Парциальная программа "Мастерская чудес" для детей 4-7 лет
материал

Пытько Елена Александровна

В ней отражены дополнительные общеразвивающие направления воспитательно – образовательной работы с детьми определенного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_masterskaya_chudes.docx69.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 Куйбышевского района - детский сад «Жемчужинка»

                  ПРИНЯТО                                                                           УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета                                                          

          ДОУ «Жемчужинка»                                                 Заведующий ДОУ «Жемчужинка»

протокол № __ от  _____________                                    ___________ Т.Т. Поситниченко

Приказ № __  от  ___________

     

  «___» _____________ 2023г.

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  

                          программа    «Мастерская чудес»

 Для детей разновозрастной группы (4-7 лет) на 2023-2024 учебный год.

                             

                                                                       2023г

                                                               Содержание.

1.Целевой раздел ----------------------------------------------------------------------------  3

1.1 Пояснительная записка……………………………………………...………….    3

1.2 Цель…………………………………………………………………….………..    4

1.3 Задачи………………………………………………………………….………...    4

1.4 Основные принципы……………………………………..……………….. ……   4

1.5 Значимые для разработки и реализации Программы дополнительного образования характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста………………………………………..5-9

1.6 Планируемый результат………………………………………………………...10

2. Содержательный раздел…………………………………………………10

2.1 Учебно-тематический план………………………………………………….    11

2.2 Структура занятия…………………………………………………….…………12

2.3 Формы работы с детьми……………………………………………….…..........12

2.4 Методы работы с детьми………………………………………………………..12

2.5 Средства, инструменты и расходные материалы……………………………...12

2.6 Технология обучения…..………………………………………………………..13

2.7 Виды деятельности………………………………………………………………13

2.7.1 Работа с бумагой и картоном............................................................................13

2.7.2 Работа с природным и бросовым материалом………………………………14

2.7.3. Работа с пластилином………………………………………...........................14

2.7.4. Нетрадиционная техника рисования……………………….………………..14

2.7.5. Тестопластика…………………………………………………………………14

2.8 Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………………15

3. Организационный раздел…………………………………………………16

3.1Формы организованной образовательной деятельности………………………16

3.2 Расписание занятий……………………………………………………………...16

3.3 Количество детей посещающих кружок «Мастерская чудес»………………. 16

3.4 Календарно-тематическое планирование………………………………….17-23

4. Использованная литература……………………………………………………..24

5. Приложение ……………………………………………………………………...25

1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская чудес» разработана в соответствии со следующими нормативно правовыми документами:

     1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. «Об образовании в Российской федерации»  

     2. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573).

     3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

     4. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.

     Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии. Предлагаемая программа «Мастерская чудес», предназначена для реализации работы по каждому разделу, составленному с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. «От простого - к сложному» - девиз данной программы. Обучение проводится один раз в неделю, с детьми разновозрастной группы. На занятиях кружка «Мастерская чудес» осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, цветной бумаги, соленого теста. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация деятельности позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: - желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а 4 предполагает получение определенного осмысленного результата; - желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. Работа кружка «Мастерская чудес» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.

Выделяются пять разделов:

1. Работа с бумагой и картоном.

2. Работа с бросовым материалом и природным материалом.

3. Работа с пластилином.

4. Работа с соленым тестом

5. Работа с красками в технике нетрадиционного рисования.

 Основным условием реализации программы кружка является творческое отношение к работе самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка.

1.2 Цель

Развитие художественно – творческих способностей детей с 3-7 лет. Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности

1.3 Задачи

Обучающие: 

- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД по художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

- обучение умению планирования своей работы;

- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие: 

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие образного мышления и воображения;

- создание условий к саморазвитию дошкольников;

 - развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные: 

- воспитание уважения к труду и людям труда;

- формирование чувства коллективизма;

- воспитание аккуратности;

 - экологическое воспитание детей.

1.4. Основные принципы программы:

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип научности - заключается, в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина).

1.5 Значимые для разработки и реализации Программы дополнительного образования характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

Возрастная характеристика детей 4 - 5 лет.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же— больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Возрастная характеристика 5 - 6 лет.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.

Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастная характеристика 6- 7лет.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, пере- даваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

 К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

 К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.6 Планируемый результат

В процессе освоения программы:

 Средняя и младшая группы.

• Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

• Освоят навыки работы с разнообразными материалами, ножницами, клеем.

• Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

• Научатся видеть необычное в обычных предметах

• Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая и подготовительная группы

• Овладеют различными приемами преобразования материалов.

• Освоят обобщенные способы работы.

• Разовьют познавательные, конструктивные способности.

• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

• Разовьется поисковая-исследовательская деятельность.

• Освоят умение анализировать поделку.

• Сформируется положительное отношение к труду(как своему, так и других).

• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

• Подготовится рука к письму.

2. Содержательный раздел.

Направленность программы - художественно - творческая

Вид программы - развивающая

Возраст детей  4 -7 лет

Продолжительность занятия:

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 раз

1 час

32 часа

Непосредственно образовательная деятельность проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня) с октября по май, продолжительность которых составляет: 4-5 лет – 20минут; 5-7 лет – 25-30 минут.

2.1 Учебно – тематический план.

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов в том числе:

Итого часов

Форма контроля

теоретическ ие

практические

Вводное занятие, техника безопасности.

1

   

Конкурс осенних поделок

«Гусеница»

1

«Ветка рябины»

1

«Осенняя открытка»

1

«Собираем урожай»

Знакомство с искусством оригами

1

Превращения квадратика Модель «Флажок»

1

Выставка детско -родительских поделок  «Оригами»

Базовая форма «Книжка»,  модель «Дом»

1

«Вертушка»

1

«Волшебные снежинки»

1

Совместное творчество родителей и детей

«Морозный узор»

1

Выставка детских рисунков

«Новогодние шары»

1

Оформление группы к новогоднему празднику

Работа с пластилином «Елочные игрушки»

1

Выставка детских работ

«Семейство ежей»

1

Выставка

«Веселые зверята»

1

Выставка детских работ

Работа с бумагой в нетрадиционной технике. «Варежка»

1

Выставка «Парад снеговиков»

«Зайка беленький»

1

Мастер-класс для родителей

«Фонарик»

1

Работа нетрадиционными материалами

«Жираф»

1

«Леопард»

1

Совместное творчество  родителей и детей

«Пушистики»

1

«Сердечко для любимой мамы»

1

«Старичок-Лесовичок»

1

Домашнее задание: доделать композицию с родителями

«Макаронная фантазия»

1

«Стрекоза»

1

Работа с соленым тестом

«Подсолнух»

2

Совместное творчество родителей и детей

«Крендельки»

1

Выставка детских работ

Угощение «Пирожки»

1

Выставка детских работ

Рисование «Цыплята и одуванчики»

1

«Пасхальное яйцо»

1

Совместное творчество родителей и детей

«Верба»

1

Выставка детских работ

32

Итоговый контроль

Выставка-смотр поделок, аппликаций, рисунков.

2.2. Структура занятия

 Приветствие

Пальчиковая гимнастика

Развивающие игры, упражнения

Индивидуальная деятельность детей

Подвижная игра

Завершение занятия

2.3. Формы работы с детьми

Беседа

Ситуативный разговор

Игра

Рассказ

Чтение

Интегративная деятельность

 Проблемная ситуация

2.4. Методы работы с детьми

Игровой

Наглядный

Практический

2.5. Средства, инструменты и расходные материалы

Инструменты

Материалы

Клей, краски

Клеёнка для аппликации

Клей- карандаш

Линейка

Набор стеков и доска для лепки

Кисточки для клея и красок

Ножницы

Емкости для воды

Рабочие столы

Магнитная доска

Мольберт - 2

Пластилин

Мука, соль

Крупа

Крышки от майонезных банок

Крышки от бутылок,

пластиковые бутылочки,

баночки от йогуртов

Яйца «Киндер - сюрприз»

Сухие листья

Коряги, шишки, жёлуди, мох

Семена растений

Цветная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

Вата

Скорлупа яиц, перья, фольга

Краски акварельные

Краски гуашь

Восковые мелки, свеча

Коктейльные трубочки

 Ватные палочки, губки

2.6. Технология обучения:

Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий.

 В работе используются следующие технологии:

здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление позвоночника, шеи, мышц глаз, мелкой моторики пальцев) проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

технологии личностно-ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);

 ИКТ

2.7 Виды деятельности:

2.7.1. «Работа с бумагой и картоном».

Работа в технике «Оригами».

Работа с мятой бумагой.

Технология изготовления игрушек из бумаги. Изготовление объёмных картинок. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.

 Задачи обучения:

1. Совершенствовать навыки работы с бумагой: сгибать лист в 3-4 раза, в разных направлениях; выполнять работу по типу «Оригами».                                                                                                                               2. Учить работать по шаблону и готовой выкройке, изготавливать игрушкисамоделки.                                3. Выполнять картины по типу «мозаика» из бумаги с использованием природного материала (яичной скорлупы, семян подсолнечника).                                                                                                                                         4. Учить делать объёмные игрушки- самоделки, в основании которых лежат объёмные геометрические фигуры (конус, цилиндр, параллелограмм).                                                                                                     5. Учить делать элементарные подвесные вращающиеся конструкции из лёгких фактур бумаги, на круге плотного картона или пластмассовом кольце.                                                                                                      6. Учить выполнять коллективную работу, используя в работе мягкий картон, цветную бумагу, бросовый материал, шаблоны.

2.7.2. « Работа с природным и бросовым материалом»

 Задачи обучения:

1.Учить детей делать аппликацию, используя в работе сухие засушенные листья различных деревьев и различных цветовых оттенков.                                                                                                       2.Учить делать игрушки- самоделки из природного материала (скорлупы грецкого ореха, каштанов, ягод рябины, семян подсолнечника и бросового материала (пенопласта, различных коробок, обрывков шнуров), используя в качестве дополнительного материала пластилин, глину, клей ПВА.                                                                                                                                                                        3.Учить выполнять коллективные работы (с использованием бросового и природного материала, цветной бумаги) по сказкам и стихотворениям, рассказам.

 2.7.3. «Работа с пластилином».

 Задачи обучения:

1.Совершенствовать навыки и умения детей в лепке сложных по форме и строению предметов комбинированным, скульптурным способами, употребляя при этом стеки, штампы, материалы для укрепления идеальных, вытянутых форм.                                                                                                                    2. Учить создавать сложные лепные композиции; использовать в лепке разнообразные приёмы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

2.7.4. «Нетрадиционная техника рисования»

 - «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

- рисование свечой;

- оттиски штампов различных видов;

- «точечный рисунок»;

- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна).

Задачи обучения:

1.Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;                                                                                                                                                                                 2. Развивать мелкую моторику рук;                                                                                                                               3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;                                                     4. Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.                                                                                                                                                                 5. Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;                                                                                                     6. Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

2.7.5. «Тестопластика»  

Задачи обучения:

1. Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников.                                                                                 2. Формировать способность к изобразительной деятельности воображение и творчество.                            3. Развивать мелкую моторику пальцев.

2.8 Взаимодействие с семьями воспитанников.

 Одной из важнейших задач ФГОС ДО является обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 В соответствии с этим основными направлениями взаимодействия МКДОУ «Чумаковский детский сад» с родителями воспитанников стали:  

1. Изучение особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений                                                                     2. Информирование родителей                                                                                                                                              3. Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности в вопросах образования детей.                                                                                                                                                                                              4. Вовлечение родителей в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Общими формами реализации данных направлений стали:

1. Информирование родителей о содержании деятельности ДОО по развитию речи детей, их достижениях и интересах путем размещения информации на сайте ДОО, стендах, в процессе ежедневного общения и в ходе коллективных мероприятий.                                                                              2. Изучение и анализ детско-родительских отношений и уровня педагогической компетентности родителей путѐм анкетирования, опросов, наблюдения.                                                                                               3. «Школа для родителей» для повышения уровня компетентности в вопросах образования детей.                                                                                                                                         4. Привлечение родителей к участию в подготовке и проведении детских досугов и праздников (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие), к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.                                                                                   5. Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий.                                                                                6. Беседы с целью выработки единой системы целей воспитания и требований в ДОО и семье.                                                                                                                                                            7. Открытые мероприятия, дни открытых дверей.                                                                                                                      8. Создание в группах тематических выставок при участии родителей.                        

Формы работы с родителями по реализации программы дополнительного образования «Мастерская чудес»

 - выставки;

- мастер-классы;

- совместное творчество родителей и детей;

- оформление наглядной агитации для родителей;

- беседы, консультации;

- совместные мероприятия.

3. Организационный раздел.

3.1 Формы организованной образовательной деятельности.

Формы организации

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

 Групповая (индивидуальноколлективная

Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения организованной образовательной деятельности может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения

3.2 Расписание занятий

Дни недели

Возраст

Время

Среда

 4-5 лет

15.25 – 15.45

 6-7 лет

15.25 – 15.55

3.3 Количество детей посещающих кружок «Мастерская чудес» - 15 человек

Из них: девочек – 7

              мальчиков – 8

            Дети со статусом ОВЗ – 0; ребенок – инвалид – 0.

3.4. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

№ занятия

Тема занятия

Материалы

Программное содержание

Октябрь

1-я

1

Вводное занятие, техника безопасности.

Познакомить с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.

2-я

2

«Гусеница»

Свежие листья, проволока, шаблоны, палочки, клей пластилин

Знакомство с новым изобразительным приемом нанизывание на палочку свежих листьев. Развивать ручную умелость.

3-я

3

«Ветка рябины»

Лист бумаги в форме овала, тонированный гуашью черного цвета, гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетки, фартук, гроздь рябины (натура или фотоиллюстрация)

Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить прием вливания одного цвета в другой. Учить технике пальчикового рисования. Развивать мелкую моторику рук.

4-я

4

«Осенняя открытка»

Репродукции с осенними пейзажами, альбомный лист, гуашь, кисть, трубочки для коктейля, стаканчик с водой, фартук, салфетки

Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, воспитывать художественный вкус.

Ноябрь

1-я

5

«Собираем урожай»

Лист бумаги, тарелки для красок, краски, салфетки, кисточка для красок, половинка яблока

Познакомить детей с техникой «отпечаток». Учить, ритмично наносить отпечатки половинки яблока на лист бумаги.

2-я

6

Знакомство с искусством оригами

Бумага для оригами, картон, гофрированная бумага, газета, салфетка (образцы бумаги подготовлены на каждого ребенка), лист бумаги формата A4, ножницы

Познакомить детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется).

3-я

7

Превращения квадратика Модель «Флажок»

Бумага для оригами, картон, гофрированная бумага, газета, салфетка (образцы бумаги подготовлены на каждого ребенка), лист бумаги формата A4, ножницы

Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

4-я

8

Базовая форма «Книжка» Модель «Дом»

Бумага для оригами (цветная), клей, заготовки окон, дверей

Знакомство с основной базовой формой «книжка». Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение квадратика в дом.

Декабрь

1-я

9

«Вертушка»

Деревянная палочка, квадратный лист бумаги (можно разных цветов), клей

Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию.

2-я

10

«Волшебные снежинки»

Макароны различных видов и форм, клей канцелярский, акриловая краска белая, блестки

Составление композиции из различных повторяющихся элементов. Формировать умение создавать ритмичные узоры. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

3-я

11

«Морозный узор»

альбомный лист; свечка, акварельные краски, кисть с широким ворсом; стаканчик с водой.

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать творчество, воображение.

4-я

12

«Новогодние шары»

Нитки разноцветные, клей ПВА, шарики воздушные

Знакомство с нетрадиционной техникой работы с нитками, накручивание ниток смоченных клеем на объемную основу-шар. Побуждать к поиску средств образной выразительности.

Январь

1-я

13

Работа с соленым тестом и пластилином «Елочные игрушки»

Мука, соль, вода, формы для печенья и пластилина для формирования игрушек.

Знакомство с соленым тестом, способом его приготовления, замешивания, раскатывания, создание различных силуэтов с помощью готовых форм. Расширить спектр скульптурных приемов лепки.

2-я

14

«Семейство

ежей»

Шишки, пластилин

Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Скатывание пластилина «колбаской», шариком. Использование приема примазывания, вытягивания.

3-я

15

«Весёлые зверята»

Соленое тесто, пуговицы, бусинки, цветной картон

Создание образов животных, учитывая их характерные особенности. Закрепление навыков работы с пластичным материалом. Комбинирование техник лепки.

4-я

16

Работа с бумагой в нетрадиционно й технике. «Варежки»

Бумага цветная, картонная основа, вата

Знакомство с обрывной техникой аппликации. Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, терпение. Воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа.

Февраль

1-я

17

«Зайка беленький»

Бумага, клейкарандаш, салфетки, шаблон «Зайка», фломастеры

Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимым и деталями.

2-я

18

«Фонарик»

Цветная бумага, клей карандаш, салфетки, ножницы

Учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию.

3-я

19

Работа нетрадиционны ми материалами «Жираф»

Распечатанный рисунок жирафа на плотной бумаге, клей ПВА, пшено, гречка

Знакомство с новой техникой аппликации с использованием нестандартных материалов. Развитие глазомера, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к живой природе, прилежность, аккуратность.

4-я

20

«Леопард»

Распечатанный рисунок леопарда на плотной бумаге, клей ПВА, пшено, гречка

Продолжать знакомство с техникой аппликации с использованием нестандартных материалов. Развитие глазомера, мелкой моторики рук.

Март

1-я

21

«Пушистики»

Нитки для вязания, картонная основа для создания помпонов, ножницы.

Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (знакомство с приемом формирования помпонов, накручивание на картонную основу разноцветных нитей).

2-я

22

«Сердечко для любимой мамы»

Бумага цветная, картонная основа, шаблон, клей, ножницы.

Познакомить детей с элементами квиллинг. Учить детей скатывать полоски бумаги. Ритмично располагать заготовки на шаблоне. Развивать восприятие объемных форм.

3-я

23

«Старичок Лесовичок»

Шишки, палочки, пластилин

Учить моделированию из еловых шишек. Развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, создавать похожий образ, развивать воображение. Развивать способности к формообразованию и сюжетосложению.

4-я

24

«Макаронная фантазия»

Макароны разных видов (окрашенные в разные цвета), картонная основа, клей.

Развивать комбинаторные и композиционные умения детей: составлять изображение из нескольких частей, красиво размещать на основе. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Апрель

1-я

25

«Стрекоза»

пластиковая ложка, нитки для вязания средней толщины, термоклей (или другой быстросохнущий клей), кусочки пластиковой папки разных цветов.

Познакомить с приемами использования бросового материала. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления создаваемом образе разными изобразительно

выразительными средствами.

2-я

26

Работа с соленым тестом «Подсолнух» Часть 1

соленое тесто, стеки.

Продолжение знакомства работы с тестом, отламывать небольшими кусочками и расплющивать на картоне, сделать фон, продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для серединки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки); вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали.

3-я

27

«Подсолнух» Часть 2

4-я

28

«Крендельки»

соленое тесто; стек, доска для лепки; салфетки.

Продолжать учить детей использовать разнообразные приемы лепки: скатывание, скручивание, прищипывание, примазывание. Учить декорировать изделие, создавая единую композицию.

Май  

1-я

29

Угощение «Пирожки»

Соленое тесто; стек, доска для лепки; салфетки

Учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

2-я

30

Рисование «Цыплята и одуванчики»

Листы бумаги зеленого цвета; ватные палочки; гуашь желтого цвета; фломастеры; салфетки.

Учить создавать монохромные композиции на цветном фоне. Обогатить возможности  модульного рисования – создавать образы цыплят и одуванчиков приемом «примакивание» (пальчиками, ватными палочками). Развивать чувство цвета, формы композиции. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

3-я

31

«Пасхальное яйцо»

Шаблон « Яйцо» стек, доска для лепки, пластилин, рис, клей-карандаш, салфетки.

Учить наклеивать на шаблон семена риса, пластилин, создавать свой узор.

4-я

32

«Верба»

Шаблон «Верба», семена тыквы, клей-карандаш, салфетки.

Учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восп-ие.

                                                          Список литературы:

1. Богатеева.З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 208с. (электронный вариант)                                                                                                  2. Давыдова Г.Н «Подарки к праздникам»                                                                                                                   3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.                                                                                                                                                          4. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаикасинтез, 2011.                      5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.                                                                                                                                                                                            6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. – М.: Мозаика-Синтез, - 2010                                                                                                                                                                         7. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез., М – 2010                                                                                                                                                                                               8. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1981.              9. Лыкова И.А. «Цветные ладошки» Парциальная программа художественно эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. - М.: ИД «Цветной мир», 2018.                               10. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. – ИД «Цветной мир»,. М - 2011                                                                                                                                                                               11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. – ИД «Цветной мир»,. М - 2017                                                                                                                                                      12. Расщупкина С.Ю. Подарки из бумаги. – М.: Эксмо, 2011                                                                                                        13. Филенко Ф.П. Поделки из природных материалов. – М., Просвещение, 1976

                                                                                                                           Приложение.                                                                                                                                                                                                                                                                  

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвием вверх.

5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Техника безопасности при работе с клеем

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Техника безопасности при работе с иглой

1. Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).

2. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

3. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.

4. Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.

 Основные правилa безопасности использования ножниц:

- Ножницы нельзя брать без разрешения

- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить

- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

 - Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться

- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед

- Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх

- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться.

Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки»

 Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.

По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.

                               Художественно-творческое развитие детей  4-5 лет

         Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:  

 Активное, уверенное и с интересом изображение знакомых объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных);                                                                                                                            Самостоятельное нахождение и воплощение в художественном творчестве простых сюжетов на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передовая при этом свое отношение к окружающему миру                                                                                                         Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали).                                                                                                                                                Уверенное владение разными художественными техниками;                                                                                                                                                                          Начальное понятие «языка искусства»;                                                                                                                                 Выражение своих представлений, переживаний, мыслей, чувств доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;                                                                                                                                               Проявление эстетических эмоций и чувств, при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.

Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок создает оригинальные, эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением знакомится с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дает эстетические оценки увиденному в природе, искусстве и в быту (красиво или не красиво, грустно или весело).

Средний уровень – ребенок интересуется изобразительным или декоративно-прикладным искусством, выражает свое отношение вербально или своими доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднение при самостоятельном выборе замысла, разработке сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную деятельность, но не охотно выступает инициатором, обращается за помощью к взрослым и сверстникам.

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в художественную деятельность лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к процессу и результату; создает схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений.

Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (4-5 лет)

Основные показатели развития детского творчества

                                             Ф.И. ребёнка

Уверенное изображение знакомых объектов, предметов и явлений

Самостоятельность в выборе сюжетов

Передача простыми художественными средствами различных признаков изображаемых объектов.

Владение разными художественными техниками

Выражение своих эмоций и мыслей доступными выразительно-изобразительными средствами

Эмоциональность при восприятии произведений разных жанров изобразительного искусства

Коллективная деятельность

Инициативность

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

                 Художественно-творческое развитие детей 6-7 лет

                            (подготовительная к школе группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

 Самостоятельное, свободное, увлеченное и с устойчивым интересом создание оригинальных образов и сюжетных композиций различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые, общественные и природные явления, флора, фауна, деревня, город, праздники), на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения).                                                                                                                          Передача личных впечатлений и отношения об окружающем мире (добрый или злой сказочный персонаж, грустный или веселый человек) доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;                                                                                                                                           Выражение своего отношения к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится, любуюсь);                                                                                                                                                                                         Успешная реализация творческих замыслов;                                                                                                                  Свободное сочетание разных видов художественно-продуктивной деятельности;                                                  Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;                                                                                                                                                                             В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочетающего форму, декор и назначение предмета.                                                                                                                            Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;                                                                                                                                                           Свободное использование освоенных художественных техник и изобразительно-выразительные средства как особый «язык искусства»;                                                                                                                                  Освоение новых способов создания образа и изобретение своих в процессе художественного экспериментирования;                                                                                                                                Планирование работы;                                                                                                                                                       Сотрудничество с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;                                          Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.  

Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк); получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир.

Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире, охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.

 Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей) или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых художественных техник и изобразительно-выразительных средств; не высказывает заметного интереса к искусству.

              Педагогическая диагностика по изодеятельности

 Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Основные показатели развития детского творчества

                                  Ф.И. ребёнка

Самостоятельное создание оригинальных образов

Развернутость сюжетов в изображении

Личное отношение к эстетическим объектам и явлениям

Владение разными художественными техниками

Передача личных впечатлений и отношения в изображении

Сюжетность в изображении

Активная деятельность

Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративно-прикладной деятельности

Реализация творческих замыслов

Свободное использование новых изобразительных средств и техник

Инициативность

Планирование работы

Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий к реализации парциальной программе ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ МаханевойМ.Д.,КнязевойО.Л.

Мною разработан материал для анализа знаний русских сказок,песенок,потешек; старинного русского быта....

Парциальная программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Парциальная программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Примерная парциальная программа для детей 3-7 лет по "Приобщению детей к народной культуре"

Воспитание  гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину, свой родной край – задача особенно актуальная на современном этапе развития общества. Но она не может быть успешно решена...

Парциальная программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» О.Л. Князева М.Д. Маханева Подготовительная группа (6-7 лет) на 2021-2022 учебный год

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Ю.М. Лобановой  рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2 до ...