Пальчиковые упражнения и игры
картотека (средняя группа)

Исакова Мария Михайловна
Пальчиковые упражнения и игры
Пальчиковая гимнастика – это не только забавное развлечение для детей. Она также может существенно улучшить речевые навыки взрослых. Почему пальчиковая гимнастика так эффективна? Давайте начнем с понимания того, как она работает. Пальцы наших рук – это не только средство для выполнения различных движений, но и важный инструмент для стимуляции мозговой активности. Когда мы выполняем упражнения для пальцев, мы активизируем определенные участки мозга, ответственные за координацию, концентрацию и связь между двигательными навыками и речью.
Влияние пальчиковой гимнастики на речь
Мы обычно связываем пальцы с моторикой рук, но они также связаны с нашим мозгом и речевым аппаратом. Проведение пальчиковой гимнастики активизирует нервные связи между руками, мозгом и голосовыми связками, что способствует более четкой и выразительной речи.
Этот вид гимнастики помогает укрепить мышцы рук, активизировать моторику пальцев и улучшить координацию движений. Всё это сказывается на нашей речи – она становится более четкой, интонации более разнообразными, а выразительность – более яркой.
Пальчиковое   упражнение  «Капуста».
 Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу). М
ы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад).
 Мы капусту солим-солим, (движения по тексту).
 Мы капусту жмем-жмем. (движения по тексту). 
Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга) Раздается в доме стук. 
Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу). 
Перетерли, (движение кулачками вперед-назад).
Пальчиковое   упражнение  «Баран»
• Шел баран по крутым горам (указательные и средние пальцы обеих рук имитируют шаг, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладо­ням).
• Вырвал травку (пальцы обеих рук напряжены, из положения «разведены в    стороны»    собираются    в    пучок, соприкасаясь      подушечками, рвут травку, выполняется 2 раза).
• Положил   на   лавку (кисти   рук опускают на крышку стола).
Примечание. Баран может ходить и рвать травку по горам — плечам, по горам — коленям, по горам — столам, по горе — голове.
Пальчиковое   упражнение  «Дятел» 
Клювом дятел строит дом:тук-тук, бом-бом.
Раз, 2, 3, 4, 5 –начал он жучков искать.
Дятел по лесу летает,от вредителей спасает.
Пальчиковые игры
 
1. «Играем на барабане» : ритмично двигать указательными пальцами вверх – вниз.
2. «Мы мастера» :
а) постукивать кулаком правой руки по ровной ладони левой, потом ребром ладони;
б) ритмично постукивать кулачками друг о друга, затем – рёбрами ладони.
3. «Фонарики» : делать вращательные движения кистями обеих рук.
 
4. «Весёлые брызги» : отрывисто двигать кистями рук сверху вниз, распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.
5. «Цветочек» : указательным пальцем правой руки выполнять вращательные движения по ровной ладошке левой руки («будим цветочек»). Затем всеми пальцами правой руки гладить каждый палец левой руки от ладони до кончиков («гладим лепестки цветка»). Поменять руки.
6. «Стирка белья» : пальцами сжатыми в кулаки, двигать одновременно вверх – вниз («стираем, отжимаем, стряхиваем воду с белья»).
7. «Лёгкий ветерок» : руки – на уровне лица внутрь ладонями; одновременно сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
8. «Погрозим» : грозить указательным пальцем попеременно каждой рукой.
9. «Дятел» : ритмично постукивать разными пальцами одной руки по ладони другой.
10. «Цыплята» : большой, указательный и средний пальцы собрать вместе. Двигать кисти рук вверх – вниз отрывисто. Быстро перебирать пальцами обеих рук.
11. «Пальчики» :пальцы «шагают», «бегают» и «танцуют».
12. «До свидания» : плавно покачивать кистью.
13. «Мы рисуем» : рисовать пальцем как карандашом или кисточкой.
14. «Я играю» : играть пальцами как на балалайке, гармошке или пианино.
15. «Флажок» : большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
16. «Птички» : большой палец поочерёдно соединять с остальными.
17. «Гнездо» : соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать.
18. «Цветок» : то же, но пальцы разъединить.
19. «Пчела» : вращать указательным пальцем правой руки, а затем – левой и одновременно обеими.
20. «Лиса и заяц» : левая рука – «лиса» медленно крадётся, правая – «заяц» убегает.
 
21. «Паук» : согнутые пальцы медленно передвигать по столу.
22. «Улитка» : положить правую руку, сжатую в кулак, на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.
23. «Ловкие пальцы» : хорошенько разгладить скомканный лист бумаги двумя руками, потом – одной.
24. «Ножницы» : указательным и средним пальцем руки имитировать стрижку ножницами, остальные пальцы сжать в кулак.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пальчиковые упражнения и игры24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые упражнения и игры

Пальчиковая гимнастика – это не только забавное развлечение для детей. Она также может существенно улучшить речевые навыки взрослых. Почему пальчиковая гимнастика так эффективна? Давайте начнем с понимания того, как она работает. Пальцы наших рук – это не только средство для выполнения различных движений, но и важный инструмент для стимуляции мозговой активности. Когда мы выполняем упражнения для пальцев, мы активизируем определенные участки мозга, ответственные за координацию, концентрацию и связь между двигательными навыками и речью.

Влияние пальчиковой гимнастики на речь

Мы обычно связываем пальцы с моторикой рук, но они также связаны с нашим мозгом и речевым аппаратом. Проведение пальчиковой гимнастики активизирует нервные связи между руками, мозгом и голосовыми связками, что способствует более четкой и выразительной речи.

Этот вид гимнастики помогает укрепить мышцы рук, активизировать моторику пальцев и улучшить координацию движений. Всё это сказывается на нашей речи – она становится более четкой, интонации более разнообразными, а выразительность – более яркой.

Основной эффект гимнастики для пальцев связан с координацией движений. Когда мы сосредотачиваемся на точных и мягких движениях пальцами, мозг активно взаимодействует с соответствующими мышцами, синхронизируя их работу. Это содействует улучшению согласованности движений артикуляции, что приводит к более четкому произношению звуков.

Помимо этого, гимнастика для пальцев способствует улучшению общей моторики речевого аппарата. Это означает, что мышцы, необходимые для правильного произношения звуков, становятся более подвижными и сильными. Это важно для формирования правильной артикуляции.

Многие упражнения пальчиковой гимнастики подразумевают глубокое и ритмичное дыхание. Это помогает улучшить контроль над дыханием и голосом, что важно для пластичности и выразительности речи.

Особенно эффективно пальчиковая гимнастика влияет на глубокое дыхание. В процессе выполнения упражнений пальцами вы можете сознательно контролировать дыхание, делая его более глубоким и полным. Это помогает улучшить общий объем вдоха и выдоха, а также способствует насыщению организма кислородом.

Кроме того, выполнение мелких движений пальцами активизирует нервные рецепторы в кончиках пальцев, что может оказать воздействие на нервную систему. Расслабленное и сбалансированное состояние нервной системы способствует более гармоничному дыханию и улучшает общее самочувствие.

Не менее важным аспектом является сосредоточенность внимания на движениях пальцами во время гимнастики. Это помогает практиковать медитативное состояние, что в свою очередь может влиять на глубокое и спокойное дыхание. Медитативная составляющая пальчиковой гимнастики способствует снижению стресса и напряжения, что также благотворно влияет на дыхание.

Основной эффект гимнастики для пальцев связан с координацией движений. Когда мы сосредотачиваемся на точных и мягких движениях пальцами, мозг активно взаимодействует с соответствующими мышцами, синхронизируя их работу. Это содействует улучшению согласованности движений артикуляции, что приводит к более четкому произношению звуков.

Помимо этого, гимнастика для пальцев способствует улучшению общей моторики речевого аппарата. Это означает, что мышцы, необходимые для правильного произношения звуков, становятся более подвижными и сильными. Это важно для формирования правильной артикуляции.

Пальчиковое   упражнение  «Капуста».

 Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу). М

ы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад).

 Мы капусту солим-солим, (движения по тексту).

 Мы капусту жмем-жмем. (движения по тексту).

Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга) Раздается в доме стук.

Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу).

Перетерли, (движение кулачками вперед-назад).

Пальчиковое   упражнение  «Баран»

• Шел баран по крутым горам (указательные и средние пальцы обеих рук имитируют шаг, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладо­ням).

• Вырвал травку (пальцы обеих рук напряжены, из положения «разведены в    стороны»    собираются    в    пучок, соприкасаясь      подушечками, рвут травку, выполняется 2 раза).

• Положил   на   лавку (кисти   рук опускают на крышку стола).

Примечание. Баран может ходить и рвать травку по горам — плечам, по горам — коленям, по горам — столам, по горе — голове.

Пальчиковое   упражнение  «Дятел»

Клювом дятел строит дом:тук-тук, бом-бом.

Раз, 2, 3, 4, 5 –начал он жучков искать.

Дятел по лесу летает,от вредителей спасает.

Пальчиковые игры

1. «Играем на барабане» : ритмично двигать указательными пальцами вверх – вниз.

2. «Мы мастера» :

а) постукивать кулаком правой руки по ровной ладони левой, потом ребром ладони;

б) ритмично постукивать кулачками друг о друга, затем – рёбрами ладони.

3. «Фонарики» : делать вращательные движения кистями обеих рук.

4. «Весёлые брызги» : отрывисто двигать кистями рук сверху вниз, распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.

5. «Цветочек» : указательным пальцем правой руки выполнять вращательные движения по ровной ладошке левой руки («будим цветочек»). Затем всеми пальцами правой руки гладить каждый палец левой руки от ладони до кончиков («гладим лепестки цветка»). Поменять руки.

6. «Стирка белья» : пальцами сжатыми в кулаки, двигать одновременно вверх – вниз («стираем, отжимаем, стряхиваем воду с белья»).

7. «Лёгкий ветерок» : руки – на уровне лица внутрь ладонями; одновременно сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

8. «Погрозим» : грозить указательным пальцем попеременно каждой рукой.

9. «Дятел» : ритмично постукивать разными пальцами одной руки по ладони другой.

10. «Цыплята» : большой, указательный и средний пальцы собрать вместе. Двигать кисти рук вверх – вниз отрывисто. Быстро перебирать пальцами обеих рук.

11. «Пальчики» :пальцы «шагают», «бегают» и «танцуют».

12. «До свидания» : плавно покачивать кистью.

13. «Мы рисуем» : рисовать пальцем как карандашом или кисточкой.

14. «Я играю» : играть пальцами как на балалайке, гармошке или пианино.

15. «Флажок» : большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

16. «Птички» : большой палец поочерёдно соединять с остальными.

17. «Гнездо» : соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать.

18. «Цветок» : то же, но пальцы разъединить.

19. «Пчела» : вращать указательным пальцем правой руки, а затем – левой и одновременно обеими.

20. «Лиса и заяц» : левая рука – «лиса» медленно крадётся, правая – «заяц» убегает.

21. «Паук» : согнутые пальцы медленно передвигать по столу.

22. «Улитка» : положить правую руку, сжатую в кулак, на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

23. «Ловкие пальцы» : хорошенько разгладить скомканный лист бумаги двумя руками, потом – одной.

24. «Ножницы» : указательным и средним пальцем руки имитировать стрижку ножницами, остальные пальцы сжать в кулак.

25. «Дружные пальчики» :

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

Ну – ка, братцы за работу,

Покажи свою охоту.

Большому – дрова рубить,

Печи все – тебе топить.

А тебе – воду носить,

А тебе – обед варить,

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать,

Родных братцев забавлять.

Правую руку сжать в кулак, левой поочерёдно разгибать пальцы правой.

Попеременно сгибать пальцы правой руки, начиная с мизинца.

Левую руку сжать в кулак, правой поочерёдно разгибать пальцы левой.

Попеременно сгибать пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы грибы идём искать.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так –

Все головки убирали.

26. «Пять маленьких мышат» :

Пять маленьких мышат (в упражнении участвуют обе руки.)

Забрались в кладовку.

В бочонках и банках

Орудуют ловко.

На сыр забирается

Первая мышка,

В сметану ныряет

Вторая мышка.

А третья с тарелки

Всё масло слизала.

Четвёртая в миску

С крупою попала.

А пятая мышка

Медком угощается…

Все сыты, довольны, вдруг –

Кот просыпается!

«Бежим», - пропищала

Подружкам малышка,

И спрятались в норку

Проказницы мышки.

(Одна из рук «становится» котом. Другую руку спрятать за спину.)

27. «Цветок» :(пальцы лепестки)

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик –

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

28. «Осьминог» :

И. п. : пальцы сжаты в кулачки и развёрнуты к себе.

Много ног у осьминога –

Все они ему нужны.

Заменяют ему руки –

Очень ловкие они.

Поочерёдно, начиная с большого, выпрямлять все пальцы. Сгибать в обратном порядке. Выпрямлять.

29.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем пальцы разминать.

Это Ваня – самый сильный,

Самый толстый и большой.

Стёпа нужен для того,

Чтоб показывать его.

А Сергей – он самый длинный.

И стоит он в середине.

А Матвей, он безымянный,

Избалованный он самый.

А Никита, хоть и мал

Очень ловок и удал.

(Хлопать в ладоши. Показать большой палец. Показать указательный палец. Показать средний палец. Показать безымянный палец. Показать мизинец. Прижать большой и остальные пальцы к ладони. Резко раскрыть пальцы.)

30. «Коза» :

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто кашки не ест,

Молоко не пьёт,

Забодает, забодает!

(Указательный палец и мизинец выпрямить, остальные сжать в кулак.)

31. «Зайчик» :

Зайчик серый скачет ловко.

В лапках у - морковка.

(Указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулак.)

32. «Шарик» :

Надуйся, шарик, больше!

(Локти на столе, кончики пальцев обеих рук прижать к друг другу, ладони краями соприкасаются. Кончики пальцев оставить прижатыми, ладони разъединить и поднять, пальцы становятся округлыми.)

Лучше щёчки раздувай!

Поиграй ты с нами дольше:

Катись, прыгай и летай.

33. «Маленький мизинчик» :

Маленький мизинчик

Плачет, плачет, плачет…

Безымянный не поймёт,

Что всё это значит.

Средний пальчик,

Очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- Может хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащи ложку, говорит:

- Не надо плакать,

Поешь немножко!

(Сжать кулак. Начиная с мизинца, пальцы раскрывать. Большой палец и мизинец прижать друг к другу.)

34. «Солнце утром рано встало» :

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(Ладони скрестить, соприкасая тыльные стороны запястий. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко лучами».)

35. «Бутоны» :

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок пион!

(Кончики пальцев сомкнуть, ладони – округлые, соприкасаются краями. Постепенно запястья обеих рук тоже соприкасать. Пальцы округлённо раскрыть.)

36. «Паучок» :Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.

37. «Моторчик» :Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

38. «Перетяжечки» :Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

39. «Камень, ножницы, бумага» : Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трё х позиций: кулак – камень, ладонь – бумага, разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.

40. «Колечки» :Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

41. «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

42. «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

43. «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

44. «Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

45. «Наши пальчики»

Это пальчик хочет кушать.

Этот пальчик – сказку слушать.

Этот пальчик ляжет спать,

Этот выйдет погулять.

Ну а этот - в лес пойдёт,

Маленький грибок найдёт.

46. «Дружная семейка»

Читая потешку поочередно двигайте пальцами. Предложите ребёнку сделать тоже самое.

Один пальчик – папочка.

Другой пальчик – мамочка.

Третий пальчик – дедушка,

А четвёртый – бабушка.

Пятый пальчик – это я!

Вот такая вот семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые упражнения

Родители с рождения ребенка должны обращать внимание на развитие ребенка. Постоянно надо с ребенком играть, улыбаться. До нас нас дошли игры:  игры потешки "Сорока -белобока." и др....

Круглый стол для педагогов « Игры и физические упражнения зимой» Игры и физические упражнения зимой

Активность в движениях - необходимое условие нормального роста и развития организма дошкольника....

Играем вместе. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы.

Учимся играть вместе.Как же научить малыша ловкости и уме­лости в играх с мячом. Методика обу­чения детей раннего возраста упражнени­ям и играм с мячом (как и любому физиче­скому упраж...

Упражнения и игры пальчиковой гимнастики в первой младшей группе

Упражнения и игры пальчиковой гимнастики в первой младшей группе...

Статья о пользе пальчиковых игр. Пальчиковые упражнения представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малышей.

Пальчиковые игры оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, речи и мышления у детей дошкольного возраста. Их польза заключается в следующем:...

Конспект развлечения «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий (пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное музицирование К.Орф, танец с ложками, с бубнами,сказка про капусту,Иннов

Конспект развлечения  «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий(пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное му...