Приобщение дошкольников к социокультурным нормам и ценностям в процессе организации физкультурно-спортивных мероприятий
консультация

Фарионова Светлана Матигулловна

Актуальность:

Дошкольный возраст является периодом начального становления базовой

культуры личности, приобщение к социокультурным ценностям, обретение

жизненных ориентиров. Нравственные качества не могут возникнуть спонтанно

без влияния человеческого окружения. Они формируются и развиваются

постепенно, в процессе накопления эмоционального усвоения определённой

информации и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и

методов воспитания.

   Проблема духовно- нравственного воспитания дошкольников приобретает в настоящее время все большую актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_uo_fop_farionova.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к социокультурным нормам и ценностям

в процессе организации физкультурно-спортивных мероприятий

Актуальность:

Дошкольный возраст является периодом начального становления базовой

культуры личности, приобщение к социокультурным ценностям, обретение

жизненных ориентиров. Нравственные качества не могут возникнуть спонтанно

без влияния человеческого окружения. Они формируются и развиваются

постепенно, в процессе накопления эмоционального усвоения определённой

информации и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и

методов воспитания.

   Проблема духовно- нравственного воспитания дошкольников приобретает в настоящее время все большую актуальность.

Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного (ФОП ДО) приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов дошкольного образования.

В процессе формирования социокультурных норм следует выделить

ряд компонентов:

- Познавательный - это знания и представления о культуре народа, социальном окружении, о нормах и ценностях, принятых в окружающем ребёнка обществе, о культурных ценностях России и др. стран;

 - Мотивационный - это интерес к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой; усвоение ребёнком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности;

- Коммуникативный - это умение общаться, строить взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми; это - навыки культуры общения и разрешение возникающих проблемных ситуаций

      В Федеральном законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 04.12.2007г. отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

        Формирование социокультурных норм происходит в различных видах деятельности ребёнка, одна из эффективных видов деятельности по решения задач формирования социокультурных норм, является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом.

   Цель организации физкультурно-спортивных мероприятий по воспитанию дошкольников:

  • воспитание морально-волевых качеств дошкольника;
  • воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества;
  • дисциплинированности средствами физической культуры.

Задачи:

  • Создать условия для организации практической деятельности воспитанников по формированию ценностных ориентаций личности ребенка дошкольного возраста и проявлению положительных эмоций в музыкально-спортивных мероприятиях;
  • Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера;
  • Воспитывать нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений;
  • Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • Формировать положительное отношение к себе; первичные личностные представления; о семье; об обществе; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Направления физкультурно-спортивных мероприятий:

  • физкультурно-развлекательные (музыкально-спортивные): Дни Здоровья, тематические весёлые старты, «Папа, мама, я –спортивна семья», «Зимние забавы», «Масленица»;
  • физкультурно-спортивные: «Малые Олимпийские игры», «О, спорт-ты мир!», ГТО, «Кросс Наций» «Качканарская Снежинка» и др;
  • военно-патриотические: 23 февраля, 9 мая, «Зарница», «День России» и тд

Формирование ценностных ориентаций личности детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними:

  • физкультурные занятия;
  • подвижные и спортивные игры;
  • массовые оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия;
  • работа с родителями (совместно-родительские проекты, экскурсии);
  • мастер-классы;
  • туристические походы одного дня;
  • конкурсы (детские рисунки, поделки, семейные фотографии спортивной направленности);
  • акции («Я выбираю спорт», «Мы идем, шагаем по стране» и др);
  • экскурсии (в спорткомплексы, школьный спортзал);
  • участие в массовых мероприятиях города («Лыжня России», День Снега и др);

Главным звеном в приобщении детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям при организации физкультурно-оздоровительной работы, являются взаимосвязь специалистов и родителей, совместные мероприятия с семьями воспитанников. Без участия родителей невозможно достигнуть качественных изменений в духовно-нравственном развитии детей.

Подводя итог, хочется сказать, что приобщение детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям российского народа при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса, дает положительные результаты.

Физкультурно-спортивные мероприятия– один из эффективных методов приобщения детей не только к спорту и здоровому образу жизни, но и воспитания социокультурных норм, традиций семьи, общества и государства.

ПРИМЕЧАНИЕ: физкультурно-развлекательные (музыкально-спортивные): учат детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, укреплять дружеские взаимоотношения со сверстниками, родителями, повышается командный дух, формируется чувство коллективизма, воспитывается стремление к здоровому образу жизни. происходит позитивная социализация детей, приобщение к социокультурным нормам, повышается интерес к национальным традициям.

физкультурно-спортивные: создают условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, получают радость от своих результатов, учатся переживать за товарищей, Выполнение норм ГТО, участие в городских соревнования, спортивных акциях, в Семейной Спартакиаде  способствуют проявлению мужества, чести, приобщение воспитанников к традициям большого спорта, в том числе олимпийского движения, стимулируют родителей к проявлению инициативы в воспитании у детей привычки к ЗОЖ и активному отдыху, детям – продемонстрировать собственный талант и спортивные достижения, со стороны взрослых - гордость за ребят.

Все физкультурно-спортивные мероприятия – это очень яркие, шумные, наполненные позитивом и радостью мероприятия.  

Военно-патриотические: пропаганда военно-патриотического воспитания как важнейшего средства, способствующего всестороннему гармоничному развитию, физическому совершенству воспитанников и укреплению их здоровья. Такие качества, как сила и ловкость, выносливость, смекалка, гордость и традиции, связь поколений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни в процессе организации и проведения Недели Здоровья»

В практике дошкольных учреждений в целях приобщения дошкольников к основам здорового образа жизни, как правило, используются такие формы активного отдыха, как физкультурные праздники, досуги, Дни здор...

Музейная педагогика как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА –как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям....

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА –как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям...

Статья "Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в условиях ДОО".

Статья опубликована в сборнике материалов VI Всероссийской научно-практической Интернет - конференции «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в совр...

Публикация "Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям".

Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в повседневной жизни?  Это - абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственность, слу...

Психолого-педагогические особенности приобщения старших дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи

Статья о приобщении дошкольников к социокультурным нормам и сесмейным традициям...

Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям на основе русских культурных традиций

Статья знакомит с опытом работы ДОО по ознакомлению воспитанников с историей своей страны на примере народной игрушки, воспитанию интереса к народным промыслам, взаимодействию с социумом....