Современные технологии в работе с детьми для развития критического мышления
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Коровина Ольга Владимировна

Приёмы развития критического мышления позволяют детям аргументировано отвечать на вопросы, обучают правилам ведения дискуссии, развивают мыслительные навыки, умение принимать нестандартные решения, высказывать собственное мнение, работать с информацией, анализировать, отделять главное от второстепенного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии в работе с детьми для развития критического мышления

Приёмы развития критического мышления позволяют детям аргументировано отвечать на вопросы, обучают правилам ведения дискуссии, развивают мыслительные навыки, умение принимать нестандартные решения, высказывать собственное мнение, работать с информацией, анализировать, отделять главное от второстепенного.

«Интеллект - стаканчики»

На улице или в группе на полу, поставлены три бумажных стаканчика объёмом пол-литра или литр. На стаканчиках нарисованы символы «+  -  ?».

На расстоянии 1-1,5 метра нарисована линия, через которую нельзя переходить.

Педагог предлагает ответить на пять вопросов. Если ребёнок знает ответ и может полно ответить его, то бросает шишку в стаканчик с «+», если нет ответа – в стаканчик «-«, если хотел бы узнать ответ – в стаканчик «?».

 - Куда прячет еду белка?

- Сколько лет живут белки?

- Сколько раз у белок происходит линька?

- Все ли змеи ядовитые?

- Колибри – самая маленькая птица на земле?

- Как спят аисты?

- У пеликанов самый вместительный в мире клюв. Сколько вёдер с рыбой можно поместить в него?

- Ноздрей у пеликанов нет – они вдыхают воздух через…?

- Павлины считаются одними из самых красивых птиц в мире благодаря своему роскошному «хвосту», распускаемому веером. Такая броская красота присуща только самцам?

- Павлины живут около 20 лет. Их прекрасные перья вырастают, когда птицам исполняется … года?

- Перья нужны павлинам не только для привлечения самок, но и для отпугивания врагов. Каким образом это происходит?

- Павлины охотятся на змей?

- Слоны – ближайшие родственники ныне вымерших мамонтов?

- Слоны боятся мышей?

- Есть ли слоны индийские и африканские?

- Слоны бывают правшами и левшами?

- Коалы едят только листья эвкалипта?

- Все планеты крутятся по часовой стрелке?

- Самая яркая звезда?

- Большая Медведица, Малая Медведица – это животные?

- Самый крупный метеорит на Земле состоит полностью из железа?

После того как дети ответили на вопросы и бросили шишки в стаканчики, педагог вместе с детьми делает статистику и определяет, на какие вопросы дети хотели бы получить ответ.

Если ребёнок бросает в стаканчик с «+» и отвечает неправильно, то у него есть ещё одна попытка бросить в другой стаканчик с «-« или с «+».

Статистику лучше проводить в целом по группе детей, а не индивидуальную. В данном случае нам необходимо выявить не самого одарённого ребёнка, а что интересует ребёнка, на что обратить внимание педагога и сразу попытаться на эти вопросы совместно найти ответ. Желательно, чтобы педагог сделал это не в форме монолога, а в беседе с детьми. Необходимо выслушать их гипотезы, предположения, используя, может быть, заранее подготовленные фрагменты фильмов, можно взять интервью в соседней группе, например, в подготовительной или у старших друзей. Таким образом, информация будет лучше усвоена через организацию поисковой деятельности детей.

 

«Лента времени»

Приём «Лента времени» нацелен на получение дополнительной  информации, формирование умения критично и самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, не принимая сразу мнения других, порой подвергать сомнению мысли, высказанные другими.

Путешествие по ленте времени приведёт нас в разные исторические эпохи: первобытно - общинную, древний мир, средневековье, новая история и новейшая. На чём полетим? Или попрыгаем? Поедем?

Первобытно – общинный строй:

- Какая раньше была одежда? Попробуем её смоделировать из фольги, ткани, платков и др. подсобного материала, зарисовать, скомбинировать, склеить, сшить… и продемонстрировать нам готовый вариант.

- Что ели?

- Как долго жили?

- Чем писали? Что писали? Нарисовать на камне зашифрованное письмо.

- Как разговаривали? Изобразить, как бы это могло быть.

- Что было вместо посуды? Сделайте из подсобного материала (шишки, скорлупа орех, ракушки, кора и пр.).

К какой эпохи относится разворачивающее действие? Мы развиваем мыслительные навыки, умение сравнивать, обобщать, выделять главное в рассказе, находить значение новых слов.

«Знаю» - «Хочу знать» - «Узнал»

Приём ориентирован на восприятие и оценку информации.

Вариант 1.

На асфальте чертятся три больших круга. В группе можно использовать цветную изоленту, которая клеится на пол. В центре каждого круга пишем буквы: 1 – букву «З» - знаю, 2 – букву «Х» - хочу узнать, 3 – букву «У» - узнал.

Педагог читает текст, делая паузы. Если информация уже известна для детей, то они прыгают в первый круг – «знал». Если неизвестная или хотели бы узнать, то во второй круг – «хочу узнать». После того как дети узнали информацию, то прыгают в третий круг – «узнал». Круги должны быть расположены на расстоянии не менее 3 метров друг от друга. Обучение через движение – это новый тренд в дошкольном образовании.

Любопытные факты из жизни муравьёв:

  1. Муравьи произошли от существ, похожих на ос, около 110 – 130 миллионов лет назад. Они жили бок о бок с динозаврами, но не вымерли, в отличие от этих гигантов.
  2. Колонии муравьёв могут включать от десятка до нескольких миллионов особей.
  3.  На каждого человека приходится около миллиона этих насекомых.
  4. Рабочие муравьи живут до 3 лет, в то время как муравьиная королева может царствовать до 30 лет.
  5. Эти насекомые могут брать в плен представителей других видов муравьёв, заставляя их работать на благо своей колонии.
  6. Учёные полагают, что муравьи способны переносить предметы в 5000 раз тяжелее  их самих. Для сравнения, улитки могут переносить тяжесть лишь в десять раз больше их собственного веса.
  7. Муравьи – самые умные насекомые. Их мозг, несмотря на скромные размеры, состоит из 250 тысяч клеток.

Интересные факты о жизни змей:

  1. Все мы знаем, как кобра танцует под дудочку факира (из фильмов), но на самом деле, змеи абсолютно глухие и звуков дудочки не слышат, а танцуют они, потому что следят за движениями дудочки (факир всегда в движении) и готовятся к атаке, кроме того, они реагируют на вибрацию ног, которыми заклинатель постукивает. Но в любом случае, даже если кобра нападает, то ничего страшного не произойдёт, так как яд всегда удаляют заранее.
  2. Из всех видов змей больше всего яиц откладывает питон. Некоторые виды способны за раз отложить в районе 100 яиц.
  3. Королевская кобра может питаться и другими змеями. Её даже не смущает тот факт, что они могут оказаться ядовитыми.
  4. Самой старой змеёй – долгожителем считается удав по имени Попай. Эта змея скончалась в 1977 году в возрасте 40 лет.
  5. Некоторые виды змей (например, плюющиеся кобры и др.) могут имитировать, когда понимают, что преимущество не на их стороне. Они ложатся на спину, открывают рот и даже издают неприятный запах. Хищники, как правило, не притрагиваются к ним.
  6. Змея постоянно высовывает язык для того, чтобы распознать информацию об окружающей среде и объектах. Её язык настолько чувствителен, что улавливает «информацию» из воздуха.
  7. У некоторых змей (например, гадюк, питонов) на голове есть выемка, которая является датчиком температуры. Это «устройство» помогает им охотиться, особенно в темноте.
  8. Давно известно , что змеиный яд может быть использован как лекарство. На основе змеиного яда (кобры) делается мазь «Кобратоксан», которая применяется при радикулите, воспалениях и других заболеваниях суставов.
  9. Почти все змеи яйцекладущие, но есть некоторые виды, которые рождаются как млекопитающие (т.е. связаны с матерью сосудами). Живородящими змеями считаются обыкновенные гадюки, многие морские змеи и американский уж.
  10. Самыми тяжёлыми змеями считаются южноамериканские анаконды. Их вес может достигать до 250 кг.
  11. Самые маленькие змеи могут быть размером с нашего обыкновенного дождевого червя, а самые большие питоны достигают в длину 10 метров.
  12. Погремушка у гремучих змей – это не какие-то шарики внутри хвоста, а старая кожа, т.е. результат её линьки.
  13. Из-за гибкости змей можно подумать, что у них вообще нет костей, но это неправда. Факт заключается в том, что у змей порядка 150 пар рёбер, но они никак у человека (неподвижны), а имеют подвижную структуру, словно на шарнирах, поэтому со стороны можно подумать, что змеи совершенно бескостные.

Вариант 2

В первом круге (что мы знаем) мы рисуем всё, что знаем о муравьях: муравейник, размеры, питание, место обитания…

Во втором круге (что мы хотим узнать) рисуем вопросы, что нам неизвестно, но хотели узнать: с кем дружат, как зимуют, болеют ли? Если муравейник разорить, то что с ним будет?

В третьем круге (узнали) рисуем, что узнали нового о муравьях.

Второй вариант интересен тем, что оставляет свои «следы» на полу, и получается интерактивный пол, эти «следы» в течение дня можно дополнять. Каждый раз мы знакомимся с новым животным или явлением, и теперь уже дети будут знать весь алгоритм действий и самостоятельно заполнять круги «знал», «хочу знать» и «узнал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в работе с детьми раннего возраста в дошкольной общеобразовательной организации

В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии....

Современные технологии в работе с детьми имеющие отклонения в здоровье.Обмен опыта.

Работая с детьми санаторных групп мы стараемся,чтобы детям были предоставлены возможносьти поправить своё здоровье,усилить  меры охраны здоровья,привить любовь к своему здоровью.Й как нам кажется...

Информационная карта социокультурного педагогического проекта «Интерактивный музей как одна из форм современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Педагогическая работа с детьми   с использованием интерактивного музея. Технология развивающего взаимодействия....

«Активизация и использование современных образовательных технологий в работе с детьми по развитию музыкально-ритмических способностей. Учебно- методический комплекс «Шома-бас»

Танец является одним из средств разностороннего развития и воспитания ребёнка. Танцы развивают у детей эмоциональное восприятие музыки, прививают хороший вкус, помогают приобщить их к миру прекрасного...

Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию

Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию...

«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

«Использование современных технологий в работе с детьми раннего возраста» (из опыта работы)

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от ф...