Семинар для педагогов «Закладываем моральный фундамент по духовно-нравственному воспитанию».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Свинцова Евгения Леонидовна

Важным этапом на пути формирования личности является духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Именно в дошкольные годы происходит основное формирование его собственной системы нравственных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов «Закладываем моральный фундамент по духовно-нравственному воспитанию». 

Важным этапом на пути формирования личности является духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Именно в дошкольные годы происходит основное формирование его собственной системы нравственных ценностей.

На фоне снижения многих показателей качества жизни современных детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего общества. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.  Искажения в развитии личности особенно опасны в детском возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Эта опасность усиливается духовно-нравственным кризисом, который переживает современное общество. Такое состояние общества, где агрессия, конфликты, жестокость, войны, преступления становятся обыденным явлением, многократно уменьшает шансы детей на нормальное развитие.  

Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм.

Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей, формирование подлинно нравственной личности возможно только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, его нравственности.

Что мы, как педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, можем сделать для формирования нравственной личности?

В своей повседневной работе с детьми, педагоги наверняка используют разные пословицы.

Вспомните пожалуйста пословицы о доброте, которые можно использовать в своей работе по формированию нравственного поведения у детей.

( Пословицы о добре

Всё добро, да не всякому на пользу.

Даёшь другому – приобретаешь себе.

Верная указка – не кулак, а ласка.

 Ворованным добром не разбогатеешь.

Добро поощряй, а зло порицай.

Доброго человека в красный угол сажают.

Доброму везде добро.

Добрые слова лучше мягкого пирога.

 Доброе братство лучше богатства.

Доброму и сухарь на здоровье, злому и мясное не впрок.

Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

 Доброе дело – правду говорить смело.

 Доброго держись, а от худого отдались.)

 Что же является важной ступенью духовно-нравственного развития?

 Конечно же, это и религия, и Родина, и любовь к родному краю.

РОДИНАВоспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине.

1.Знакомство детей с историей и культурой родного края это:

2.Ознакомление с историческим прошлым и настоящим, географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиям

3.Ознакомление с ремёслами;

4.Ознакомление с культурным наследием (произведениями писателей, поэтов, музыкантов, архитекторов);

5.Развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве.

Религия. Наша страна, в том числе и наш родной край, объединяет людей многих национальностей и религий. У нас воспитываются дети разных национальностей и нам, как педагогам необходимо с малых лет прививать детям толерантное отношение к людям разных национальностей и религий, а это предполагает ознакомление детей с этими национальностями и их культурой.

Моральные принципы.

Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия «Хорошо»«Плохо», мы должны донести до него, что в зависимости от ситуации в одном случае надо уступить, в другом - помочь, в третьем- поддержать. Что же нам поможет в этой ситуации? Это практическая деятельность с детьми.

К ней относятся – наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-ролевые игры, обсуждения.

Давайте сейчас с вами вместе сыграем в одну из таких игр, которая называется «Палочка-выручалочка».

Игра «Палочка-выручалочка»

Инструкция: Встаньте в круг, вспомните какую-либо ситуацию, когда вам нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, порвала колготки, сломала ноготь и т. д. У меня в руках палочка-выручалочка. Когда первая из вас расскажет о своем затруднении, я буду говорить«Палочка-выручалочка, помогай! Коллегу из беды выручай!». Та из вас, кто знает, как помочь или может дать дельный совет поднимает руку и получает палочку-выручалочку.

Следующий прием - это активная работа с фантазией.

Не нужно бояться фантазировать, придумывать различные истории, сказки, используйте при этом кукольный театр, настольные игры. Отличный эффект дает написание ребенком собственной сказки с добрыми и злыми действующими лицами и со счастливым финалом. Подготовка для работы иллюстраций по сказкам.

 Очень важно – это воспитание самостоятельности. Для того, чтобы духовно-нравственные мысли переросли в поступки недостаточно только желания, необходимо самостоятельно сформировать мотив, побуждающий к действию.

Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и действовать самостоятельно, несмотря на то, что это ведет к временным затратам. Как можно чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавайте ситуацию успеха.

 Следующий аспект - это личностно-ориентированный подход. Здесь хочется отметить, что все дети растут в разных социальных условиях и это надо обязательно учитывать, что для одного ребёнка кажется аморальным, для другого - норма, т. к. он живёт в таких условиях (неблагоприятная семейная ситуация) .Наша с вами задача – не высмеивать таких детей, а помочь им максимально социализироваться.

 Очень важна работа с семьей, но также требуется тесный   контакт  специалистов с воспитателями, которые имеют возможность проводить работу с детьми в группе ( игры, фантазирование, народные игры, работа с народным календарем, работа в  фольклорном уголке)

Приобщение  к национальным культурным ценностям происходит в том числе и в процессе ознакомления с образцами песенного народного   творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр); устного народного творчества(потешек, прибауток, пословиц, поговорок. сказок),с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись)

В системе музыкального дошкольного воспитания  русская традиционная культура представлена песнями, попевками , хороводами. Через синтез  игры, песни и танца ребенок знакомится  с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры. Современная семья утратила многие  из старых добрых традиций, выполнявших воспитательные функции, и наша задача -найти средства взаимодействия для понимания мира ребенка. Незабываемы детьми минуты общения  с родителями. Совместное участие   родителей и детей в календарно-обрядовых праздниках  и развлечениях , которые так нравятся детям, семейных встречах, где проходят конкурсы, ярмарки, выставки изделий прикладного искусства, вносят оживление, радость в детскую жизнь.

Именно семья является первоисточником формирования личности и определяет поведенческие стереотипы. От родителей ребенок перенимает практический жизненный опыт, моральные ценности, любовь к искусству, культуре, Родине, традициям. И только в тесном сотрудничестве педагогов и семьи, в непрерывном взаимодействии можно обеспечить дошкольнику гармоничное духовное и нравственное развитие.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно-нравственного воспитания детей

            Под "духовно-нравственным воспитанием" мы  понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственны...

"Взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно - нравственного воспитания детей"

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества. Известно, что основной духовно - нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живё...

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД

ЦЕЛЬ: - мотивация к нестандартности, самоанализу и самообразованию   по духовно-нравственному воспитанию;- освоение практических способов взаимодействия с д...

Буклет - программа районного семинара - практикума «Русская народная кукла как средство духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста»

Буклет в краткой и красочной форме содержит информацию для участников семинара-практикума. Это удобная форма ознакомления с программой работы семинара....

Отчет по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучен...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ».Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему:«  Сказка, ка...

Семинар " Закладываем моральный фундамент по духовно нравственному воспитанию

Семинар " Закладываем моральный фундамент по духовно нравственному воспитанию...