Конспект НОД "Юные пожарные"
план-конспект занятия (старшая группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Формировать знания детей о средствах тушения пожара

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Юные пожарные»

Цель: способствовать формированию элементарных знаний и навыков пожарной безопасности

Задачи

Обучающие: формировать у детей понятие «пожарная безопасность», закрепляя знания о причинах возникновения пожара; формировать элементарные умения и навыки поведения при возникновении пожара.

Развивающие: развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде; укреплять здоровья детей, развивать физические качества, воспитывая чувство ответственности.

Воспитательные: воспитывать уважение к труду пожарных, значимость профессии в жизни людей.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, аудиозапись «Песня пожарных» (Григорий Гладков), иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, где огонь – друг или враг; плакат по пожарной безопасности, письмо, костюмы для детей (каски, жилеты), макет костра, ведра с песком, водой, лопата, огнетушитель, сухие ветки, бумага, пластмассовые предметы, пенопласт, пластиковые бутылки, картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности. Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, стеклянная колба, лист бумаги, немного ваты, деревянная щепа; фартук, нарукавники и шляпа, туннель, надувные кубики 3 шт., 2 телефона.

Предварительная работа: беседа о профессии «Пожарный»; разучивание пословиц и поговорок, загадок о противопожарной безопасности; рассматривание плакатов по пожарной безопасности; чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого; «Что я видел», «В дыму» В.Житкова; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» С. Маршака; рассматривание иллюстраций к ним.

Логика изложения:

Воспитатель: ребята, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Воспитатель: Слушайте загадки, говорите отгадки:

1. Веселый шалунишка, оранжевый мальчишка,

Лишь вечер настает, концерт в печи дает.

Разбегался мальчонка, трещат дровишки звонко,

Оранжевые пряди так хочется погладить. Зовется он (Огонь)

2. Без хвоста, без рук, без ног этот маленький зверёк.

Согревает, кормит, светит, взрослым людям первый друг!

Если с ним играют дети, тут же вырвется из рук,

Расшипится, растрещится, уничтожит всё вокруг! (Огонь)

Воспитатель: Правильно. Ребята, почему возникают пожары? (ответы детей)

Сегодня я получила письмо от инспектора Пожарного. Инспектор Пожарный просит вашей помощи в тушении пожара.  

«Дорогие ребята! Я, инспектор Пожарный. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!».

- Вы согласны помочь пожарным? (Да)

- Как вы думаете, любой человек может быть пожарным? (Нет), чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.

- Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами вспомним пословицы и поговорки о безопасном поведении, повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, и узнаем, чем можно потушить огонь.

Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать я прошу вас ответить на вопросы:

- Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные).

- Что вы знаете о форме пожарного? (Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне).

- Какие инструменты необходимы пожарным? (Пожарным необходимы лестница, топор, лом, ведро, брандспойт – ПОЖАРНЫЙ СТВОЛ).

- Как вы думаете, какими качествами должны обладать пожарные? (Пожарные должны обладать смелостью, силой, мужеством, ловкостью, добротой).

- Как вы думаете, почему, пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части).

-Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).

- Вот мы и приехали.

Первая остановка «Рекомендации о безопасном поведении»

Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки, где говорится о пожарной безопасности? (ответы детей)

- Слезы пожар не тушат. Спички – не игрушка, огонь не забава.

- Нет дыма без огня. Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.

- Спичка – невеличка, огонь – великан. Спички не тронь – в спичках огонь.

- Человек без огня не живет ни дня. Огонь друг и враг человека.

Посмотрите, у нас на столе лежат карточки. Давайте на одну сторону стола мы положим карточки, где огонь друг, а на другую сторону – где огонь враг.  (Дети раскладывают карточки, следует обговорить иллюстрации)

Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь? (за счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома)

Какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем? (от неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес). От чего бывают пожары? (Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит)

Физкультурная пауза «Вызов пожарных»

Дым и огонь не к добру, так и знай, взрослых на помощь скорей призывай

И в «01» поскорее звони: срочно пожарных, помогут они!

Прыжки через островки. Пролезть в туннель. Подбежать к телефону, поднять трубку, вызвать «01». Обратно – бег по прямой передав эстафету (хлопнуть по ладошке следующего участника).

Воспитатель: Молодцы ребята! Занимайте свои места, наше путешествие продолжается, в автобусе.

Дети продолжают поездку, подъезжают к следующей остановке.

Вторая остановка «Картинная галерея»

Она необычная, догадались, почему? (Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре).

- Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.

Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация, и как действовать в данном случае.

После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму:

1. касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь – в спичках огонь.

2. с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.

3. не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз

4. хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь

5. приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.

- Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды. Молодцы ребята! Занимайте свои места, наше путешествие продолжается, в автобусе.

Третья остановка: «Загадки»

- Никого не пощадит, ты рукой его не тронь! Обожжет тебя! (Огонь)

- Знают все, человек без огня, не живет ни единого дня.

Ну, когда у огня сильный жар, может просто случиться. (Пожар)

- Валит дым как из печи, не метайся, не кричи. Ты не жди других картин! Звони скорее («01»)

- Уголек из печки – «скок», и поджег половичек, не смотри, не жди, не стой

А залей его (водой)

- Победит огонь коварный тот, кого зовут (пожарный)

- Заклубился дым угарный, гарью комната полна. Что пожарный надевает? Без чего никак нельзя? (противогаз)

- Я мчусь с сиреной на пожар, везу я воду с пеной.

Потушим вмиг огонь и жар мы быстро, словно стрелы (пожарная машина)

- Раскалился если вдруг электрический утюг. Что должны вы сделать детки? Вынуть вилку из (розетки)

- Если вдруг пожар возник ты обязан в тот же миг В часть пожарным позвонить о пожаре сообщить.

- Ребята, а знаете, что у нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Он тушит огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель. Дети трогают, руками на ощупь говорят, из какого материала он сделан.) Путешествие продолжается, садимся в автобус, занимаем свои места.

Четвёртая остановка: «Экспериментальная лаборатория»

- Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило давать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращалось в зло. Пожары происходят, очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Сейчас мы проведем несколько экспериментов с огнем (надеваем фартук, нарукавники и шляпу)

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи. – Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься). Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар).  Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Эксперимент второй:

Воспитатель подносит к огоньку лист бумаги. Ребята, быстро сгорает бумага?  (Да).

Эксперимент третий:

Воспитатель подносит к огоньку немного ваты. Ребята, а вата быстро сгорает?  (Да).

Эксперимент четвертый:

Воспитатель подносит деревянную щепку. Ребята, а дерево быстро сгорает?  (Нет). Да, дерево медленнее загорается, но когда горит, то горит долго. И это очень опасно.

Эксперимент пятый:

Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, земли, песка). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да). Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).

Эксперимент шестой

Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может, поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

- Наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь. Мы сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается, садимся в автобус. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожарный.

Пожарный: Здравствуйте, ребята! Я инспектор Пожарный, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарными, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы). Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен.

- По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)

- Можно ли пользоваться детям спичками? (нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар)

- Можно ли включать самостоятельно электроприборы? (без помощи взрослого нельзя).

- Чем можно потушить пожар? (водой, песком, землей, огнетушителем)

По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Теперь я могу вас допустить к тушению пожара. На окраине города возник пожар, его необходимо потушить. Прежде чем приступить к тушению, необходимо одеть специальную форму пожарного. Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара, не все средства способны потушить огонь.

Игра «Потуши пожар»

Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребенок тушит землёй; второй – песком; третий – снегом; четвертый заливает водой и т.д. (Средства тушения пожара находятся в пластиковых контейнерах)

Пожарный: Пожарная бригада! Вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы! Какие материалы остались не использованы? (Бумага, сухие листья, пенопласт, пластиковые бутылки). Почему? (Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее.) А на прощанье хочу дать вам один совет: Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен, ребята, помните, о том, что нельзя шутить с огнем!

Инспектор Пожарный прощается с детьми и уходит.

Воспитатель: ребята, нам пора возвращаться домой.

Понравилось вам, наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Ответы детей).

Да, мы познакомились со свойствами огня, поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре, помогли инспектору Пожарному потушить огонь. А сейчас наше путешествие окончено, садимся в автобус и отправляемся в детский сад (звучит песня про пожарных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения "Пожарные на учении"

Данное развлечение  позволяет расширить знания детей о правилах пожарной безопасности, помогает развить такие психологические качества,как внимание, ловкость, скорость реакции. Воспитывает в...

Авторский конспект по пожарной безопасности для детей подготовительной группы

В конспекте представлен материал по использованию опытно-экспериментальной работы с детьми....

Конспект НОД "Пожарные собаки"

НОД для детей старшего дошкольного возраста. Дети получат знания о разных породах собак, познакомятся о роли этого животного в жизни человека...

конспект по пожарной безопасности

конспект по пожарной безопасности...

Конспект по пожарной безопасности в старшей группе

Цели: 1. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня. 2. Продолжать формировать знания у детей пожарной безопасности. В практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пож...

Конспект по пожарной безопасности «Пожарные» в младшей группе.

Цель: формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.Задачи:способствовать формированию элементарных знаний о пожаре, его последствиях...