«Использование сказок в речевом развитии ребёнка среднего дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

   В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и oбучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его развития. Это показатель общей речевой культуры человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет

«Использование сказок в речевом развитии ребёнка среднего дошкольного возраста»

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и oбучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его развития. Это показатель общей речевой культуры человека.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказыватьo событиях из окружающей жизни. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.[1]

Использование сказок в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Сказка позволяет ребёнку в простой форме оценить существующие проблемы. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и прoстранстве, о связи человека природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло, помогают расширить словарный запас, верно строить диалоги, делают речь эмоциональной, образной, красивой, развивают фантазию и воображение. Мы считаем, что восприятие сказки является для ребёнка особым видом деятельности, следовательно сказки могут влиять на развитие связной речи. Таким образом, сказка является одним из важных помощников в развитии речи ребёнка.

В начале учебного года мы проверили уровень развития связной речи у детей средней группы, используя диагностику О.С. Ушаковой, Е.Струниной. Выявили, что развитие связной речи у детей в основном среднего и низкого уровня. У детей возникают трудности в использовании сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. При пересказе отмечается однообразие словарного состава речи. Проведённая диагностика показала, что в рассказах детей преобладают простые предложения, которые прерываются паузами, состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Отмечается у детей неумение грамматически правильно оформить предложения, высказывания. [2]

Провели анкетирование среди родителей. В результате выяснили, что родители с развитием массового телевидения и интернета читать детям стали значительно меньше, не всегда обсуждают прочитанное. Ребёнок чаще сидит у телевизора или компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Всё это свидетельствует о том, что необходимо проводить специальную работу по развитию связной речи. Так как сказка – это произведение, которое полностью понятно и интересно ребёнку, ориентируясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, мы решили провести работу по развитию связной речи детей с помощью сказок, используя разнообразные методы и приёмы.

Цель: развитие связной речи детей посредством сказок.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:

1. Определить эффективные способы и приемы развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

2. Формирование у детей интереса к книге.

3. Учить внимательно слушать и слышать литературные произведения.

#1055;омогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении.

5. Помогать устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать.

6. Учить самостоятельно пересказывать и инсценировать сказки, побуждать к творческому использованию литературного материала, собственному сочинению.

#1055;ознакомить родителей с особенностями развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Работа проводилась в течение года. Детям предлагалась определённая сказка, которая рассматривалась на протяжении 4-х занятий. Использовались разнообразные методы и приёмы.

  • Рассказывание сказки;
  • Отгадывание загадок и придумывание новых.
  • Дидактические игры: «Что умеют делать звери?», Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить?», «От каждого по словечку», «Закончи предложение», «Напишем письмо сказочному герою», «закончи предложение»,«Хорошо – плохо»,« Кто знает другое слово?» и другие ;
  • Развивающие игры: «А если бы…»;
  • Придумывание нового конца сказки;
  • Пересказ эпизода от имени сказочного героя;
  • Изменение сюжета сказки путём ввода нового героя;
  • Пересказ с помощью иллюстраций;
  • Изменение сюжета сказки;
  • Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию;
  • Придумывание нового названия сказки;
  • Изображение героев геометрическими фигурами;
  • Рассказывание сказки по схеме;
  • Самостоятельное составление рассказа о любимом герое;
  • Придумывание сказочной истории про игрушку;
  • Рисование различных сюжетов из сказок.

После этого переходили к другой сказке и т.д. Последние четыре занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняли сказки по предложенному сюжету. Работа проходила в свободное время, в утренние и вечерние часы. [3]

Дети дошкольного возраста, в основном, слушатели, а не читатели. Русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед нами стояла слoжная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть её замысел, заразить детей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам. Педагог должен овладеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять и замедлять его, в нужных местах повышать и понижать голос).

Подготовка к восприятию новой сказки осуществлялась по- разному.

  1. Помещали в книжном угoлке новую книгу, отдельные иллюстрации, дети пытались определить о чём она. Демонстрировали игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые предметы, объясняли их названия и назначение.
  2. Проводили специальное речевое упражнение, помогающее детям освоить содержание сказки (так, перед чтением сказки «Репка» несколько детей строили друг за другом и предлагали назвать кто за кем стоит. (Это помогало при пересказе сказки).
  3. Иногда сообщали, что будем рассказывать сказку с необычными героями «Соломинка, пузырь и лапоть». Кто они такие? Дети, отвечая на вопрос, упражнялись в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.

В работе с детьми мы использовали следующие приёмы, которые наиболее эффективны в беседах по сказкам.

Приёмы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения:

  • Вопросы, должны быть разнообразными по своей направленности, помогающие точнее охарактеризовать героев сказки (обратить внимание на эпизод, отдельное слово персонажа, поступок).
  • Рассматривали иллюстрации и накапливали представления о том, как рисунки художников помогают понять произведение (например, показ рисунка избушки, волшебная ли она?).
  • Словесные зарисовки. Детям предлагалось побыть художниками и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке.

Приёмы, способствующие более глубокому проникновению в образный строй и язык сказки:

  • Повторное чтение отрывка сказки по заявкам детей. Дети полнее замечали сравнения и другие средства выразительности.
  • Предлагали детям припомнить рассказ о самом смешном эпизоде, о самом грустном, о самом страшном и т.д.
  • Драматизация наиболее интересных отрывков в плане обогащения и активизации словарного запаса.

На протяжении всех занятий объясняли детям незнакомые слова, обеспечивающие пoлное восприятие произведения. Учили детей сравнивать и сопоставлять, формировали привычку доказывать почему так, а не иначе. Ставили ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции.[4]

Особое внимание уделяли развитию мышления и воображения, которые позволяют различить реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для ребёнка: оно делает его жизнь неповторимой и нестандартной, творческой. Детям предлагалось впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или эпизод.

Мы старались научить ребёнка не только устно сочинять, но и показать ему новые возможности общения друг с другом. Самые простые виды это записки, телеграммы, письма и более современные – мобильный телефон, интернет.

Воспитывали чуткость к слову. Формирoванию речи способствовали такие приёмы в работе со сказкой:

  • Находили ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
  • Сочиняли длинное и смешное слово;
  • Разбирали слова с одинаковым написанием, но в разным значением.
  • Использовали приём «волшебной палочки», дети начинали вызволять героев из беды.
  • Постановка проблемного вопроса (почему? зачем?)

Так же была проведена работа с родителями. Были разработаны консультации «Правила чтения сказок», «Влияние сказки на восприятие мира глазами малыша», «Какие сказки читать детям?», «Роль сказки в развитии и воспитании малыша».

Итогом работы стала драматизация сказки, сочинённой детьми «Освобождение солнышка».

После проведения работы провели повторную диагностику. Заметили, что уровень развития связной речи у детей значительно повысился. Значит целенаправленная, подгoтовленная и проведённая работа по развитию связной речи является эффективной.

В процессе работы у детей сформировались определённые навыки и умения:

  1. Внимательно и с интересом слушать сказки, стремиться к повторной встрече со сказкой и её героями;
  2. Устанавливать разнообразные (временные, последовательные, причинные) связи в сказке, давать элементарную оценку поступкам и действиям героев, выражать своё отношение к ним;
  3. Различать границы сказочного и реалистического;
  4. Задавать вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, говорить по очереди, не перебивая собеседника.
  5. В разговорном общении пользоваться разными типами предложений (с помощью воспитателя);
  6. Составлять короткие рассказы, сказки, пересказывать, воспроизводить текст по иллюстрациям[5].

Таким образом, сказка является эффективным средством развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Список использованной литературы.

1. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство АТС», 2000

2. Гурович Л.М., Л.Б. Береговая. Ребёнок и книга.: Изд. «Акцидент»,1996

3. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. :Автореф. Дисс – М,1999

4. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку/. М.:Изд. «Просвещение», 1993

5. Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание 1995, №1


[1] Елкина Н.В. канд.пед. наук «Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. Дисс…–М,1999

[2] Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание 1995 №1

[3] Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание 1995 №1

[4] Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. М. ООО «ИздательствоАТС» 2000

[5] Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая «Ребёнок и книга» Изд. «Акцидент»1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста"

Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности....

Роль сказок в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Сегодня речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице, при помощи компьютера). С развитием массового те...

Консультации для родителей "Влияние сказок на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». Алексей Николаевич Толстой...

«Использование игрового стола "Ландшафт" для речевого развития детей среднего дошкольного возраста»

Для полноценного речевого развития детей требуется использовать современные методы.Ландшафтный стол – это современный образовательный инструмент воспитателя. Он помогает организовать игру с деть...

«Эффективное использование образовательных технологий в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в предметно – развивающей среде».

laquo;Эффективное использование образовательных технологий в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в предметно – развивающей среде».Воспитатель  Николаева А.Д.Воз...

Презентация "Роль сказок в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Сказки являются воспитательными средствами познавательного и речевого развития дошкольников. Выработанные и проверенные народом в течении столетий, сказки несут в себе колоссальную составляющую, перед...