Календарно-тематический план в подготовительной группе "Народная культура и традиции"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Глитняк Ирина Николаевна

Дети знакомятся с народной культурой, традициями и обычаями, устным народным творчеством, с народными игрушками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_traditsii_podg_gr.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи по теме «Народная культура и традиции»

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Образовательная область

Задачи

Социально- коммуникативное развитие

Продолжать знакомить с народной культурой, традициями и обычаями. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, песнями, плясками, с народными игрушками. Рассказывать о русской избе, предметах быта, одежды. Воспитывать интерес, любовь к народной культуре.

Познавательное развитие

Расширять представления о разнообразии искусства, художественных промыслов, традиций и обычаев народов России. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов; с особенностями изделий городецких, хохломских, дымковских, филимоновских мастеров. Развивать эмоционально-положительное отношение к народному декоративному искусству. Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. Развивать внимание, память, логическое мышление. Формировать представление детей о разнообразии растений и способах их посадки. Учить устанавливать взаимосвязь между состоянием растения и условиями окружающей среды .Подводить детей к умению делать элементарные выводы о взаимосвязи растений и способов ухода за ними.

Речевое развитие

Познакомить детей с былиной «Садко». Познакомить детей с народной сказкой , с образом Снегурочки.

Художественно- эстетическое развитие

Развитие чувства ритма, умение ориентироваться в пространстве. Развитие умения реагировать на смену звучания музыки и быстро менять движения. Формирование ритмического, звуковысотного слуха.. Знакомить с творчеством русских и зарубежных композиторов, обогащать детей музыкальными впечатлениями. Развитие умения петь согласованно, правильно интонировать интервалы. Развитие мелодического слуха, формирование ладового чувства. Учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа. Закреплять умение рисовать акварельными красками.Развивать образные представления,воображение. Учить детей выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок, пользуясь освоенными ранее приемами лепки из целого куска глины и умением устанавливать фигуры на ногах, передавать то или иное положение,движения рук и ног. Учить детей передавать в рисунке образы сказок,характерные черты полюбившегося персонажа.Закреплять умение рисовать акварельными красками.Развивать образные представления,воображение.

Физическое развитие

Повторить упражнения в ходьбе и беге, упражнения на равновесие, в пряжках, с мячом. Упражнять в прыжках в длину, с разбега, в перебрасывании мяча друг другу. Повторить игровое упражнение с бегом, игровые задания с мячом, с прыжками.

День недели

Режим

Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня

(культурные практики)

Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности

(Индивидуальная) поддержка индивидуальности ребенка

(групповая, подгрупповая)

Понедельник 18 марта

Утро

Игра МП «Будь внимательным» - формировать положительные эмоции, активность в самостоятельной деятельности, закреплять умение справедливо оценивать результаты игры.

(Саша,Артем,Матвей)

Игра ФЭМП «Найди соседей цифре» - закреплять знания о порядковых числительных, и составе чисел

(Глеб,Ваня,Катя,Арина).

Утренняя гимнастика.

Беседа «Что такое традиции» - формировать знания о традициях нашего народа, о том, что такое традиции.

Русская народная игра «Золотые ворота» - закреплять умение использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию игры.

Утреннее приветствие» Собрались все дети в круг..»

П.Г.»Фруктовая ладошка» -развитие мелкой моторики рук.

Внести альбом«Традиции народов России»

ООД

Математика

Программное содержание:Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах #1056;азвивать умение ориентироваться в тетради в клетку.Совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры.Упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20.

И.А.Помораева «Ф.Э.М.П.»,стр.134

Развитие речи.Лексические игры и упражнения

Цель:Активизировать речь детей,учить их импровизировать.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»,стр.67

Музыка.(см.приложение)Программное содержание:Музыкально-ритмические движения: «Шаг с притопом. Осторожная ходьба». Развитие чувства ритма, умение ориентироваться в пространстве. Развитие умения реагировать на смену звучания музыки и быстро менять движения. Развитие чувства ритма: «Комар». Формирование ритмического, звуковысотногослухаРазвитие умения петь согласованно, правильно интонировать интервалы. Пляска, игра: «Как на тоненький ледок». Развивать коммуникативные навыки, творчество в движении. Формировать выдержку и умение быстро реагировать на смену музыки

Прогулка

И. работа – элементы хоккея – учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота

(Глеб,Дамир,Артем)

П.И «Затейники» - закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.

Наблюдение за воробьем – закреплять знания о зимующих птицах, формировать представления об особенностях поведения птиц в весеннее время

Труд.поручения: предложить ребятам посыпать корм в кормушки

П. И «Пожарные на учениях» закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.

Игры с выносным материалом –для формирования у детей коммуникативных навыков

Эксперименты с водой

Вечер

ДИ «Найди слово со звуком «р» - совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определенным звуком, находить эти слова в предложении, определять место звука в слове.

(Юля,Ульяна,Саша)

ПИ «Кто где живет?» - формировать положительные эмоции, активность в самостоятельной деятельности, закреплять умение справедливо оценивать результат игры.

Гимнастика после дневного сна,ходьба по массажным дорожкам.Дыхательные упражнения.

Тема»Поэзия народного костюма»

Рассказ о народном костюме.Прослушивание русских народных песен(в грамзаписи)

М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,стр.97

Вечерний круг-обсудить с детьми что сегодня получилось,что не получилось,чтодля этого нужно сделать завтра.

Создать условия для самостоятельной конструктивной деятельности - предложить детям кубики, конструктор – закрепить умение подбирать детали для элементарных построек.

Вечерняя прогулка

И. работа: упражнение «Назови правильно» - развивать грамматический строй речи, внимание.

(Костя,Слава,Арина)

П.И «Бездомный заяц» - учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдать правила и гры.

С.Р.игра «Мы спортсмены»-продолжать учить детей развивать сюжет игры,умение распределять роли

.

П.И «Кто скорее добежит до флажка?» - отрабатывать навыки подлезания под дугу.

Игры детей со спортивным оборудованием

День недели

Режим

Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня

(культурные практики)

Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности

(Индивидуальная) поддержка индивидуальности ребенка

(групповая, подгрупповая)

Вторник 19 марта

Утро

П.И. «Пронеси мяч не задев кеглю»-развивать координацию движения,ловкость и быстроту

(Матвей,Гриша)

П.Г. «Мы играем»-развитие мелкой моторики рук

(Настя,Катя,Саша,Богдан)

Утренняя гимнастика

Беседа о народных игрушках-развивать эстетическое восприятие,расширять знания детей о народных игрушках.

Д.И. «Музыкальная шкатулка»-закреплять у детей способность узнавать знакомые песни по мелодии.

Утренний круг-формирование представлений об окружающем мире

Оформить выставку «Городецкие изделия»

ООД

Ознакомление с окружающим»Русские народные промыслы»

Программное содержание:Продолжать расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах,побуждать детей восхищяться народными умельцами и предметами их тврчества.

Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»,стр.31

Лепка сценки из сказки «По щучьему велению»

Программное содержание:Продолжать закреплять умение детей лепить небольшую скульптурную группу по мотивам сказки,передавая пропорциональные отношения между персонажами.Закреплять умение передавать фигуры в движении,располагать фигуры на подставке.Развивать умение оценивать работы,самостоятельность,творчество.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.83

Физкультура на прогулке (см.приложение)

Задачи:Учить детей соблюдать правила игры; развивать координацию, ловкость.Упражнять в прыжках и в метании.

Прогулка

Т.П. в уборке детской веранды -развивать необходимые навыки в разных видах труда

(Ваня,Дамир,Артем)

Проблемная ситуация (в квартире пожар,что ты будешь делать?)-развитие познавательной активности,умения рассуждать.

(Глеб,Аня,Настя,Ульяна)

Наблюдение за капелью-закрепить представление детей о сезонных изменениях в природе.

П.И. «Ловишки»-развивать быстроту ,умение увертываться от других играющих.

Эксперименты со снегом –закрепить знания детей о свойствах снега

П.И. по желанию детей-предоставить детям право самостоятельного выбора игры

Выносной материал(лопаты для разбрасывания снега, метелки,

Вечер

Д.игра «Выбери нужное»-упражнять в умении находить нужный ответ.

(Катя,Марина,Арина)

Гимнастика после дневного сна. Ходьба по тропе «здоровья».Дыхательные упражнения.

Просмотр мультфильма «Дымковские кони»-расширить представление детей о многообразии окружающего мира; развивать умение поддерживать беседу.

Вечерний круг-обсудить с детьми наиболее важные моменты прошедшего дня.

Внести новые музыкально-дидактические игры.

Создать игровое поле для развития сюжета игры «Музыкальный магазин»

Вечерняя прогулка

Конструирование из конструктора «Лего» на тему «Дом моей мечты»-развивать у детей фантазию,конструктивные навыки

(Дамир,Матвей,Саша)

П.И. по выбору детей-развивать быстроту и ловкость,умение договариваться с партнерами по игре,учить проявлять честность и справедливость.

Внести атрибуты для подвижных игр.

Конструктор «Лего»

День недели

Режим

Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня

(культурные практики)

Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности

(Индивидуальная) поддержка индивидуальности ребенка

(групповая, подгрупповая)

Среда 20 марта

Утро

И.Р. «Укрась народный костюм»-развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов

(Артем,Ваня,Ульяна,Майя)

Решение проблемной ситуации(у слоненка заболела бабушка,надо вызвать доктора.но он не знает как)

(Ульяна,Дамир,Арина,Саша)

Утренняя гимнастика

Беседа «Необыкновенная история о чудо-самоварах»-раскрыть значимость самоварной традиции для русского народа;рассказать об истории возникновения самоваров в разных странах.

Утреннее приветствие «Настал день,я улыбаюсь вам…»

П.Г.»Фруктовая ладошка»-развитие мелкой моторики рук

Подготовить новые игрушки и оборудование , а также предметы-заместители для с.р.игры «Шоферы» с целью развития сюжетной игры.

ООД

Развитие речи. Буква ь .

Программное содержание:Актуализация представлений о звуках и букв

.Совершенствование навыков составления и анализа предложений.Знакомство с буквой ь.Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.Развитие памяти,мышления,интонационной выразительности речи.

Конспекты интегрированных занятий по звуковой культуре речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Ручной труд»Игольница-шляпка»

Программное содержание:Познакомить детей с правилами работы с иголко;научить детей прльзоваться иголкой вперед.Стягивать нить и делать узелки.Украшать шляпку .Развивать воображение.Доводить дело до конца.

Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»,стр.106

Физкультура(см.приложение)

Прогулка

Беседа о свойствах снега-продолжать учить вести диалог с взрослыми и сверстниками.

(Матвей,Богдан))

Наблюдение за ветром-учить определять направление ветраи его силу.Закреплять умение наблюдать за неживой природой..

Беседа о зимующих и перелетных птицах.Закреплять умение наблюдать за повадками птиц.

П.И. «Гуси-Лебеди»-воспитывать желание участвовать в играх с элементами бега.

Картинки с изображением ветряной погоды,флюгера,вертушки.

Вечер

Упражнение «Повтори ритм»-развивать слуховые анализаторы.

(Глб,Гриша,Марина,Аня)

Гимнастика после дневного сна. Ходьба по тропе «здоровья».Дыхательные упражнения.

С.Р.И. «На праздничной ярмарке» -формировать желание организовывать С.Р.И.

Вечерний круг-обсудить с детьми.что у нас сегодня получилось.что не получилось.почемуКак в дальнейшем нужно поступить?)

Внести атрибуты к С.Р.И., вывеска «Ярмарка»

Вечерняя прогулка

И.Р. по обучению лазанию(Ульяна, Арина, Матвей ,Катя))

П.И. «Хвост дракона»-познакомить детей с новой игрой, упражнять в ловкости ,быстроте бега.

П.И. по желанию-предоставить детям право самостоятельного выбора

Самостоятельные игры детей со спортивным оборудованием.

День недели

Режим

Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня

(культурные практики)

Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности

(Индивидуальная) поддержка индивидуальности ребенка

(групповая, подгрупповая)

Четверг 21 марта

Утро

Труд в уголке природы по уходу за растениями(Саша,Матвей)-учить с небольшой помощью взрослого выполнять необходимые трудовые процессы.

П.Г.»Раз,два,три,четыре,пять..»-развитие мелкой моторики рук

(Гриша,Богдан)

Утренняя гимнастика.

Строительные игры «Русская печка»-учить из деталей конструктора сооружать русскую печь .Систематизировать знания детей о русской печи и быта русского народа.

Утренний круг.Обсуждение проблемной ситуации»Майя пришла в новом платье»-учить детей высказывать свое мнеие,как нужно правильно поступить в этой ситуации.

Внести в центр новый конструктор «Автодорога»-развитие пространственного воображения,умение работать по схеме

ООД

Математика

Программное содержание:Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах #1059;пражнять в умении ориентироваться в тетради в клетку.Развивать умение объединять части множества,сравнивать целое и его части на основе счета.Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

И.А.Помораева «Ф.Э.М.П.»,стр.130

Музыка(см.приложение)

Прогулка

П.И. «Сделай фигуру»-знакомить с новыми играми,учить проявлять честность и соблюдать правила игры.

(Ульяна,Аня,Майя))

Наблюдение за деревьями-продолжать формировать у детей знания об отличиях деревьев холодное и теплое время года.

Труд(помощь в уборке веранды)-воспитывать трудолюбие

П.И. «Ловишки»-развивать двигательную активность детей в разных видах деятельности.

Вынести лопатки,метелки,совки,формочки для самостоятельной деятельности детей.

Вечер

С.Р.И. «Ждем гостей»-учить разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих,развивать положительную самооценку у детей

(Настя,Аня,Арина,Катя)

Гимнастика после дневного сна. Ходьба по «тропе здоровья».Дыхательные упражнения.

Проблемная игровая ситуация для развития взаимоотношений детей

Инсценировка «Я собрался в гости к Мальвине»

Вечерний круг-продолжать учить осознавать и анализировать свои поступки

Внести раскраски с изображением предметов гжельской росписи.

Вечерняя прогулка

П.И. «Кто дальше прыгнет?»-воспитывать у детей желание участвовать в играх с элементами соревнования

(Саша,Матвей,Дамир)

П.И. «Хитрая лиса»,»Затейники»-развивать двигательную активность детей.

Внести спортивный инвентарь для самостоятельной деятельности детей.

День недели

Режим

Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня

(культурные практики)

Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности

(Индивидуальная) поддержка индивидуальности ребенка

(групповая, подгрупповая)

Пятница 22 марта

Утро

Д.И. «Музыкальный домик»-способствовать различению тембра музыкальных инструментов.

(Катя,Майя,Аня,Ульяна)

П.Г.»Ярморка»-развитие мелкой моторики рук

(Саша,Богдан,Артем)

Утренняя гимнастика

Рассматривание альбома «Декоративно-прикладные изделия».Способствовать формированию интереса к декоративно-прикладным изделиям.

Игра –ситуация «Расскажи, что ты знаешь о городецких изделиях?»-развитие связной речи детей.

Утреннее приветствие детей» С добрым утром, с новым днем»..

Приготовить альбом для самостоятельного рассматривания «Хохломская роспись»

ООД

Рисование «Нарисуй,что хочешь красивое»

Программное содержание: Продолжать формировать умение видеть и оценивать красоту окружающего мира,стремление передавать красивые предметы, явления в своей творческой деятельностию Формировать умения детей объяснять свой выбор. Закреплять умение использовать выразительные средства разных изобразительных материалов.

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.85

Физкультура (см.приложение)

Задачи: Учить прыгать через большой обруч;упражнять в равновесии, лазанье; развивать координацию движений,ловкость.

Прогулка

Развитие движений- закрепление техники метания мешочков в даль.

(Дамир,Ваня,Гриша)

Наблюдение за солнцем- уточнить знание детей о влиянии солнца на жизнь человека ,развивать наблюдательность.

Д.И. «Части света»-закрепление знаний детей о частях света(север,юг,запад,восток)

П.И. по желанию детей- развитие двигательной активности детей,предоставить детям право самостоятельного выбора игры

Игры со спортивным оборудованием(мячи, скакалки ,обручи)

Вечер

И.Р. «Угадай сказку»-развитие наблюдательности,внимания,аналитических способностей.

(Арина,Гриша,Саша,Матвей,Майя)

Упражнение на развитие положительной самооценки-»Пожелания»

(Саша,Артем,Катя,Гриша)

Гимнастика после дневного сна. Ходьба по «тропе здоровья».Дыхательные упражнения.

Итоговое мероприятие-Презентация»Культура и традиции русского народа»

Цель:Закрепить знания детей о названии страны,ее природе,исторических событиях,культуре,уточнить знания о таком понятии как традиция,вспомнить традиции русского народа.

Вечерний круг-обсуждение с детьми важных моментов прошедшего дня,чем хотели бы заняться завтра?

Игры детей в театрализованном уголке

Вечерняя прогулка

И. «Логические концовки»-развивать логическое мышление,воображение

(Глеб,Богдан,Артем,Саша)

П.И. «Кто самый меткий?»-развивать выносливость,смекалку.

Самостоятельные игры детей

Взаимодействие с родителями(законными представителями)

Советы родителям по организации познавательной деятельности ребенка (обращать внимание на ценность детских вопросов);

Индивидуальная консультация «Организация домашнего чтения»

Творческая выставка совместных работ»Городецкая роспись»

Мини-выставка»Изделия народного промысла»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Семья и семейные традиции"

Планирование воспитательно-образовательной работы  по теме "Семья и семейные традиции"...

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

календарно-тематическое планирование по теме периода "Народные культуры и традиции"

Подробное календарно - тематическое планирование по теме в старшей группе...

Календарно-тематический план на тему "Народная культура и традиции"

Календарно-тематический план на тему "Народная культура и традиции"...

Календарно-тематическое планирование по теме "Искусство и культура". Подготовительная к школе группа

Календарно-тематическое планирование по теме "Искусство и культура". Подготовительная к школе группа...

Календарно-тематическое планирование (младшая группа) Тема"Народная культура и традиции"

Цель: Развитие и обогащение потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобраз...