаться с чувственного восприятия и завершаться рациональным обобщением».

Первым разработал и дал нам определенную теорию о ней как об обще дидактическом принципе обучения, был Ян Амос Коменский. Он писал: «…Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно вкусить - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» . Ученики должны непосредственно знакомиться с предметами в натуре; если это не представляется возможным, следует использовать в обучении специально изготовленные копии или изображения вещей.

К.Д. Ушинский опирался на обширные и разносторонние данные современной ему психологической и физиологической науки. Он подчеркивал, что применение наглядности соответствует природе ребёнка, который «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…».

Наглядное обучение есть единственно правильный и естественный метод обучения, вполне отвечающий ходу развития отдельных личностей...» (П.Ф. Каптерев.)

Наглядность - принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения.

Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал .

Из-за того что многие ученые по-разному классифицируют наглядные пособия, мы решили сами подобрать более общую классификацию. За основу был взят материал из книги Никифорова. Результат представлен ниже .

 

Наглядность  для развития детей на занятиях в детском саду благотворно влияет на успешное усвоение материала, повышает интерес, удерживает внимание, содействуют выработке у детей эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

наглядное пособие "Божья коровка"

Идея взята из журнала "Дошкольное воСпитание", мое - воплощение в жизнь. Работа над музыкальным произведением с использованием данного дидактического пособия способствует развитию слухового внимания, ...

Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия

Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...

Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании дошкольников

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность....

Использование наглядно-игровых средств в коррекционном процессе. Презентация наглядных пособий по развитию речи.

В статье представлен материал учителя-логопеда МБДОУ Д/с № 43 Божевой Т.М. "Презентация наглядных пособий по развитию речи"  с городского методического мероприятия "Панорама педаго...

Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей

Деманстрационные учебные картинки и маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитателя, его объяснения, чтение позновательной литературы сделать...

Консультация для воспитателей на тему: «Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей»

Консультация для воспитателей на тему: «Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей»...

методическая РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИКЕ

методическая разработкаРОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИКЕ РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТ...