Современные технологии в работе с детьми для развития критического мышления
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Приёмы развития критического мышления позволяют детям аргументировано отвечать на вопросы, обучают правилам ведения дискуссии, развивают мыслительные навыки, умение принимать нестандартные решения, высказывать собственное мнение, работать с информацией, анализировать, отделять главное от второстепенного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_v_rabote_s_detmi_dlya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии в работе с детьми для развития критического мышления
Приёмы развития критического мышления позволяют детям аргументировано отвечать на вопросы, обучают правилам ведения дискуссии, развивают мыслительные навыки, умение принимать нестандартные решения, высказывать собственное мнение, работать с информацией, анализировать, отделять главное от второстепенного.
«Интеллект - стаканчики»
На улице или в группе на полу, поставлены три бумажных стаканчика объёмом пол-литра или литр. На стаканчиках нарисованы символы «+ - ?».
На расстоянии 1-1,5 метра нарисована линия, через которую нельзя переходить.
Педагог предлагает ответить на пять вопросов. Если ребёнок знает ответ и может полно ответить его, то бросает шишку в стаканчик с «+», если нет ответа – в стаканчик «-«, если хотел бы узнать ответ – в стаканчик «?».
- Куда прячет еду белка?
- Сколько лет живут белки?
- Сколько раз у белок происходит линька?
- Все ли змеи ядовитые?
- Колибри – самая маленькая птица на земле?
- Как спят аисты?
- У пеликанов самый вместительный в мире клюв. Сколько вёдер с рыбой можно поместить в него?
- Ноздрей у пеликанов нет – они вдыхают воздух через…?
- Павлины считаются одними из самых красивых птиц в мире благодаря своему роскошному «хвосту», распускаемому веером. Такая броская красота присуща только самцам?
- Павлины живут около 20 лет. Их прекрасные перья вырастают, когда птицам исполняется … года?
- Перья нужны павлинам не только для привлечения самок, но и для отпугивания врагов. Каким образом это происходит?
- Павлины охотятся на змей?
- Слоны – ближайшие родственники ныне вымерших мамонтов?
- Слоны боятся мышей?
- Есть ли слоны индийские и африканские?
- Слоны бывают правшами и левшами?
- Коалы едят только листья эвкалипта?
- Все планеты крутятся по часовой стрелке?
- Самая яркая звезда?
- Большая Медведица, Малая Медведица – это животные?
- Самый крупный метеорит на Земле состоит полностью из железа?
После того как дети ответили на вопросы и бросили шишки в стаканчики, педагог вместе с детьми делает статистику и определяет, на какие вопросы дети хотели бы получить ответ.
Если ребёнок бросает в стаканчик с «+» и отвечает неправильно, то у него есть ещё одна попытка бросить в другой стаканчик с «-« или с «+».
Статистику лучше проводить в целом по группе детей, а не индивидуальную. В данном случае нам необходимо выявить не самого одарённого ребёнка, а что интересует ребёнка, на что обратить внимание педагога и сразу попытаться на эти вопросы совместно найти ответ. Желательно, чтобы педагог сделал это не в форме монолога, а в беседе с детьми. Необходимо выслушать их гипотезы, предположения, используя, может быть, заранее подготовленные фрагменты фильмов, можно взять интервью в соседней группе, например, в подготовительной или у старших друзей. Таким образом, информация будет лучше усвоена через организацию поисковой деятельности детей.
«Лента времени»
Приём «Лента времени» нацелен на получение дополнительной информации, формирование умения критично и самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, не принимая сразу мнения других, порой подвергать сомнению мысли, высказанные другими.
Путешествие по ленте времени приведёт нас в разные исторические эпохи: первобытно - общинную, древний мир, средневековье, новая история и новейшая. На чём полетим? Или попрыгаем? Поедем?
Первобытно – общинный строй:
- Какая раньше была одежда? Попробуем её смоделировать из фольги, ткани, платков и др. подсобного материала, зарисовать, скомбинировать, склеить, сшить… и продемонстрировать нам готовый вариант.
- Что ели?
- Как долго жили?
- Чем писали? Что писали? Нарисовать на камне зашифрованное письмо.
- Как разговаривали? Изобразить, как бы это могло быть.
- Что было вместо посуды? Сделайте из подсобного материала (шишки, скорлупа орех, ракушки, кора и пр.).
К какой эпохи относится разворачивающее действие? Мы развиваем мыслительные навыки, умение сравнивать, обобщать, выделять главное в рассказе, находить значение новых слов.
«Знаю» - «Хочу знать» - «Узнал»
Приём ориентирован на восприятие и оценку информации.
Вариант 1.
На асфальте чертятся три больших круга. В группе можно использовать цветную изоленту, которая клеится на пол. В центре каждого круга пишем буквы: 1 – букву «З» - знаю, 2 – букву «Х» - хочу узнать, 3 – букву «У» - узнал.
Педагог читает текст, делая паузы. Если информация уже известна для детей, то они прыгают в первый круг – «знал». Если неизвестная или хотели бы узнать, то во второй круг – «хочу узнать». После того как дети узнали информацию, то прыгают в третий круг – «узнал». Круги должны быть расположены на расстоянии не менее 3 метров друг от друга. Обучение через движение – это новый тренд в дошкольном образовании.
Любопытные факты из жизни муравьёв:
- Муравьи произошли от существ, похожих на ос, около 110 – 130 миллионов лет назад. Они жили бок о бок с динозаврами, но не вымерли, в отличие от этих гигантов.
- Колонии муравьёв могут включать от десятка до нескольких миллионов особей.
- На каждого человека приходится около миллиона этих насекомых.
- Рабочие муравьи живут до 3 лет, в то время как муравьиная королева может царствовать до 30 лет.
- Эти насекомые могут брать в плен представителей других видов муравьёв, заставляя их работать на благо своей колонии.
- Учёные полагают, что муравьи способны переносить предметы в 5000 раз тяжелее их самих. Для сравнения, улитки могут переносить тяжесть лишь в десять раз больше их собственного веса.
- Муравьи – самые умные насекомые. Их мозг, несмотря на скромные размеры, состоит из 250 тысяч клеток.
Интересные факты о жизни змей:
- Все мы знаем, как кобра танцует под дудочку факира (из фильмов), но на самом деле, змеи абсолютно глухие и звуков дудочки не слышат, а танцуют они, потому что следят за движениями дудочки (факир всегда в движении) и готовятся к атаке, кроме того, они реагируют на вибрацию ног, которыми заклинатель постукивает. Но в любом случае, даже если кобра нападает, то ничего страшного не произойдёт, так как яд всегда удаляют заранее.
- Из всех видов змей больше всего яиц откладывает питон. Некоторые виды способны за раз отложить в районе 100 яиц.
- Королевская кобра может питаться и другими змеями. Её даже не смущает тот факт, что они могут оказаться ядовитыми.
- Самой старой змеёй – долгожителем считается удав по имени Попай. Эта змея скончалась в 1977 году в возрасте 40 лет.
- Некоторые виды змей (например, плюющиеся кобры и др.) могут имитировать, когда понимают, что преимущество не на их стороне. Они ложатся на спину, открывают рот и даже издают неприятный запах. Хищники, как правило, не притрагиваются к ним.
- Змея постоянно высовывает язык для того, чтобы распознать информацию об окружающей среде и объектах. Её язык настолько чувствителен, что улавливает «информацию» из воздуха.
- У некоторых змей (например, гадюк, питонов) на голове есть выемка, которая является датчиком температуры. Это «устройство» помогает им охотиться, особенно в темноте.
- Давно известно , что змеиный яд может быть использован как лекарство. На основе змеиного яда (кобры) делается мазь «Кобратоксан», которая применяется при радикулите, воспалениях и других заболеваниях суставов.
- Почти все змеи яйцекладущие, но есть некоторые виды, которые рождаются как млекопитающие (т.е. связаны с матерью сосудами). Живородящими змеями считаются обыкновенные гадюки, многие морские змеи и американский уж.
- Самыми тяжёлыми змеями считаются южноамериканские анаконды. Их вес может достигать до 250 кг.
- Самые маленькие змеи могут быть размером с нашего обыкновенного дождевого червя, а самые большие питоны достигают в длину 10 метров.
- Погремушка у гремучих змей – это не какие-то шарики внутри хвоста, а старая кожа, т.е. результат её линьки.
- Из-за гибкости змей можно подумать, что у них вообще нет костей, но это неправда. Факт заключается в том, что у змей порядка 150 пар рёбер, но они никак у человека (неподвижны), а имеют подвижную структуру, словно на шарнирах, поэтому со стороны можно подумать, что змеи совершенно бескостные.
Вариант 2
В первом круге (что мы знаем) мы рисуем всё, что знаем о муравьях: муравейник, размеры, питание, место обитания…
Во втором круге (что мы хотим узнать) рисуем вопросы, что нам неизвестно, но хотели узнать: с кем дружат, как зимуют, болеют ли? Если муравейник разорить, то что с ним будет?
В третьем круге (узнали) рисуем, что узнали нового о муравьях.
Второй вариант интересен тем, что оставляет свои «следы» на полу, и получается интерактивный пол, эти «следы» в течение дня можно дополнять. Каждый раз мы знакомимся с новым животным или явлением, и теперь уже дети будут знать весь алгоритм действий и самостоятельно заполнять круги «знал», «хочу знать» и «узнал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии в работе с детьми раннего возраста в дошкольной общеобразовательной организации
В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии....
Современные технологии в работе с детьми имеющие отклонения в здоровье.Обмен опыта.
Работая с детьми санаторных групп мы стараемся,чтобы детям были предоставлены возможносьти поправить своё здоровье,усилить меры охраны здоровья,привить любовь к своему здоровью.Й как нам кажется...
Информационная карта социокультурного педагогического проекта «Интерактивный музей как одна из форм современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Педагогическая работа с детьми с использованием интерактивного музея. Технология развивающего взаимодействия....
«Активизация и использование современных образовательных технологий в работе с детьми по развитию музыкально-ритмических способностей. Учебно- методический комплекс «Шома-бас»
Танец является одним из средств разностороннего развития и воспитания ребёнка. Танцы развивают у детей эмоциональное восприятие музыки, прививают хороший вкус, помогают приобщить их к миру прекрасного...
Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию
Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию...
«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...
«Использование современных технологий в работе с детьми раннего возраста» (из опыта работы)
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от ф...