Ранняя профориентация: «Знакомство с профессией «Пчеловод (пасечник)» детей старшего дошкольного возраста».
статья (старшая группа)

Работа по ознакомлению детей с профессиями является неотъемлемой частью образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. Но если некоторые профессии довольно хорошо знакомы детям дошкольного возраста, такие как: повар, воспитатель, доктор, парикмахер и многие другие в силу того, что дети с младенчества сталкиваются в быту с деятельностью людей этих профессий. То профессия «Пчеловод (пасечник)» для них довольно незнакомая и от этого непонятная профессия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx852.41 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация: «Знакомство с профессией «Пчеловод (пасечник)» детей старшего дошкольного возраста».

Работа по ознакомлению детей с профессиями является неотъемлемой частью образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. Но если некоторые профессии довольно хорошо знакомы детям дошкольного возраста, такие как: повар, воспитатель, доктор, парикмахер и многие другие в силу того, что дети с младенчества сталкиваются в быту с деятельностью людей этих профессий. То профессия «Пчеловод (пасечник)» для них довольно незнакомая и от этого непонятная профессия.

Очевидно, что показать процесс деятельности пчеловода на непосредственно рабочем месте, а именно на пасеке для дошкольников не представляется возможным, по ряду причин: отсутствие достаточного количества защитных костюмов, наличия у многих аллергической реакции на продукцию пчеловодства и укусы пчёл, да и территориально такое производство, как правило, находится в отдалении от населенных пунктов и тем более от образовательных организаций.

Как же можно рассказать и показать детям чем занимаются люди данной профессии. Так как изучение данной темы практически сложно осуществить за одно занятие, скорее всего его необходимо реализовать в рамках проектной деятельности, чтобы познакомиться с наибольшими аспектами пчеловодческой деятельности.

Наша образовательная организация вошла в состав Лаборатории детских проектов «Молекула» в рамках реализации кластерного проекта «Область возможностей.53 «Код успеха», и мы предлагаем познакомить детей с профессией «Пчеловод (пасечник)».

Еще на стадии подготовки к изучению данной профессии мы подготовили материалы для работы на фланелеграфе, с целью дать возможность детям самим попробовать создать свою пасеку (на плоскости), используя различные для этого предметы: цветы, деревья и кустарники, ульи, пчелки, солнце, облака.

С этой же целью силами педагогов и родителей воспитанников был создан макет пасеки, благодаря которому дети имеют возможность создать свою модель пасеки уже в 3D эффекте и дать понимание того, что на пасеке для получения пчеловодческой продукции работают не только пчелы, но и понять деятельность людей в пчеловодческой работе.

Понимая значимость создания полного представления о профессии «Пчеловод (пасечник)» образовательная организация совместно с родителями воспитанников приобрели костюм пчеловода, изготовили из подручного материала улей и создали макет рамки с сотами и пчелами, что в свою очередь сформирует у детей понимание о том, где живут пчелы, куда приносят мед, как работают с сотами и как пчеловод забирает мед и другую сопутствующую продукцию пчеловодства из улья.

Рассказывая детям о продуктах пчеловодства, необходимо наглядно познакомить с некоторыми из них, для этого нами была создана коллекция пчеловодческой продукции, такая как: мед, вощина в начальном и оттянутом состоянии, а также с заполненными медом сотами, забрус и перга, пчелиный подмор и прополис, пчелиная пыльца и воск.

Помимо непосредственно пчелиной продукции была собрана коллекция с добавлением или на основе продуктов пчеловодства, это и пищевая продукция и продукты гигиены, восковые свечи, продукция, используемая для оздоровления, косметологии, а также в других сферах деятельности.

Понимая, что основная форма усвоения материала в дошкольном возрасте — это игровая деятельность - мы подобрали различные игры, связанные с пчелами, сбором пчеловодческой продукции, выстраиванием сот и прочее. Подобрали тематические раскраски, литературу, энциклопедии.

Также основываясь на том, что не каждый педагог имеет представление о профессии и деятельности «Пчеловода (пасечника)», в помощь педагогам мы подготовили различный информационный материал, такой как: медоносные травы и кустарники, растущие на территории области, продукты пчеловодства, оборудование пчеловода, устройство пчелиного домика, состав пчелиной семьи и иерархии в ней, правила безопасности на пасеке и при встрече с пчелами, различный презентационный материал и прочее.

С целью развития у дошкольников интереса к опытно-экспериментальной деятельности, развития умения обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы при этом соблюдая все необходимые меры безопасности мы подготовили подборку опытов и экспериментов с применением различных вариантов пчеловодческой продукции.

Также для получения знаний и закрепления полученных представлений о профессии «Пчеловод (пасечник)» создана подборка различных практических заданий, охватывающих все пять образовательных областей развития дошкольника (художественно-эстетическую, речевую, познавательную, физическую, социально-коммуникативную).

По итогу знакомства с профессией воспитанники подготовили театрализованное представление и ответили на некоторые вопросы:

  1. Где живут пчелы? (в улье)
  2. Из чего строит пчела соты? (из воска)
  3. Как называют ячейки куда пчела складывает мед? (соты)
  4. Пчела — это зверь, птица или насекомое? (насекомое)
  5. Как называют человека, который занимается пчелами? (пчеловод)
  6. Если на участке стоит много ульев с пчелами как можно назвать это место? (пасека)
  7. Какие продукты пчеловодства ты знаешь? (мед, воск, забрус, прополис, маточное молочко, пчелиный яд, перга и др.)
  8. Какие растения можно считать медоносными? (все цветущие травы, кустарники, деревья)
  9. Какие вы знаете предметы-помощники для занятия пчеловодством? (дымарь, стамеска, нож, ящик, медогонка и др.)
  10. Как называется пчела, которая приносит мед? (рабочая)
  11. Каких еще пчел ты знаешь? (матка, трутень, пчела-охранник, пчела-водовоз, пчела-нянька).

Выбор профессии – довольно сложный и одновременно важный шаг в жизни каждого. Это тот самый выбор, который определяет всю последующую жизнь и судьбу человека, связавшего себя с той или иной профессией. На стадии ранней профориентационной работы мы предлагаем рассмотреть непростую, но очень нужную и важную профессию «Пчеловод (пасечник)».

_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста»

У дошкольников сформировано общее представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности – чувство уважения к людям разных профессий;Активиз...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности «Знакомство с профессией врача» для детей среднего дошкольного возраста

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности «Знакомство с профессией врача»для детей среднего дошкольного возраста...

МО от 25.03.2025 №4 по ранней профориентации дошкольников по медицинскому образованию для детей старшего дошкольного возраста "Юный Айболит"

Повестка семинара по ранней профориентации дошкольников по медицинскому образованию для детей старшего дошкольного возраста "Юный Айболит"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста...