Тематическая беседа "Детям о блокаде Ленинграда"
материал (подготовительная группа)

Сергеева Алевтина Анатольевна

Материал для беседы со старшими дошкольниками о блокаде Ленинграда.Может сопровождаться презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_beseda.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая беседа

 «Детям о блокаде Ленинграда»

Цель:    Формирование  представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2. Познакомить ребят с понятием блокада,  «Дорога жизни», продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о  героизме.

 5. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

  1. Вступление                                                                           слайд 1 (звук)

 На фоне мелодии из к/ф «Офицеры»

Опять война,
Опять блокада, —
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

   Ю.Воронов

  Слайд 2     Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, в далёком  1941 году в мирную жизнь граждан нашей страны ворвалась  Великая Отечественная война. На нашу страну напала фашистская Германия.  

№ 3     Это была жестокая война, лютая, беспощадная. Она стала  страшным испытанием для всего нашего народа. Беда пришла в каждый дом, принесла много горя и разрушений.  

Слайд № 4    Сразу же после начала войны поэт Василий  Иванович Лебедев-Кумач   написал стихи «Вставай, страна огромная!», которые 24 июня 1941 года прозвучали по радио и напечатали  в газетах. Сразу после публикации композитор Александр Александров написал к ним музыку. Так  родилась песня, поднявшая весь  советский народ на борьбу с фашистскими  захватчиками .  

  Звук   (звучит песня «Священная война»)    

  1. Основная часть

№ 5      Один из основных ударов фашисты направили на Ленинград, чтобы стереть его   с лица земли. ( Город тогда назывался Ленинградом, а его жители - ленинградцами.)  

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

На подступах к  Ленинграду  шли жестокие бои.   Наши войска героически  защищали город.  

Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

Ответы детей: Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики.

Несмотря  на упорное сопротивление, враги  подошли так близко, что могли рассматривать город  в бинокль.  № 6

Не сумев захватить Ленинград силой,  фашисты решили задушить его блокадой. 

Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Это осадное кольцо, в которое взяли город.

Фашисты вышли к Неве (река, на которой стоит город)  , окружили город, который  оказался блокированным с суши и с моря.

8 сентября  1941 года  кольцо блокады замкнулось.

В Ленинграде оставалось около 2,9 мл. человек, в основном женщины и дети,  потому что все мужчины, кто мог держать оружие, ушли на фронт.

Слайды  № 7,8    Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество.  Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Надвигался голод и холод.    

№ 9   Хлеб давали по специальным продуктовым  карточкам.    

Карточка в блокадном Ленинграде — главный документ, который давал право купить продукты по государственным ценам. На листе бумаги с отпечатанными талонами было указано, сколько граммов и каких продуктов можно по ним получить.   В июле 1941 года появление карточек не вызвало паники: иногда хлеб по норме не выкупался полностью. Позднее потеря карточек была настоящей трагедией, поскольку человек оставался без куска хлеба и должен был ждать следующий месяц, т.к. карточки не восстанавливались.

№ 10,  11

Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами.

Сохранился его рецепт:

пищевая целлюлоза – 10%,  жмых – 10%,  обойная пыль – 2%,  выбойки из мешков – 2%,  хвоя – 1%,  ржаная обойная мука (крупного помола) – 75%.

Целлюлоза помогала делать хлеб объемным.

Постепенно количество ржаной муки уменьшалось.  И хлеб становился похожим на вязкую клейкую массу. И все равно он  казался самым вкусным яством, т.к. был почти единственным питанием ленинградцев.  В первую блокадную зиму  рабочие получали по 250 граммов  хлеба   в день, а служащие и дети по 125 граммов. (показать кусочек хлеба)   

-  Ребята, как вы думаете, какая жизнь была у жителей Ленинграда?  (трудная, тяжёлая, голодная)

Еды не хватало, и ленинградцы  использовали каждый клочок земли. Слайд  № 12

В парках и скверах делали грядки,  сажали овощи: картофель, капусту, лук.

Таким образом,  в тёплое время года люди могли добавлять в свой скудный рацион  овощи и  даже дикорастущие съедобные растения,  но с  наступлением  зимы  жизнь в городе становилась всё труднее.

 Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб, а  тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города.          № 13   до сегодняшнего дня на одной из стен сохранена надпись в память о тех страшных днях.

За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч снарядов, сбросили 5 тысяч бомб. Было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания.

Ежедневно  звучала  воздушная тревога.   № 14     (верхний звук -   начало)

Люди, услышав сигнал, прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах.  

Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки. (  Звук  нижний – отбой)      После отбоя люди выходили из убежищ и возвращались в свои квартиры.      

Дома не отапливались, не было угля. Чтобы  согреться  люди  ставили в квартирах буржуйки, маленькие железные печурки, а  топили их  кусками  мебели, жгли книги, журналы.   Слайд № 15 

 Даже в самые лютые морозы  горожане не срубили  ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для будущей жизни.

За водой приходилось ходить к Неве.  № 16

 На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом везли домой,  порой долго-долго.  Люди были слабыми, голодными, изнемождёнными. Многие умирали от голода прямо на улицах.

Но Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить и работать.    

Вокруг города мирные жители  рыли окопы, создавая противотанковые укрепления.  Слайд № 17

 А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами.  

№ 18   На заводах и фабриках делали снаряды, танки, реактивные установки.  Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда  не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром  продолжить работу. Рабочих рук не хватало, ведь почти все мужчины ушли на фронт.  № 19                                            Их места  за станками заняли  женщины, инвалиды и даже школьники.

Дети блокады – это особая категория жителей этого города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых.     Слайд № 20  

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, продолжали работать школы и детские сады, ведь родители работали на предприятиях, а дети находились под присмотром воспитателей и учителей.  Опасен и тяжёл был путь в школу:  на улицах часто рвались снаряды,  идти приходилось через снежные заносы. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, чернила превращались в лёд, а мел выскакивал из пальцев. Не хватало учебников, тетрадей. Но школьники усердно учились, внимательно слушали каждое слово учителя.  Слайд  № 21

Весной и осенью дети активно работали на огородах и совхозных полях;  часто посещали госпитали: убирали там, развлекали раненых (устраивали концерты), помогали кормить тяжелобольных;  дежурили на чердаках домов: тушили зажигательные бомбы, сброшенные  с фашистских самолётов, носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом.

 И в  этом  был подвиг маленьких ленинградцев.  ( Дети исп. песню И.Шварца – В.Коростылёва  «Детям блокадного Ленинграда»)   Звук


  Блокада не могла остановить творческую жизнь города: работало радио, чтобы  люди могли  узнавать  новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.
Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.  
Слайд № 22
  Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович во время блокады  написал Седьмую симфонию (
музыкальное произведение), которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.               ( Звучит фрагмент симфонии - звук)

- Как вы думаете, какая тема звучит в этом фрагменте симфонии? (нашествие врага, марш)                                                                                                                                                                 Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде  в большом зале филармонии. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска в это время отражали атаки противника. И ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе филармонии.

  Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Люди, находящиеся в тылу (территория, не захваченная врагом)  посылали в Ленинград продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности всё доставить - немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы продукты могли попасть в Ленинград, было принято решение проложить  дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной.  (протяжённость по льду 30-33 км, т.к. дорога петляла в целях безопасности)  Слайд №23

Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни».

«Дорога жизни» — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации работала, осуществляя перевозки по воде, во время ледостава — по льду озера.

 В  ноябре  1941 года  в опасный путь по непрочному ещё льду Ладожского озера отправились первые грузовики ГАЗ-АА.  № 24

Легендарные «полуторки» доставили в отрезанный от большой земли Ленинград мешки с мукой, открыв автомобильное движение по «Дороге жизни». В  Ленинград   шли  конные обозы и грузовики с продовольствием, медикаментами, боеприпасами, горючим. А из города вывозили детей, стариков,  раненых и тяжелобольных людей. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек. № 25

- Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?

Культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить.

Много трудностей подстерегало шоферов.  № 26

Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули. К весне поездки по льду становились опасными, ведь лёд таял, и часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались в полыньи. Чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика,  водители снимали дверцы кабины и управляли  машинами стоя на подножке…

Легендарная «Дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград  6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах.

-  Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах?  

(выносливые, отважные, смелые, ответственные, честные)

 Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, и что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти.  
 
872 дня жил Ленинград в осаде.  Почти 900 дней и ночей,  2,5 долгих года.                

19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага.  Слайд № 27

И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.
В честь полного снятия блокады  в городе прогремел  праздничный салют.
№ 28

 Ленинградский салют
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!

Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…

                                                  Т. Варламова

Слайд № 29   На том месте, где было прорвано кольцо блокады,  установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм  город на Неве  получил звание города-героя.  

№ 30  На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады,  горит вечный огонь, возвышается  монумент - скорбная фигура Матери-родины.

№ 31  За ней - гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, прожившей в Ленинграде все дни  блокады:    
«Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети…
Их имен благородных мы здесь  перечислить не сможем.
Так их много под вечной  охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто».

 Люди приносят цветы к братским  могилам и молчат, думая о тех, кто совершил бессмертный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Люди Ленинграда, вы - герои!

Люди Ленинграда, вы - герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будет больше горя.

Никогда, никогда, никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом мы в сердце со храним.

За мужество, силу, отвагу

«Спасибо»,- ленинградцам говорим!

                                   Н. Алексеева

Предлагаю почтить память всех погибших в годы блокады минутой молчания…  ЗВУК  (фон  «Баллада о блокаде Ленинграда» - звук)

Спасибо.

3. Подведение итогов

- О чём мы сегодня говорили ?

 -Что вам показалось самым страшным в блокаде?

Со дня снятия блокады Ленинграда прошло 80 лет. Поэтому мы собрались  здесь сегодня, чтобы вы услышали о подвиге Ленинграда и Ленинградцев.

Как напоминание о том далёком времени примите, ребята, эти ленточки,  ленточки ленинградской победы. Они повторяют цвета колодки медали «За оборону Ленинграда», которая была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года.   Слайд № 32

Медалью награждались все участники защиты города, не только военные, но и гражданское  население. Всего было награждено около полутора миллионов человек. Среди них 15 тысяч детей и подростков- блокадников.

Оливковый цвет символизирует победу, а зелёный-  цвет  жизни.

До сих пор в Ленинграде сохранилось особое отношение к хлебу.

Вам понятно почему?  Потому, что  город  пережил голод.  Другой еды, кроме кусочка хлеба в день не было.

 Сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, и  всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя выбрасывать, нельзя оставлять недоеденным. Давайте   будем всегда уважительно относиться к хлебу и помнить о тех, кто отдал за него свою жизнь…     слайд № 33  (со звуком)

 Уважаемые родители! Спасибо, что вы откликнулись на  приглашение и пришли на наш Урок памяти, посвящённый 80-летию снятия блокады Ленинграда.                                                                     Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны.   Всё дальше в прошлое уходят события тех героических и горьких дней. И наш долг перед павшими героями – помнить о них,  и передать память последующим поколениям. Люди! Пожалуйста, помните!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

НОД (тематическое) "День снятия блокады Ленинграда"

НОД составлено с целью воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.Ссылка на презентацию:https://cloud.mail.ru/public/C4QF/Ma7inQYw7...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

тематический досуг: "Снятие блокады Ленинграда"

Показ слайдов о героических защитниках Лениграда....

Конспект тематической беседы "О блокаде Ленинграда детям"

В данном занятии, воспитатель знакомит детей с темой ВОВ. Рассказывает о блокаде города Ленинграда, о маленьких жителях этого города, о их героизме....