ПРОГРАММА ДОУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ» для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет
материал

 

ПРОГРАММА ДОУ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»

для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_v_kotorom_ya_zhivu_.docx128.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   №56 «Северяночка»

C:\Users\User\Desktop\_Эмблема1.png

                                                                     

                                                                                     

ПРОГРАММА ДОУ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 «МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»

для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет 

 

                                                                                                                                                                      Составитель: педагог                                                                                                                                                               Исмагилова О.А.

                                                                               

г.  Нижневартовск 2023 г.

1. Содержание

№ п/п

Наименование

Содержание

Паспорт программы

Пояснительная записка

     3.1

Цели и задачи программы

     3.2

Ожидаемый результат

     3.3

Объем образовательной нагрузки

   4.

Содержательный раздел

   5.

Тематический план

   6.

Методические приемы

   7.

Материально-техническое оснащение

  8.

Список литературы

               

2. Паспорт программы

Наименование программы

Программа ДОУ

Духовно-нравственного воспитания дошкольников

 «Мир, в котором мы живём»

Основания для разработки программы

  • Федеральный закон "Об образовании В Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.2012 года;
  • Постановление правительства РФ от 15.08. 2013 года № 06 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 "Об утверждении "Санитарно - эпидимиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" от 15.05.2013г.

Заказчики программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС №56

«Северяночка»

Создатель программы

Воспитатель Исмагилова О.А.

Цель программы

 Формирование у дошкольников духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа и природе родного края на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи программы

 создание в группе условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие и творческое развитие каждого ребенка;

 изучение истории, государственной символики, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России;

 формирование у детей способности различать и оценивать отношения и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо - плохо», можно – нельзя - надо»;

 развитие познавательных интересов, коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей;

 воспитание у детей чувства почтения и любви к родителям, уважения, милосердия и внимательного отношения к ближним, гражданско-патриотических чувств.

3. Пояснительная записка

   Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда у него формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления о семейном укладе и родной земле, об окружающем мире, добре и зле в нем. Главным при этом являются не разовые мероприятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников, а реализация целостной педагогической системы, построенной на основе традиционных отечественных духовных и нравственных ценностей с учётом возрастных особенностей детей и условий их общественного и семейного воспитания.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс

содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

 • нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости);

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания, определенным «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемых от поколения к поколению.

Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения, государства.

Воспитанию у дошкольников чувства патриотизма, гуманного отношения к окружающему миру, формированию у них социально- коммуникативных умений и навыков, этических представлений, социально-общественных качеств, умению дружно играть и трудиться, адекватно оценивать свои поступки и поступки других детей, созданию благоприятных условий для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты будет способствовать реализация парциальной программы духовно-нравственного воспитания дошкольников «Мир, в котором мы живем» (далее «Программа»).

   Программа разработана на основе нормативно-правовых документов по дошкольному образованию, методических рекомендаций ведущих отечественных педагогов и психологов, анализа педагогического опыта дошкольных учреждений по данной проблеме.

3.1 Цели и задачи

Цель:

  Формирование у дошкольников духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа и природе родного края на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи:

  создание в группе условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие и творческое развитие каждого ребенка;

  изучение истории, государственной символики, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России;

  формирование у детей способности различать и оценивать отношения и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо - плохо», можно – нельзя - надо»;

  развитие познавательных интересов, коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей;

 воспитание у детей чувства почтения и любви к родителям, уважения, милосердия и внимательного отношения к ближним, гражданско-патриотических чувств.

3.2 Ожидаемый   результат

    - дети должны получить элементарные знания об истории России, о городе, в котором они живут, о государственной символике, культуре народов России; о природно-экологическом своеобразия родного края; народных праздниках и промыслах;

- у детей должны быть сформированы навыки доброжелательного поведения дома, в среде сверстников, вежливого обращения со старшими культурного и безопасного поведения в общественных местах, природе; умения различать и оценивать отношение и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо - плохо», можно – нельзя - надо»;

- у детей должно быть воспитано отрицательное отношение к грубости, жадности, чувства почтения и любви к родителям, уважения, милосердия; внимательное отношение близким и незнакомым людям; положительное отношение к труду взрослых и результатам их труда;

- у детей должны быть развиты познавательные интересы, коммуникативные умения, речевое взаимодействие и управленческие способности.


Сроки реализации рабочей программы – 1 год

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами программы.

  1. Объем образовательной нагрузки

Работа организована в виде кружковой деятельности по Духовно-нравственного воспитания дошкольников «Мир, в котором мы живём». Занятия проводятся два раза в месяц, во второй половине дня. Их длительность не превышает 30 мин.

Программа рассчитана для детей 3-го и 4го года жизни. Срок реализации программы 1 год.

  1. Содержательный раздел

    Воспитательные процессы, положенные в основу программы призваны помочь ребенку сформулировать свою систему интересов, которые в его жизни и социальном развитии выполняют две важные общественные функции:

- Во-первых, интересы являются внутренними социальными стимулами, побуждающими ребенка к определенным действиям

- во- вторых, сближают его со своими сверстниками, с другими людьми, с обществом, что и является основой для социализации личности ребенка.

Программа включает в себя следующие разделы

- Я в мире

- Мир- прекрасное творение

- Добро и зло

- В здоровом теле- здоровый дух

- Мы здесь живем

- Моя семья- мой мир

- Я – гражданин своей страны

          - Труд и порядок

№ п\п

Название раздела

Содержание раздела

1

Я в мире

Диагностика воспитателей, воспитанников, родителей о духовных ценностях, изучение семей, семейных традиций, анкетирование, опрос, творческие работы

2

Мир- прекрасное творение

Учить видеть отличие мира, созданного руками человека от мира природы.

Воспитание чувства ответственности по отношению к природе, формирование понимания взаимосвязи живой и неживой природы.

Формирование средствами предметов художественно- эстетического цикла духовно- нравственной личности, способной отличить внешнюю красоту от внутренней

3

Добро и зло

На примере художественных произведений (сказок, рассказов,

стихотворений) учить детей различать понятия добра и зла, дать представление о нравственной свободе человека, помогать увидеть красоту нравственных поступков

4

В здоровом теле- здоровый дух

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, привитие навыков ответственного отношения к здоровью, профилактика вредных привычек на примере семье. Воспитание личности, стремящейся к красоте внутренней и внешней (совместные прогулки, спортивные соревнования, праздники, походы, акции

5

Мы здесь живем

Знакомство дошкольников с родным селом, его историей, с памятными местами села. Просматривать на занятиях, страницы истории Российского

государства. Знакомить с государственной символикой, символикой края, района.

Воспитывать у дошкольников чувства любви к своей стране, малой родине, формирование уважения к людям, прославившим страну, край, село.

Воспитывать гордость к историческому прошлому.

6

Моя семья- или мир

Знакомить воспитанников с укладом жизни в семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужского и женского труда в доме, традиционной подготовкой проведения праздников.

Формировать понимание своего места в семье, любви и уважения к близким

7

Я – гражданин своей страны

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к защитникам Отечества.

Развивать личность гражданина, защитника Отечества (экскурсия в музей, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли, встреча с защитниками Отечества)

8

Труд и порядок

Воспитывать положительное отношение к труду, как важной ценности.

Знакомить с интересными людьми, представителями разных профессий (

беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, конкурсы, выставки)

                 

5.Тематический план

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Беседа «Детский сад - чудесный дом, хорошо живется в нем»

Экскурсия по детскому саду и его участку

Сюжетно- ролевая игра «Детский сад»

Выставка рисунков «Мой любимый детский сад»

Беседа на тему

«Мы пешеходы»

Подвижные игры на прогулке

Сюжетно- ролевая игра «правила дорожного движения»

Трудовой десант

«Чистота- залог здоровья» (помощь в уборке листьев на территории детского сада)

Октябрь

Просмотр слайдов и беседы об осени

Загадки с грядки

Лепка (фрукты)

Выставка рисунков

«Краски осени»

Рассказ воспитателя о птицах

Дидактическая игра «Чей домик?»

Покормите птиц на прогулке

Акция

«Покормите птиц»

Ноябрь

Беседа о малой Родине Мордое, доме, где мы живем

Слушание стихотворений о нашем крае

Сюжетно- ролевая игра «Дом»

Экскурсия на осеннюю полянку

Рассматривание иллюстрации о профессиях

Разные профессии «Кем быть? »

Сюжетно- ролевая игра «Больница» Сюжетно- ролевая

«Строители»

Организовать встречу с ветеранами труда

Декабрь

Чтение стихов о новом годе и слушание песен

Беседа воспитателя

«Как мы готовимся встречать деда мороза и

Игра «Хороводимся вокруг елочки»

Конкурс поделок

«Символ Нового года» (дети и родители)

Снегурочку»

Январь

Беседа об изменениях в природе

Просмотр сказки

«Снегурочка и лиса»

Лепим из снега на прогулке

Конкурс

«Лучшая Новогодняя игрушка»

Февраль

Беседа «Наша армия»

Рассказ о защитниках отечества

Изготовление подарков для пап и дедушек

Конкурс газет

«Солдаты нашей семьи»

Чтение художественной литературы, стихов о защитниках отечества

Знакомство с праздником русского народа и нашего села

Раскрасим иллюстрации (матрешки)

Праздник совместно с родителями

«Масленица»

Март

Пение песен о маме, чтение стихов

Беседа «Моя мама самая, самая»

Изготовление подарков маме, бабушке

Выставка- конкурс

«Фантазия мам и бабушек»

Апрель

Рассказ воспитателя о приближении весны, приметы весны

Беседа «Тает снежок, ожил лужок»

Рисование «Травка зеленеет»

Акция «Берегите природу родного края»

Игры на лесной полянке (совместно с родителями, детьми и воспитателем)

6. Методические приемы

    - словесные, наглядные, практические;

   - методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение,            требование, воспитывающие ситуации;

    - методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

   - методы стимулирования: поощрение, одобрение, соревнование, награждение.

     Методы духовно-нравственного воспитания дошкольников применяются в комплексе. Основаниями для отбора методов служат ведущая воспитательная задача, возраст и индивидуальные особенности детей, особенности воспитания в семье.

7. Материально-техническое оснащение

- Использование мультимедийного оборудования с подбором видеотеки родном крае

-  Ноутбук, телевизор, музыкальный центр, проектор

-  Разработка экскурсионных маршрутов

       - Применение в образовательном процессе наглядно- демонстрационного и раздаточного материала

8. Список литературы

1. Ананьев Б.Г. «Воспитание дошкольников» - М.: Спарк, 2010. - 189с.

2. Буре Р.С. «Основы нравственного воспитания детей»- М.: Перспектива, 2009. - 298с.

3. Данилюк А. Я. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. М.: Просвещение, 2009. - 256с.

4. Козлова С.А. «Сущность нравственного воспитания дошкольников» - М,: Владос, 2008. - 289с.

5. «Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском саду» Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с.

6. «Нравственно-духовное воспитание в детском саду» Под ред. Буре Р.С. М.,2010. - 209с.

7. «Нравственное воспитание в детском саду» Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с. 8.Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника» М.: Просвещение. - 2010. - 109с.

9. Суслова Э.К. «Воспитание у детей этики межнационального общения» М.. - 2011. - 398с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Край, в котором мы живём"

Продолжительность проекта: долгосрочный.Что мы Родиной зовём? Край, в котором мы живём И берёзки вдоль дороги, по которой мы идём. Что мы Родиной зовём? Это наш с тобою дом И душистый, золотистый х...

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Мир, в котором мы живём»

Парциальная программадуховно-нравственного  воспитания дошкольников«Мир, в котором мы живём»для детей 3-7 лет...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через развитие их творческих и художественно-эстетических способностей...

Буклет районного семинара "Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста"

Программа  районного семинара "Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития  детей дошкольного во...