Презентация "Роль сказок в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (младшая группа)

Сказки являются воспитательными средствами познавательного и речевого развития дошкольников. Выработанные и проверенные народом в течении столетий, сказки несут в себе колоссальную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. Поэтому, я считаю, сказки и прежде всего волшебные должны использоваться в качестве материала для работы по  речевому развитию детей.

Задачи:  

• Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

 • Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

 •Формировать умения  отражать содержание сказок в играх, театрализованной деятельности.

• Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.

 • Формировать умение играть вместе, дружно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazok_v_rechevom_razvitii_detey.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104» г. Саратова Презентация Подготовила: воспитатель Короткова Е. Г. «Роль сказок в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» .

Слайд 2

Актуальность Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Именно сказки являются прекрасным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу .

Слайд 3

Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания развитию своих детей. Телевидение и компьютер заменили собой живое речевое общение. Из-за недостаточного общения речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна и малословна. Резко снизился интерес к чтению книг и прослушиванию произведений детской художественной литературы .

Слайд 4

Своей целью поставила: Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Слайд 5

Задачи . Сказки являются воспитательными средствами познавательного и речевого развития дошкольников. Выработанные и проверенные народом в течении столетий, сказки несут в себе колоссальную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. Поэтому, я считаю, сказки и прежде всего волшебные должны использоваться в качестве материала для работы по речевому развитию детей. Задачи: Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам. • Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас. •Формировать умения отражать содержание сказок в играх, театрализованной деятельности. • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность. • Формировать умение играть вместе, дружно.

Слайд 6

Использую в речевом развитии детей различные виды театров. Играя в сказку использую различные виды театра. Очень нравится детям рассказывать сказки с помощью пальчиков. Такая деятельность развивает у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаю детям различные дидактические игры, кубики со сказочными сюжетами. Из народных и авторских сказок дети узнают почему и как медведь спит зимой, кто живет в лесу и т.д..

Слайд 7

Формы работы Чтение сказок с просматриванием иллюстраций. Рассказывание сказок (проговаривание коротких четверостиший совместно с педагогом). Постановка сказок (игры - драматизации). Куклотерапия (пальчиковые, перчаточные, фланелеграф , стендовые, теневые, настольные театры). Речевые упражнения (артикуляционная гимнастика , звукоподражание) Работа с картинками (разложи по сюжету или героев в последовательности сказки) Использование физкультминуток, пальчиковых и подвижных игр, дидактических игр по теме. Просмотр мультипликационных фильмов. Применение интерактивных игр «Путешествие по сказкам» Просмотр презентаций «Путешествие по сказкам». Слушание подборки русских народных сказок. Рисование , лепка. Познакомившись со сказкой , можно продолжить путешествие по ней. Предлагать разные задания. Посмотрим, что же произошло с нашими героями после…

Слайд 8

Артикуляционная гимнастика ЗАБОРЧИК (по сказке «Теремок) Зажили друзья в новом теремке лучше прежнего! Поехали все вместе на базар, а мышку оставили за хозяйством следить, дом сторожить. Скучно ей стало. Дай, думает, пойду погуляю. Побежала она к забору, а пройти не может – забор высокий стоит и калитка на замке. «Пропусти меня, заборчик», - просит мышка. «Нет, - говорит заборчик. – Я тебя и дом охраняю». Посмотрела мышка на заборчик. Понравился он ей: высокий, крепкий. Улыбнулась ему мышка, зубки сжала, как дощечки у заборчика. Хорошо у мышки получилось! И у тебя получится. ЧАСИКИ (по сказке «Три поросенка») Стали поросята жить вместе, горя не знать, и друг другу помогать. А за то, что спас их от волка Ниф-Ниф и Нуф-Нуф подарили братцу Наф-Нафу большие часы с маятником. Висят часы на стене и качается маятник. Влево-вправо , влево-вправо . И у тебя тоже так получится. Давай попробуем! «НЕ ХОЧУ ЕСТЬ КАШУ» (по сказке «Три медведя») Когда девочка убежала, медведи пошли убираться. Настасья Петровна пошла варить новый обед, а Михайло Иваныч - чинить стульчик Мишутки. Сам Мишутка крутился вокруг мамы, потому что очень проголодался. "Хочешь кушать?" - спросила мама. "Помню, когда ты был совсем маленьким, тебя совершенно нельзя было заставить есть кашу! А теперь смотри-ка, понравилась". "Мама, а как же так? Почему? Ведь она такая вкусная!" - удивился Мишутка. "Ну уж я не знаю почему, но делал ты вот так". Настасья Петровна сомкнула губы, а потом немного приоткрыла рот. Потом опять сомкнула (Вот так - показываете ребенку), и немного приоткрыла (вот так).

Слайд 9

Артикуляционная гимнастика БАБУШКА РАССТРОИЛАСЬ (по сказке «Колобок») Бабушка заметила, что Колобка нет .Очень она расстроилась и сделала вот так (сомкните губы и напрягите их). А ты так умеешь? Губы держать напряженными 20 сек. Повторить 3-4 раза. Чтобы ребенку было легче понять и почувствовать временной интервал, включите фонарик. Пока фонарик горит, ребенок будет держать губы в напряжени и. ПРЯТКИ (по сказке « Заюшкина избушка») Стали жить Зайчик с Петухом вместе. Зайчик дома по хозяйству хлопочет. А зимой, когда стужа лютая на дворе, играют друзья в прятки. Петух хорошо прячется, трудно зайке его найти. Но Зайка не обижается. Каждый вечер он играет в прятки со своим язычком. Давай и мы попробуем!

Слайд 10

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ (по сказке «Теремок) Медведь проснулся утром рано. Солнышко только взошло. Взял свою любимую дудочку и пошел с ней гулять, зверей и птиц будить. Идет медведь, играет на дудочке ( ду-ду-ду ), а звери и птицы ему отвечают: корова мычит ( му-му-му ), петух кукарекает (ку-ка-ре-ку), кошка мяукает (мяу-мяу), кукушка кукует (ку-ку), а сова ухает (уху-уху). Можно предложите ребенку такие задания: - воспит . подражает звуку, который издает животное, а ребенок называет (показывает на картинке) это животное; - воспит . показываетена картинке животное, а ребенок имитирует его голос; - воспит . имитирует игру на дудочке: громко, тихо, протяжно. Ребенок повторяет; САМОЛЕТ(по сказке «Три поросенка») А еще у них был папа. К сожалению, мама и поросята редко видели его, потому что он работал летчиком . Иногда он пролетал над кирпичным домиком, в котором жила вся семья. И тогда они слышали, как гудит самолет: " Э-э-э-э ". В этот момент все, кто был дома, бросали все дела и бежали смотреть в окно, чтобы увидеть самолет. А потом играли с мамой в самолетики. Давай и мы с тобой поиграем! Предложите ребенку расставить руки, изображая крылья самолета, и полетать по комнате, произнося звук «э». КАША ПЫХТИТ (по сказке «Три медведя») Прислушался Мишутка: "Мама, а что это за звук такой?" А Настасья Петровна отвечает: "Это кашка варится, пыхтит. Она пускает пузырики и получается такой звук " П-п-п-п ". Попробуй, у тебя тоже получится".

Слайд 11

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ ЗВУК «А» (по сказке «Репка») Сейчас узнаем, чем занималась кошка после того, как помогла вытянуть репку... А кошка в это время побежала во двор играть со своими друзьями: Жучкой, мышкой, лошадкой и бабочкой. Но они решили поиграть с ней и спрятались. Кошка стала звать их: " Жучка-а-а ", " Мышка-а-а ", Лоша-а-адка-а-а ", " Ба-а-абочка-а-а " (ребенок зовет вместе с воспитателем, протягивая звук "а"). Друзья вышли к кошке: "А-а-а, вот вы где!" РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Оно также как и артикуляция, и звукоподражание играет очень важную роль в становлении речи малыша. УПРАЖНЕНИЕ "СНЕЖИНКА« (по сказке « Заюшкина избушка») Самодельные снежинки надо будет сдувать с руки, стола или любой другой поверхности. Можно сопроводить выполнение упражнения стихотворением или песенкой. Ветер, ветер, дуй сильней, Чтоб плясалось веселей Ледяной кружинке – Маленькой снежинке.

Слайд 12

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры) Сорока (по сказке «Гуси - лебеди») Вскопал братец свою грядочку да устал, опять домой пошел, а дома-то скучно. Вся семья работой занята. Сел он у окошка и стал на сестрицу свою смотреть. А она это заприметила, вернулась в дом, да научила братца такой вот игре. СВИНКА НИНЕЛИ (по сказке «Три поросенка») Неужели ты думаешь, что у поросят не было мамы? Конечно же была! Просто в это время она ездила в гости к бабушке поросят. Когда мама приехала, то очень соскучилась по своим сыночкам. И каждому из них она спела такую песенку:

Слайд 13

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры) ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК» Приехали друзья с базара и отдыхать стали. Проснулся зайка, глядь, а его ёжик у калитки дожидается: «Пошли гулять, в лесу играть!» Зайка , ушки на макушке (обе руки у висков) Скачет , скачет по опушке (обе руки на уровне груди , паль вниз – «лапки») А за ним колючий ежик ( пальцы обеих рук растопырены , руки соединены ладонями ; Шел по травке без дорожек пальцы переплетены - шевелятся – как иголки идущего ежика) ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» А потом пошли все дальше своими делами заниматься: дед - дрова рубить, внучка - гусей и уток кормить, а бабке захотелось в речке искупаться... Жила-была бабка, (руки в боки) Да жила у речки. (разводим руки в стороны, изображая речку) Захотелось бабке (руки в боки) Искупаться в речке (изображаем плавание брасом) И купила бабка (руки в боки) Мыло и мочало (одна рука намыливает другую) Эта сказка хороша, Я начну сначала... (рука в кулаке, большой палец вверх)

Слайд 14

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры)

Слайд 15

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры)

Слайд 16

Работа с картинками Кого Колобок встретил первым , вторым и т.д . Разложи в последовательности по сказке «Три поросенка» Кто пришел к Теремку первым вторым и т.д .

Слайд 17

Игра - драматизация

Слайд 18

Игра - драматизация

Слайд 19

Эмоциональное развитие и Упражнение «Лягушка» Сегодня у нас гость – лягушка – говорим детям.. Она будет выпрыгивать из-за стола, а мы будем ее встречать. Когда видишь лягушку – улыбнись и произнеси « и-и ». Лягушка прыгает на стол – ребенок улыбается. Лягушка прыгает под стол – ребенок перестает улыбаться. Повторить 4 – 5 раз. . играет важную роль в развитии речи детей. Сделала кубик Колобок. На каждой его грани по одному Колобку. Кидаю кубик. То, что выпадает изображает ребенок или воспитатель, а малыш повторяет

Слайд 20

Эмоциональное развитие и .

Слайд 21

Дидактические игры и .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Методическая разработка «Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста». Автор: воспитатель Русакова А.Н.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели,сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.Из сказки ребенок узнает много новых ...

Роль сказок в речевом развитии детей дошкольного возраста

Роль сказок очень велика в развитии ребенка дошкольного возраста....

ООД "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения". "Волшебная книга сказок"

Тема: «Волшебная книга сказок» ЗадачиОбучающие:- формировать грамматический строй речи: правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей, согласовывать ...

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“                             ...