Интерактивные формы общения педагогами ДОУ
картотека

Панферова Наталья Геннадьевна

Интерактивные  формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_formy_raboty_s_pedagogami.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 410»

Картотека интерактивных форм работы с педагогами

Выполнил:

Старший

воспитатель Панферова Н.Г.

        

Семинар-дискуссия

Cеминар- дискуссия предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания, поэтому главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину)]

-развитие творческого профессионального мышления;

- познавательная мотивация;

- профессиональное использование знаний в учебных условиях:

- овладение языком соответствующей науки;

- навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения. 

Упражнение «Достижение цели»

При проведении данного упражнения педагогам необходимо  высказать просьб таким образом, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать в этой просьбе

Упражнение «Микроскоп»

Педагоги записывали на одной стороне листа слова-паразиты, от которых хочется избавиться, а с другой стороны способы борьбы с ними

Упражнение «Чемодан» предназначено для создания положительной обратной связи участникам тренинга по завершении работы.

Описание:

  1. «Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако перед тем как разъехаться, соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой общения, туда мы положим то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает».
  1. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то пригласим его и вручим чемодан. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.
  1. Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил:
  • В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.
  • Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в чемодан не кладется.

Технология «Перевернутого обучения»

Перевёрнутое обучение — это педагогический подход, при котором ученики самостоятельно осваивают теорию, а на уроках создаётся групповая динамичная, интерактивная среда, где обучающиеся под присмотром наставника творчески применяют изученную теорию на практике.

Согласно знаменитой таксономии Блума, в основе обучения лежат запоминание новой информации и её понимание.

Положительные стороны «Перевернутого обучения»

  • изучают информацию в своем темпе и в любое удобное время;
  • материалы всегда остаются у педагогов, и они могут пересматривать их при необходимости;
  • у воспитателей воспитывается ответственность за свое обучение;
  • развиваются навыки поиска и анализа информации;
  • умение работать в команде;
  • помощь другим;
  • растет мотивация и увлеченность работы на тренинге

Технология «Метафорические притчи»

Цель: показать, что притча способствует саморегуляции, самотерапии.

Задачи:

- способствовать сплочению педагогического коллектива, на совместное достижение цели посредством притчи.

- развивать положительный эмоциональный настрой, используя притчу.

Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

        Притчи можно разделить на различные темы, но нам особенно ценны те, которые позволяют коллективу педагогов настроить коллег на: здоровье, оптимизм, мотивацию, поиск выхода из трудных ситуаций. Притчи были тем средством народной психотерапии, которые врачевали душевные раны  еще задолго до возникновения психотерапии как науки.

Тема: «Взаимодействие в коллективе». Притча «Три сита».

Ученик пришел к мудрецу и сказал, что у него есть новость. Мудрец спросил:  «А это правда?», ученик ответил: «Не знаю». Тогда мудрец спросил: «А эта новость для меня полезна?». Ученик ответил: «Не думаю». Мудрец спросил: «А она добрая?». Ученик ответил: «Нет». Тогда мудрец сказал: «Эта новость не прошла 3 основных сита на правду, на пользу, на доброту».

Идет обсуждение.

Тема: «Поиск выхода из трудной ситуации».  Притча «Обезьяны и шляпы».

Отец передал сыну свое шляпное дело. Для начала попросил его продать шляпы на рынке, которые сам мастерил много дней. Сын поехал на ярмарку и уснул под деревом, разморившись на солнце. В это время обезьяны растащили шляпы по деревьям. Когда сын проснулся, он был в ярости и в отчаяньи. Шедший мимо мудрец, видя безысходное положение молодого человека дал ему мудрый совет: «Если у тебя осталась хоть одна шляпа, одень ее на голову и резко брось на землю». Какого же было удивление сына, когда обезьяны последовали его примеру и ему осталось только собрать шляпы.

Идет обсуждение.

Тема: «Критическое отношение к себе». Притча «Окно». Молодая пара приехала в новый дом. Жена, посмотрев в окно увидела как соседка сушит свое белье и воскликнула: «Какой ужас! Белье грязное, не простиранное. Она совершенно не умеет стирать.» Эта же история повторилась на второй и последующие дни. Но однажды, в очередной раз посмотрев окно, она удивилась: «Надо же, соседка научилась стирать», на что муж ей ответил: «Дорогая, это я протер наше окно».

Идет обсуждение.

Тема: «Прямолинейность». Притча «Толкователь снов». Падишах увидел сон, что у него выпали все зубы. Он вызвал толкователя снов и спросить что это означает, пригрозив, что если ему не понравится толкование, предсказателю грозит смерть. Толкователь был человеком прямолинейным. Он сказал «О падишах, все твои близкие скоро умрут». Ответ падишаху не понравился и он приказал его казнить. Падишах вызвал другого предсказателя. На этот же вопрос толкователь ответил так: «Овеликий и могущественный падишах, ты переживешь всех своих близких». Падишаху ответ понравился и он наградил толкователя.

Идет обсуждение.

Технология сторителлинга

Сторителлинг - «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТЕХНИКА РАССКАЗА ИСТОРИЙ:

  • Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир.
  • Соблюдайте очередность действий рассказчика: стейтмент (заявление) аргументация рестейтмент (вывод).
  • Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев. При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.
  • Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев.
  • Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.
  • Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я…», «Я вам уже рассказывала про то, как я…», «Однажды со мной произошла такая история…». Это сразу привлечет внимание детей, даже если речь в ней пойдет о фантастических событиях и героях.

 Как выбрать хорошую историю:

Существует несколько принципов хороших историй.

ПростотаЧтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.

Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший», «черное-белое». Например, сказка о синем и красном - «Улитка и кит». Ребенок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать. Следует указать на пробел в его знаниях, а затем удовлетворить возникший интерес. Интерес мало возбудить

  • его надо удержать. Например, можно изложить историю как некое детективное расследование или загадку.

Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.

Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. Для этого есть два способа обеспечить достоверность истории:

  • внешний – сослаться на мнение других детей, педагогов, родителей, бабушек и дедушек, энциклопедии, Интернет и т.п.;
  • внутренний – использовать дополнительные детали, т. е. историю нужно рассказывать так, как будто вы лично ее пережили или были участником событий, знали ее персонажей. Затем следует создать ситуацию, в которой бы дети могли самостоятельно проверить способ решения, предложенный в истории.

Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.

Также хорошей можно назвать историю, если:

  • ее можно рассказывать детям одной группы несколько раз, по- разному ее интерпретируя, оканчивая и дополняя новыми персонажами;
  • дети могут самостоятельно ее пересказать;
  • ситуация и проблема, которые поднимаются в истории, понятны детям;
  • воспитанники задают вопросы по сюжету истории и хотят ее обсудить с педагогом и другими детьми, предпринимают определенные действия для участия в игре, спектакле по ходу самой истории.

Технология Воркшоп

Воркшоп (workshop) — это вид мероприятия, в рамках которого группа людей собирается для совместной работы, обучения и достижения определённых целей. Он отличается от традиционных форматов встреч и семинаров тем, что акцент делается на активном взаимодействии участников.

Основная цель воркшопа — создать обучающую и вдохновляющую среду, где участники смогут расширять знания, развивать креативность и применять новые подходы к решению задач

Воркшопы в образовательных учреждениях помогают студентам развивать навыки самостоятельного и коллективного обучения, решения проблем, критического мышления и коммуникации, позволяют получить практические знания и опыт.

Воркшопы обладают рядом преимуществ, делающих их эффективным инструментом обучения, развития и решения проблем.

Преимущество воркшопов

  • Активность и интерактивность. Воркшопы предлагают участникам активно взаимодействовать и решать практические задачи сообща. Это позволяет участникам применять полученные знания, развивать навыки решения проблем, коммуникации и сотрудничества.
  • Коллективное обучение и опыт. Воркшопы предоставляют возможность обмениваться знаниями, опытом и идеями между участниками. Групповые дискуссии, командные задания и совместное решение проблем способствуют созидательности обучения и участию каждого в общем процессе. Коллективное обучение позволяет оценить разнообразные точки зрения и подходы..
  • Решение проблем и развитие навыков. На воркшопах участники могут практиковаться в применении новых методик, разрабатывать стратегии, находить инновационные решения и получать обратную связь от фасилитаторов и других участников. Это помогает развивать навыки критического мышления, принятия решений, коммуникации и лидерства.
  • Укрепление командного духа и сотрудничества. Участники получают возможность лучше узнать друг друга, работать над общими задачами. Это помогает повысить эффективность работы команды и достичь совместных целей.

«Техника аквариума» — это одна из форм учебной дискуссии, особый вариант организации коллективного взаимодействия.

Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержащим противоречия, конфликты, разногласия. В ней делается упор на процесс представления точки зрения и её аргументации.

Цель «техники аквариума» — развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.

Техника аквариума выглядит следующим образом:

  1. Наставник предлагает педагогам проблему для обсуждения.
  2. Педагоги делятся на группы.
  3. Наставник или участники каждой из групп выбирают представителя.
  4. Группы обсуждают проблему и определяют общую точку зрения.
  5. Представители групп собираются в центре аудитории. Они высказывают и защищают позицию своей группы в соответствии с полученными от неё указаниями.
  6. Наставник может разрешить представителям и группам взять перерыв для консультаций.
  7. Обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.
  8. После обсуждения проводится его критический разбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический кейс для работы с родителями и воспитателями дошкольников

Использование кейс-технологии призвано облегчить педагогам общение с родителями в конкретных ситуациях реальной жизни....

Статья "Совершенствование практического мастерства педагогов в корр.-образ. процессе на основе наглядного моделирования с применением игрового пособия "Дары Фрёбеля" в сборнике ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА-ПЕДАГОГАМ ОБЛАСТИ Выпуск №1

В статье представлен мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов в форме игрового практического занятия с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых нав...

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....

Публикация Статьи в сборнике "Опыт практической деятельности педагога" в рамках II Международной научно - практической конференции

Научно - методическая работа "Творческий проект "Чудо-фантики" для детей старшей группы"...

Практический кейс для работы с родителями и воспитателями дошкольников

Дети дошкольного возраста отличаются от сверстников не только выдающимися способностями, но и особенностями поведения как дома, так и в детском саду. Поэтому у воспитателей появляется масса пово...

Практический кейс для родителей и воспитателей

Практический кейс для родителей и воспитателей...