Перспективный план образовательной деятельности по реализации сферы трудового воспитания старшая группа
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Княжеченко Галина Владимировна

 

Дата

Тема

Литература

Дата фактического проведения

Сентябрь

1неделя 01.09. – 08.09.23.

Понедельник

Вторник

Среда

четверг

пятница

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

 

 

Ввести дежурство по уголку природы. Познакомить с обязанностями дежурных, местонахождением трудового инвентаря. Назначить дежурных, помочь справиться с обязанностями (беседа, показ, объяснение, помощь, совет)

 

Во время приема пищи совершенствовать умение детей правильно пользоваться столовыми при-борами, аккуратно есть, бесшумно пережевывать. Воспитывать культуру поведения за столом (напоминание, пример товарища, контроль)

Расширять и уточнять представления детей о работе помощника воспитателя (убирает группу, приносит обед, раздает пишу, помогает детям группы в одевании и раздевании). Воспитывать уважение к труду няни (наблюдение за работой, совет, вопросы, оценка)

Изготовление гирлянд из осенних листьев. Формировать умение

по изготовлению

гирлянд из

природного

материала.

Воспитывать

дружеские взаимоотношения,

желание прийти на

 помощь товарищу

(показ, указание)

Уборка игрового

 уголка. Приучать

 тщательно мыть

руки, посуду,

протирать её сухой тряпочкой.

Развивать трудовые

навыки, бережное

отношение к

предметам

 (объяснение,

поручение,

 контроль, оценка

2неделя 11.09. – 15.09.23.

Приучать

 дежурных по занятиям быстро завтракать, без

напо-минания приступать к

своим

обязанностям, работать четко, ловко.

Воспитывать самостоятельность (совет, указание, оценка)

Формировать у

 детей умение правильно и

красиво

сервировать стол. Воспитывать стремление

работать на

пользу коллектива (наблюдение за дежурством детей, оценка детьми)

Уборка участка (собрать бумагу,

 палки, камни,

листья). Приучать поддерживать

 порядок на

участке,

выполнять

трудовые

 поручения

старательно,

беречь инвентарь

для труда (распределение

работы,

совместная деятельность,

оценка)

Закреплять и

углублять знания

детей о труде колхозников, выращивающих

хлеб; о сельскохозяйствен-

ных машинах,

облегчающих

 их труд. Воспитывать бережное

отношение к труду работников

сельского хозяйства (беседа)

Игрушки-погремушки Познакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Вызвать интерес к созданию погремушек для музыкальных занятий, озвучивания спектаклей и в подарок малышам. Инициировать поиск способов конструирования игрушек из бытового и природного материала.

Мытьё

выносного ящика. Учить хорошо,

намыливать

губку, тщательно мыть, придерживая

ящик одной

 рукой. Развивать трудовые навыки, привычку к

 трудовому

усилию

(совместные

действия, совет

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010. Стр.101

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду». Стр.16

 

 

3 неделя 18.09. – 22.09.23.

Закрепить обязанности дежурных:

 Правильно

 поливать

комнатные

растения уголка природы. Воспитывать заботливое отношение к растениям, желание ухаживать за ними (вопросы, напоминание, совет, оценка)

Приучать

дежурных по занятиям быстро завтракать, без

напоминания приступать к своим обязанностям, работать четко, ловко. Воспитывать самостоятельность (совет, указание, оценка)

 

 

Обобщение знаний детей о работе воспитателя в д/с.

Воспитывать уважение и интерес к её труду, желание оказывать посильную помощь (беседа, худ. слово, совместная деятельность взрослого и детей)

Разноцветные волчки Расширять и обогащать  представления о традиционных народных игрушках. Вызвать интерес к моделированию старинной игрушки   «волчок». Воспитывать интерес к худ. Экспериментированию.

Учить детей стирать кукольное постельное бельё, знать последователь-

ность работы.

 Формировать правильные

 трудовые навыки (показ,

 объяснение, совместный

труд, оценка)

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду». Стр. 18

 

 

4 неделя 25.09. – 29.09.23.

Продолжать закреплять элементарные поручения (раскладывание материалов к занятиям, убирать игрушки, раскладывать хлебницы к обеду).

Уборка участка (собрать бумагу, палки, камни, листья). Приучать поддерживать порядок на участке, выполнять трудовые поручения старательно, беречь инвентарь для труда (распределение работы, совместная деятельность, оценка)

Знакомство с трудом строителя. Дать знание о том, что любое стро-ительство начинается с закладки фундамента и на помощь строителям при-ходят машины: экскаваторы, бетономешалки, а работают на них экскаваторщики и бетонщики. Формировать интерес к труду строителя (беседа, рассматривание ил-ций).

Соломенный бычок Продолжать знакомить с культурой народов мира. Расширить опыт самостоятельного изготовления  народных игрушек; познакомить с технологией конструирования игрушек из соломы.

Учить детей протирать пыль, хорошо промывать тряпочку в воде, отжимал насухо при последнем протирании (показ, объяснение, совместные действия, одобрение)

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду». Стр.20

 

 

Октябрь

1 неделя 02.10. – 06.10. 23.

Сбор цветочных семян на клумбе; учить снимать только зрелые коробочки цветочных семян. Воспитывать ответственность за порученное дело (рассматривание, объяснение, показ, сравнение, самоконтроль)

Побуждать детей, участвовать в уходе за комнатными растениями .

Учить дежурных по столовой во время обеда раздавать третье блюдо, выполнять задание ловко, экономными приёмами. Расширять обязанности дежурных. Воспитывать самостоятельность (показ, объяснение, совет, указ)

Беседа о труде пекаря. Продолжать знакомить детей с трудом взрос-лых, обогащать их знания об окружающей действительности, расширять словарь: хлебокомбинат,

пекарь (картина, пояснение, рассказ)

Берестяные туеса Расширить представление детей о видах традиционных      народных ремёсел. Познакомить с технологиями художественной обработки берёзовой коры: изготовление игрушек и бытовых предметов, плетение, теснение.

Приучать детей мыть вместе с воспитателем выносной материал, используя специальные приёмы труда; уметь приводить его в порядок после работы (совместный труд, контроль, оценка)

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду». Стр.24

 

 

2 неделя 09.10. – 13.10.23.

Закреплять умения детей мыть руки по мере загрязнения и после туалета, правильно пользоваться индивидуальной салфеткой. Воспитывать стремление к чистоте (худ. слово, краткая беседа, совет, одобрение)

Формировать знание о необходимости ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

Приёмы: стихотворения, наглядный материал. Привлечь детей к сбору сыпучего песка возле песочного ящика. Учить детей участвовать в общем труде.

Расширять знания детей о работе заведующей д/с. Продолжать знакомить с трудом сотрудников д/с, рассказать о том, как они заботятся о детях Воспитывать уважение к труду заведующей д/с (наблюдение, беседа, вопросы, пояснение) Труд на участке: собрать листья, срезанные ветки, отнести в мусорный ящик.

 

Портреты и сюжеты

(коллаж из осенних листьев) Знакомить с жанрами пластических искусств. На основе сравнения портрета и сюжета. Вызвать интерес к созданию картин из осенних листьев и цветочных лепестков.

Приучать детей принимать посильное участие при стирке салфеток для занятий по изодеятельности. Воспитывать умение ценить н беречь труд взрослых, оказывать посильную помощь (одобрение помощи, совет, оценка)

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.26

 

3 неделя 16.10. – 20.10.23.

Учить детей под руководством педагога ухаживать за комнатными растениями: Знакомить детей со способами

размножения, оказывать помощь в пересадке растения. Воспитывать участвовать в совместной трудовой деятельности .

Пересадка грунтовых растений в горшки для дальнейшего наблюдения в группе(бархатцы). Закрепить знания о факторах, необходимых для роста и развития растений. Воспитывать наблюдательность любознательность (краткая беседа, вопросы, показ, посильная помощь детей)

Расширять знания детей о труде водителей наземного транспорта (автобусов, трамваев, поездов).

Воспитывать интерес к их труду, стремление не нарушать правил уличного движения (беседа с использованием иллюстраций, вопросы, опора на опыт, разъяснение)

 

 

 Подносы из Жостова

(из осенних листьев и лепестков) Продолжать учить детей создавать декоративные композиции из природного материала- засушенных листьев и лепестков. Познакомить с искусством жостовской  росписи .

Учить детей мыть стулья, оказывая посильную помощь няне. Формировать правильные трудовые навыки, умение

участвовать в общественном труде (задание для всей группы, контроль, оценка)

 

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.28

 

4 неделя 23.10. – 27.10.23.

Обучать поливке растений в связи с переходом к зимнему режиму и в соответствии с биологическими особенностями растений.

Закрепить умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки и опрыскивания из пульверизатора

Формировать умение самостоятельно умываться; без напоминания, по мере загрязнения и после туалета мыть руки. Закреплять умение правильно пользоваться полотенцем (контроль, краткая беседа, пример товарища, напоминание)

 

Поощрять желание детей оказывать посильную помощь няне - отнести полотенца в прачечную. Расширять знание детей о труде прачек, воспитывать стремление беречь их труд - чище мыться, аккуратно есть, (совместная деятельность с няней, наблюдение за работой прачек, разговор с ними, рассматривание оборудования)

Нарядные бусы и браслеты для дедушки Лукони

Вызвать у детей интерес к созданию украшений ( бус, браслетов) из природного материала (ягод рябины, желудей, мелких шишек, семян)  в масштабе  «на себя» по двум меркам (шея, рука).Уточнить представление об орнаменте.

Уборка игрового уголка. Приучать старательно, мыть строительный материал, просушивать его после мытья, уметь убирать на место трудовое оборудование. Воспитывать готовность участвовать в совместном труде (напоминание, показ, оценка)

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.30

 

Ноябрь

1 неделя 30.10. – 03.11.23.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал,

протирать, мыть и ремонтировать игрушки.

 

 

Учить дежурных по столовой убирать всю посуду со столов и следить за самообслуживанием детей - убирать чашку с блюдцем, салфетку,

составлять тарелки в стопку. Воспитывать ответственность (беседа, контроль)

 

 

Расширять знания детей о труде колхозников: выращивают овощи, фрукты, собирают урожай; им помогают жители города.

Формировать представление об общественной значимости труда работников с/хозяйства (худ. слово, наблюдение за привозом овощей в магазин, беседа)

Щи хлебать и плясовую играть. Продолжать знакомить детей с традиционными народными промыслами. расширить представление о хохломских изделиях. Познакомить с историей появления ложки, традициями её изготовления и оформления

Продолжать совершенство-вать самостоятельное выполнение элементарных поручений: мытье игрушек Учить мыть аккуратно, не

разбрызгивая воду, помогая друг другу. Учить детей отвечать за совместный труд.

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.35

 

2 неделя 07.11. – 10.11.23.

Уточнить знания детей о поливе растений в связи с переходом на зимний период, о том, что растения в зависимости от времени года испытывают неодинаковую потребность во влаге. Формировать правильные навыки ухода (пояснение, вопрос, совет)

Учить дежурных по занятию помогать муз. руководителю готовить пособия и зал к занятию расставить стулья, вымести оборудование, принести нужный материал (отговаривание, беседа, вопросы, указание)

 

Расширять знания детей о работе продавца, о пред-метах, необходимых ему для работы. Разъяснить общественную значимость его труда, воспитывать уважение к труду взрослых (наблюдение, беседа, разъяснение)

 

Доски не простые  весёлые, расписные Продолжать знакомить детей с традиционными народными промыслами. Расширить представление о городецких изделиях. Вызвать интерес к оформлению деревянной разделочной доски по мотивам хохломской росписи

Приучать детей принимать посильное участие при стирке салфеток для занятий по изодеятельности. Воспитывать умение ценить н беречь труд взрослых, оказывать посильную помощь (одобрение помощи, совет, оценка)

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.35

 

3 неделя 13.11. – 17.11.23.

Утеплить многолетники опавшими листьями. Учить сгребать листья, траву граблями и укрывать растения. Воспитывать добросовестное отношение к порученному делу (пояснение, вопросы, совет, оценка)

Уборка спортивной площадки. Учить детей сговариваться и распределяться для выполнения работы. Воспитывать готовность участвовать в трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы (объяснение, указание, контроль, оценка)

Продолжать знакомить детей с трудом строителя; рассказать о работе шофера  и каменщика. Обогащать словарь детей за счет слов самосвал, кирпич, каменщик. Показать взаимосвязь людей разных профессий. Воспитывать любознательность

(показ иллюстраций).

 

 

Балабешки и матрёшки Продолжать знакомить детей с традиционными народными промыслами. Расширить представление о матрёшках, познакомить со спецификой изготовления и оформления. Воспитывать интерес к народной культуре.

Закреплять умение детей протирать полочки влажной тряпочкой, особо тщательно протирая загрязнённые места. Воспитывать желание беречь труд няни (вопрос, опора на умение детей, оценка)

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.39

 

4 неделя 20.11. – 24.11.23.

Подкормка комнатных растений. Расширять знания детей о том, что растения дольше цветут, лучше растут, Если их подкармливать. Учить детей приемам подкормки (показ, объяснение, указание, поручение, контроль)

Продолжать учить детей быстро одеваться и раз-деваться, делать всё что можно самому, не требуя помощи других; благодарить за оказанную услугу (контроль, пример товарища, совет)

 

Обогащать знания детей о работе врача, мед. Сестры в д/с, закреплять название медицинских инструментов. Воспитывать осознанное положительное отношение к труду взрослых в д/с (беседа, игры, наблюдения, худ. слово, картина)

 

Наша кузница Расширить представление детей о видах традиционных  народных ремёсел. Познакомить с искусством художественной обработки металла. Дать представление о профессии кузнеца.

Поручить группе детей постирать салфетки для занятий по аппликации. Добиваться от детей правильного обращения с предметами труда, качественного выполнения задания (поручение, указ, контроль, одобрение)

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010. Стр.92

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.40

 

5 неделя 27.11. – 01.12.23.

Приучать детей заботиться о птицах, ежедневно подкармливая их семенами, крошками. Уточнять знания детей о полезной работе птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к пернатым (краткая беседа, худ. слово, вопросы, поручения, наблюдение)

Закреплять умения и навыки детей по столовой, правильно пользоваться щеткой-сметкой при сметании крошек со столов. Воспитывать аккуратность (наблюдение за работой дежурных, беседа, оценка)

 

Закрепить знания детей о труде почтальона – раз-носит открытки, письма, газеты и журналы. Воспитывать правильное от-ношение к труду почтальона (беседа, худ. слово «Почта» С. Маршака, пояснение, иллюстрации)

 

Праздничная наковальня

(ёлочные игрушки Продолжать знакомить детей с искусством художественной обработки металла. Предложить сравнить с художественным стеклом. Расширить представление  о профессии кузнеца и дать понятие о мастерстве стеклодува.

Мытьё спортивного инвентаря. Продолжать учить детей сохранять и поддерживать чистоту в спортивном уголке; распределять между собой обязанности. Воспитывать трудолюбие (разъяснение, указ, совет, само-контроль)

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.42

 

 

Декабрь

1 неделя 04.12. – 08.12.23.

Коллективная уборка уголка природы - полив растений, рыхление почвы, мытьё клетки. Распределить обязанности по подгруппам. Воспитывать правильные взаимоотношения в труде

(поручение, указание, контроль)

Приучать дежурных по занятию обращаться к методисту в кабинет за наглядным материалом, вежливо выражать свою просьбу, ориентироваться в помещении д/с

(поручение, напоминание, во-росы, поощрение)

 

Беседа о работе портных после экскурсии в ателье. Вспомнить, что видели в ателье, как называются профессии работающих там людей, что они де-

лают, какое оборудование используют в своей работе. Разъяснить важность их труда. Расширять знания детей о труде взрослых

Игрушки и украшения из проволокиИнициировать поиск способов художественного конструирования из мягкой проволоки. Предложить объединить два материала – проволоку и фольгу на основе сравнения свойств.

Приучать детей самостоятельно следить за чистотой фартуков дежурных по столовой, менять их по мере необходимости или застирать грязные места. Воспитывать

аккуратность (поручение, указ)

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.44

 

2 неделя 11.12. – 15.12.23.

Сгребание снега к деревьям и кустарникам. Закреплять знания о том, что под снегом деревьям тепло и весной будет больше влаги. Формировать правильные навыки труда (краткая беседа, вопросы, указания, труд; оценка)

Продолжать поделку снежных построек (валы, дорожки, горки, лунки). Приучать настойчиво добиваться результатов в труде. Воспитывать умение беречь и ценить труд своих товарищей (обговаривание, пояснение, труд, оценка)

Побеседовать с детьми о труде плотников и столяров в строительстве. Показать необходимость их труда. Закрепить название инструментов: рубанок, долото, стамеска. Развивать любознательность (рассматривание иллюстраций, вопросы, пояснение, худ. слово, опора на наблюдение)

Морозные гостинцы и украшения Поставить проблемную задачу-сравнить деятельность кузнеца и действие мороза ( в чём сходство и отличие: каков материал, в чём проявляется действие, температура, атрибуты и т.д.) Расширить опыт художественного конструирования .

Учить детей сохранять и поддерживать чистоту дверец детских шкафчиков, при необходимости вымыть их подобрать соответствующее оборудование для труда. Воспитывать самостоятельность (объяснение, вопросы, действие ребёнка)

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.45

 

3 неделя 18.12. – 22.12.23.

Поручить дежурным посеять овес для зелёного корма обитателям уголка. Совершенствовать трудовые навыки, учить работать согласованно; воспитывать ответственность (поручение, указание, контроль, оценка)

Закреплять умение детей следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своём костюме н у товарищей (самоконтроль, худ. слово, напоминание)

 

Закреплять звания детей о труде дворника, учить давать справедливую оценку его работе. Воспитывать желание помогать дворнику в соблюдении чистоты и порядка во дворе, ценить его труд

 

 Пряничные человечки Расширить опыт работы с тестом. Познакомить со старинной технологией изготовления пряничных человечков и других фигурок силуэтным способом (с помощью лекала). Продолжать учить работать с тестом: замешивать, раскатывать скалкой.

Приучать детей самостоятельно следить за чистотой клеёночек и подкладочных листов для занятий по изодеятельности; научить приёмам их обработки (показ, объяснение, задание, поручение, дежурным следить за выполнением)

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.46

 

4 неделя 25.12. – 29.12.23.

Поделка цветных льдинок. Уточнить знания детей о состоянии воды в зависимости от температуры. Воспитывать желание украшать постройки. Развивать творческую инициативу, умение считаться с мнением товарищей (обговаривание, указание, совет, труд, контроль)

Приучать дежурных самостоятельно готовить к столу салфетки: нарезать, красиво раскладывать по салфетницам. Воспитывать желание помогать взрослым, нести ответственность за своё дело (пояснение, контроль)

 

Продолжать знакомить детей с трудом колхозников: разводят домашних животных и птиц, помогают городу продуктами питания. Формировать первона-чальное представление о взаимосвязи города и деревни (беседа, иллюстрации, пояснение)

 

Горячие картины

«Мечтаем о лете»

(изразцы с растительным орнаментом) Расширить представление о таком виде гончарного искусства, как изразцы. Продолжать учить создавать декоративные композиции.

Приучать помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

Приёмы: показ, объяснения, словесные указания,

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010. Стр.98

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.48

 

Январь

1 неделя 09.01. – 12.01.24.

Совершенствовать и закреплять умение трудиться в уголке природы и на участке (при руководстве воспитателя). Учить детей выполнять трудовые поручения добросовестно, воспитывать самостоятельность (вопрос, указ, совет, контроль).

Приучать дежурных по занятию совместно с воспитателем готовить пособия к физкультурному занятию. Формировать умение нести ответственность за общее дело (краткая беседа, опора на опыт, указание, напоминание)

 

Расширять знания детей о работе              « Полицейский.

Сотрудник ДПС».

Конкретизировать знания детей о профессии милиционера, он поддерживает порядок на дороге, следит, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения..

Изразцы и пряники

(зооморфные мотивы) Создавать проблемную или эвристическую ситуацию для углубления  интереса детей к народному ис кусству: предложить сравнить изразцы с силуэтными пряниками и создать свои образцы.

Приучать детей самостоятельно стирать салфетки для занятий (по мере необходимости); следить за их состоянием. Воспитывать самостоятельн-ость (индивидуальное поручение, самооценка)

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.50

 

2 неделя 15.01. – 19.01.24.

Отметить птиц, которые постоянно прилетают к месту кормления. Развивать наблюдательность

любознательность. Поддерживать стремление заботиться о птицах (худ. слово, наблюдение, вопросы, длительные поручения)

Помочь дворнику убрать снег на асфальте вокруг д/с. Приучать трудиться на общую пользу, принимая участие в совместном труде. Воспитывать трудолюбие (вопросы, совет, совместный труд, оценка деятельности)

 

 

Углублять знания детей о водном транспорте (пароход, ледокол, катер). Рассказать о труде капитана,

используя художественную литературу. Воспитывать любознательность, желание подражать его труду в игре (беседа, х/литература, игра)

 

 

Лубочные картинки. Познакомить с лубком как видом народного творчества, в котором гармонично связанны изображение и текст. Вызвать интерес к созданию общей книжки из лубочных картинок. Воспитывать интерес к народной культуре.

Приучать детей следить за чистотой своей кровати; нести ответственность, не допускать нарушения порядка (беседа,

индивидуальные поручения, анализ)

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.51

 

3 неделя 22.01. – 26.01.24.

Закрепить разные приёмы содержания растения в чистоте - мытьё листьев, опрыскивание растений с мелкими нежными листочками, удаление пыли щеткой с ворсистых листьев. Обогащать знания детей по уходу за растениями, воспитывать интерес к труду.

Закрепить правила поведения в раздевальной. Познакомить с конкретной помощью другим: «Оказывай посильную помощь другому, если тебя просят об этом»

(контроль, вопросы, разъяснить смысл хорошего поступка ребёнка)

 

Продолжать знакомить детей с методическим кабинетом и работой методиста. Расширять знания о профессиях. Воспитывать уважение к людям труда (рассматривание метод, кабинета, разговор с методистом о её труде, пояснения)

 

Мягкие бусы Расширить представление детей  о народной культуре и видах художественных материалов. Раскрыть гармоничную связь между свойствами материала, свойствами его обработки и качествами изделия.

Поручить группе детей навести порядок в шкафу для пособий (протереть полки, вычистить розетки, расставить всё по местам). Развивать наблюдательность, желание хорошо выполнять поручение.

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.52

 

4 неделя 24.01.- 02.02.24.

Подремонтировать снежные постройки, украсить их льдинками. Приучать следить за порядком на участке, формировать правильные трудовые навыки (совет, указание, труд, оценка)

Приучать дежурных самостоятельно следить за чистотой салфеток, мыть их по мере необходимости. Воспитывать привычку к самостоятельному выполнению обязанностей (напоминание, указание

совет, оценка)

Расширять знания детей о труде взрослых. Рассказать, что молоко из колхозов привозят в город и на молокозаводе перерабатывают его в масло, сыр, творог, кефир, сметану, сливки и т.д., затем доставляют

в магазины, больницы, детские сады. Воспитывать желание кушать молочные продукты, ценить труд многих людей.

 Тёплые игрушки (мякиши) Вызвать интерес к изготовлению рукотворных  игрушек из мягких материалов и готовых изделий, вышедших из употребления (распарованных перчаток и рукавичек, носков). Продолжать знакомить с иглой как инструментом, учить шить.

Мытьё выносного матери-ала (куклы, машины, посуда и др.) Учить планировать трудовую деятельность, продумывать последовате-льность её выполнения (поручение, контроль)

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.53

 

Февраль

1 неделя 05.02. – 09.02.24.

Продолжать учить детей определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Закреплять умение дежурных не только готовить всё необходимое к занятию, но и убирать на место после его окончания. Воспитывать бережное, аккуратное отношение к пособиям (оценка, указание, контроль)

Продолжать расширять знания детей о труде музыкального руководителя. Воспитывать интерес, стремление подражать игре на музыкальных инструментах. Развивать эстетические чувства, любовь к музыке .

 

Длинные ножки и язычки

(брелок и колокольчики) Продолжать учить детей создавать миниатюрные подвесные украшения в подарок близким людям ( брелок, колокольчик).

Уборка групповой комнаты. Учить детей распределять обязанности между собой, договариваться, помогать друг другу в случае необходимости. Воспитывать дружеские взаимоотношения (задание, указание, оценка).

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.54

 

2 неделя 12.02. – 16.02.24.

Расчистить участок от снега. Залить повторно ледяные дорожки водой. Приучать детей намечать последователь-ность в работе и действовать в её соответствии (беседа, совет, помощь, контроль)

Расчистить кормушки от снега и насыпать разного корма для птиц. Выяснить, какого корма и сколько они съедают. Расширять знания детей о зимующих птицах (наблюдение, беседа, поручение, совет)

 

Обогащать знания детей о труде повара, об их умении готовить разнообразные блюда. Дать доступные сведения о том, как готовить борщ, молочный суп, котлеты компот. Учить

использовать полученные знания в играх (наблюдение, беседа с товарищами, совет, пояснение)

 

 

 Мартенички и мэрцишоры (знакомство с молдавской и болгарской культурой) Расширить опыт изготовления народных игрушек и традиционных сувениров. Познакомить с технологией конструирования человечков (или колокольчиков, бубенчиков, помпонов, бантиков).

Продолжать учить детей помогать протирать пыль с полочек для игрушек, бережно обращаться с вещами. Воспитывать умение беречь окружающее (беседа, показ, упражнения).

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.56

 

3 неделя 19.02. – 21.02.24.

Посадка лука. Напомнить дежурным по уголку природы о постоянном уходе за овощем, добиваясь положительных результатов. Учить заботиться обо всех, воспитывать желание трудиться (поручение, указание, помощь, совет)

Срезать веточки с деревьев и занести в группу для длительного наблюдения за изменениями, происходящими с ними. Расширять знания о сезонных явлениях в живой природе, развивать наблюдательность.

 

Уточнить представления детей о труде взрослых дома: готовят пищу, стирают бельё, убирают комнаты. Учить детей выполнять посильные поручения взрослых, уважать и ценить их труд (беседа, опора на знание, пояснение, совет)

 

Изящный коллаж с кружевом и пуговицами. Расширить опыт детского творчества в технике «коллажирование». Вызвать интерес к изготовлению изящных женских подарков.

Во время уборки кукольного уголка приучать детей старательно протирать пыль с мебели. Воспиты-вать осознанное отношение к труду (распределение обязанностей, пояснение, самоконтроль, оценка)

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.58

 

4 неделя 26.02. –01.03.24.

Продолжать учить детей самостоятельно шнуровать ботинки, завязывать шнурки на бантик. Формировать привычку к трудовому усилию (пример товарища, показ, совет, пояснение, одобрение)

 

Закреплять умение дежурных правильно распределять обязанности между собой, поощрять взаимопомощь. Воспитывать доброжела-тельное отношение к труду товарищей (наблюдение, самооценка, поощрение

 

Беседа о работниках птицефабрики. Закрепить слова; птицефабрика, птичница. Воспитывать интерес и положительное отношение к труду колхозников (худ. литература, картина, вопросы, пояснение)

 

Изготовление подарков из природного материала ко дню 8 Марта. Закреплять умения детей работать с природным материалом, делать приятное близким людям, получать удов-летворение от выполненной работы (краткая беседа, совет, помощь)

Продолжать учить детей тщательно вытирать пыль с подоконников, простирывая и выжимая тряпочку. Воспитывать желание в под-держании чистоты (поручение, совет, оценка)

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

 

 

Март

1 неделя 04.03. – 07.03.24.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть,

протирать, чистить, убирать на место).

Приёмы: побуждение взрослого, пословицы, поговорки.

Приучать детей самостоятельно заботиться о своей готовности к занятиям, а дежурных приучать

нести ответственность за подготовку детей к занятию.

 

 

Расширять знания детей  о труде художника, Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Уточнять представления о труде художника, о том, что, необходимо художнику для работы. Формировать представления о разнообразии результатах труда людей этой профессии и общественной значимости.

Кукла Бессонница

(текстильная скульптура) Содействовать углублению интереса  к истории и традициям народной игрушки.  мастерить традиционную тряпочную куклу Бессонницу бесшовным способом. Продолжать формировать трудовые навыки.

 

Стирка зимней кукольной одежды. Знакомить детей с последовательностью работы по хранению зимней одежды.

Расширять знания детей (посильная помощь, объяснение)

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.59

 

2 неделя 11.03. – 15.03.24.

Срезать веточки с деревьев и занести в группу для длительного наблюдения за изменениями, происходящими с ними. Расширять знания о сезонных явлениях в живой природе, развивать наблюдательность

Покрасить готовые детали скворечника и повесить его на дерево. Предложить детям понаблюдать за появлением птиц в скворечнике. Развивать любознательность (беседа, поручение, длительное наблюдение).

Обогащать знания детей о людях труда. Рассказать подробнее о труде кровельщика, стекольщика в строительстве домов. Показать слаженную, дружную работу всех людей на строительстве дома (наблюдение, рассматривание альбома, беседа).

Сказочный батик (контурный) Продолжать знакомить детей с техникой декоративного оформления ткани. Вызвать интерес к освоению технологии «холодный батик»(контурный) для украшения различных изделий.

Мытьё столов после занятий по изо, используя специальное оборудование для труда. Закреплять умение детей работать старательно (объяснение, указание, контроль, самооценка)

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.60

 

3 неделя 18.03. – 22.03.24.

Пересаживание комнатных растений. Учить делать ямки, соответствующие величине и форме корней, опускать растение с комом земли, осторожно засыпая н обжи-мая землю вокруг стебля, оставлять ямку для полива. Формировать трудовые навыки (показ,

объяснение, поручение)

Закреплять навык культуры поведения за столом: садиться за стол в опрятном виде, с чистыми руками, причесанным, без напоминания полоскать рот после еды. Воспитывать аккуратность (худ. слово, вопросы, одобрение, совет)

 

Поговорить с детьми о труде парикмахера, о предметах труда, о правилах использования атрибутов в игре. Воспитывать желание подражать и переносить полученные знания в игры (беседа, рассматривание иллюстраций)

 

Кружевная бабочка Познакомить детей с крючком для вязания как художественным инструментом (сравнить с другими видами крючка). Научить вязать цепочку из воздушных петель. Показать возможность создания контурных изображений из связанной цепочки.

 

Уборка игрового уголка. Продолжать учить детей сговариваться, распределять обязанности для выполнения работы. Воспитывать умение оказывать помощь друг другу (объяснение, напоминание, самооценка).

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.61

 

4 неделя 25.03. – 29.03.24.

Привлечь детей к уборке территории вокруг д/с. Формировать положительное отношение к труду, умение правильно его оценивать (беседа, трудовая деятельность, оценка )

Приучать дежурных после обеда подметать пол, правильно сметая крошки на савок. Закреплять умение правильно обращаться с предметами труда (пояснение, показ, контроль, чтение «За обедом» С. Барузин)

Продолжать знакомить детей с профессиями строителей. Рассказать о труде маляра. Объяснить слова побелка, гасить известь. Воспитывать стремление ценить труд маляров

 

Писанки «Солнечный луг» и «Ветки-ягодки» Продолжать знакомить детей с искусством декоративной росписи на поверхности овоида (яйца). Учить  оформлять писанку  с опорой на композиционную схему (реальную или воображаемую сетку.

Учить детей оказывать посильную помощь няне во время проведения ежедневной влажной уборки групповой комнаты. Воспитывать уважение к её труду (пример товарища, одобрение, совет)

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.62

 

Апрель

1 неделя 01.04. – 05.04.24.

Замочить семена гороха, бобов, огурцов для посадки их на огороде. Предложить детям понаблюдать за их пробуждением. Помочь увидеть переход семян от одного состояния к другому. Воспитывать любознательность.

Продолжать учить дежурных выполнять свои обязанности в темпе, организованно и справедливо распределять работу между собой (наблюдение, указание, поощрение, оценка детьми, самоконтроль)

 

Углублять знания детей о труде колхозников: строят тёплые помещения для скота, птиц; ухаживают за ними. Труд людей облегчают машины и приборы, которые делают на заводах. Город и деревня помогают друг другу (рассматривание иллюстраций )

 

Аранжировки

«Разноцветные стайки».(Воздушные мобили) Продолжать знакомить детей с искусством писанки. Расширить представление о традиционных обрядах и народных играх, связанных с воспеванием весны и включающих яйцо как символ солнца .

Привлечь детей к уборке участка: подмести дорожки, протереть стол и скамейки, помочь унести мусор. Воспитывать желание видеть свой участок чистым (сов-местный труд, оценка)

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.64

 

2 неделя 08.04. – 12.04.24.

Окапать приствольные круги вокруг деревьев на участке. Уточнить необходимость этой работы. Закрепить навыки работы с лопатой. Воспитывать старательность (показ,

объяснение, поручение, контроль, помощь)

Вычистить газоны вокруг участка. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах. Закреплять правильное обращение с предметами труда:

грабли, метла, носилки (поручение, контроль)

 

Обогатить знания детей об окружающей деятельности. Поговорить о тру-де летчиков, космонавтов, используя иллюстрации, воспоминания детей о полете на

самолёте, просмотренные фильмы. Воспитывать чувство гордости за наших героев, стремление быть похожими на них.

Плетёные коврики «Солнышко» Продолжать знакомить детей с ткачеством как видом декоративно-прикладного искусства. Вызвать интерес к освоению способов плетения круглых ковриков на специальных рамках и пяльцах. Помочь увидеть в них образец декоративного солнца.

Привлечь детей к уборке участка: подмести дорожки, протереть стол и скамейки, помочь унести мусор. Воспитывать желание видеть свой участок чистым (сов-местный труд, оценка)

 

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.66

 

3 неделя 15.04. – 19.04.24.

Продолжать учить детей под руководством педагога ухаживать за комнатными растениями: Знакомить детей со способами размножения, оказывать помощь в пересадке растения.

Продолжать учить детей правильно пользоваться носовым платком при чихании и кашле. Воспитывать культуру поведения (пример товарища, совет, контроль)

 

Уточнить знания детей о труде колхозников вес-ной: пашут землю (тракторами), сеют хлеб, сажают картофель, высаживают рассаду овощей. Вызвать у детей стремление работать на огороде самостоятельно - посадка картофеля, высадка рассады (беседа по картине, пояснение воспитателя)

Мозайка «Весенние картинки» Дать представление о мозаике как древнейшей художественной технике. Научить создавать коллажи из битой яичной скорлупы: рисовать эскиз, переносить на поверхность картона, покрывать участки клеем, выкладывать кусочки скорлупы.

Во время уборки игрового уголка учить детей тщательно мыть машины (привлечь к мытью мальчиков). Воспитывать трудовые навыки, ответственное отношение к труду .

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.67

 

4 неделя 22.04. – 26.04.24.

Посев семян овощей на огороде. Учить сеять семена, раскладывая их в бороздки, на одинаковом расстоянии друг от друга; при поливе не вымывать семена из земли. Воспитывать умение работать дружно, старательно (показ, объяснение, вопросы, контроль)

Предложить детям наносить песок в песочный ящик, насыпать в ведерки самостоятельно, стремиться, не рассыпать его. Воспитывать умение беречь труд взрослых (объяснение, совет, совместные действия)

 

Побеседовать с детьми на тему «Работа всякая нужна одинаково» Уточнить знания детей, воспитывать уважение к людям труда, стремление трудиться (рассматривание иллюстраций, опора на знания детей, рассказы детей, выполнение, совет)

 

Инсталляция «Дерево жизни» Расширить представление о символике  и вариантах образа «дерево жизни» в декоративно-прикладном искусстве, вызвать интерес к созданию коллективных композиций (аранжировок, инсталляций).Учить разрабатывать и воплощать коллективный проект.

Приучать детей замечать беспорядок в групповой комнате и по собственной инициативе включаться в его восстановлении. Воспитывать трудолюбие, формировать аккуратность (разъяснение, опора на хорошее в поступках детей)

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.68

 

Май

1 неделя 29.04. – 08.05.24.

Сообщить детям об инвентаре, используемом во время дежурства в уголке природы, о правилах ухода за ним. Воспитывать бережное отношение к предметам труда (вопросы,

объяснение, совет, указание)

Мытьё ног перед сном. Закреплять умение детей развешивать полотенце для просушивания в определённом месте. Воспитывать привычку содержать тело в чистоте (пример товарища, одобрение, совет

Уточнить знания детей о труде моряка.  Уточнить знания о труде: капитана, моряка, водолаза, рыбака. Расширить знания о труде водолаза – это опасная и трудная профессия. Он должен быть мастером на все руки: и монтажником, и строителем и ремонтником. Водолаз все работы выполняет под водой.

Воздушные игрушки.

(вертушки, самолётики, шары) Расширить опыт изготовления самодельных игрушек из бумаги для подвижных игр на улице. Создать условия для самостоятельного освоения способов конструирования бумажных самолётов. Вертушек. Воздушных змеев.

Подклеивание коробочек для игры в «Магазин». Учить самостоятельно, выполнять задание, сделать лучше, красивее; проявлять инициативу. Воспитывать дружеские взаимоотношения .

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.70

 

2 неделя 13.05. – 17.05.24.

Продолжать учить детей под руководством педагога ухаживать за комнатными растениями: Знакомить детей со способами размножения, оказывать помощь в пересадке растения.

Продолжать учить дежурных выполнять свои обязанности в темпе, организованно и справедливо распределять работу между собой (наблюдение, указание, поощрение, оценка детьми, самоконтроль)

 

Уточнить знания детей о труде ветеринара. Формировать представление о труде ветеринара. Учить устанавливать причинно-следственные связи: значение ухода за животными на их рост и здоровье. Воспитывать желание ухаживать за животными.

Зонтики «Цветущий луг» и «Звёздное небо».

Инсталляция «Купол неба и чаша земли». Вызвать интерес к созданию парных образов. Показать связь между формо-и смыслотворчеством.  Вызвать интерес к созданию оригинальной инсталляции .

Приучать детей замечать беспорядок в групповой комнате и по собственной инициативе включаться в его восстановлении. Воспитывать трудолюбие, формировать аккуратность (разъяснение, опора на хорошее в поступках детей)

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.74

 

3 неделя 20.05. – 24.05.24.

Продолжать учить детей самостоятельно шнуровать ботинки, завязывать шнурки на бантик. Формировать привычку к трудовому усилию (пример товарища, показ, совет, пояснение, одобрение)

 

Закреплять навык культуры поведения за столом: садиться за стол в опрятном виде, с чистыми руками, причесанным, без напоминания полоскать рот после еды. Воспитывать аккуратность (худ. слово, вопросы, одобрение, совет)

Уточнить знания детей о труде артиста. Композитора.

 Расширить представления детей о профессиях искусства. Композитор – сочиняет музыку, песни, которые любят петь взрослые и дети. Актер работает в театре, благодаря мастерству актера на сцене оживают любимые герои.

Весенний венок Расширить опыт создания атрибутов по мотивам и в технике традиционного народного искусства. Дать представление о венке как предмете искусства и культуры, познакомить с историей его появления, раскрыть символику .

Во время уборки игрового уголка продолжать учить детей тщательно мыть машины (привлечь к мытью мальчиков). Воспитывать трудовые навыки, ответственное отношение к труду .

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

Стр.75

 

4 неделя 27.05. – 31.05.24.

Совершенствовать и закреплять умение трудиться в уголке природы и на участке (при руководстве воспитателя). Учить детей выполнять трудовые поручения добросовестно, воспитывать самостоятельность (вопрос, указ, совет, контроль).

Закрепить правила поведения в раздевальной. Познакомить с конкретной помощью другим: «Оказывай посильную помощь другому, если тебя просят об этом»

(контроль, вопросы, разъяснить смысл хорошего поступка ребёнка)

 

Уточнить знания детей о труде Шахтёра. познакомить детей с профессией шахтер, формировать представление о труде шахтёров, о подземном способе добычи угля, о механизмах, которые используются для его добычи.

Повторение пройденного материала на усмотрение воспитателя

Продолжать учить детей оказывать посильную помощь няне во время проведения ежедневной влажной уборки групповой комнаты. Воспитывать уважение к её труду (пример товарища, одобрение, совет)

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

И.А. Лыкова

«Художественный труд в детском саду».

 

 

                  

 

Реализуется в совместной деятельности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

Разработан  перспективно-тематический план коррекционных технологий  для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

Перспективный план образовательной деятельности по реализации сферы трудового воспитания старшая группа

ДатаТемаЛитератураДата фактического проведенияСентябрь1неделя 01.09. – 08.09.23.ПонедельникВторникСредачетвергпятницаКуцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М...