Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ
методическая разработка

Кузнецова Юлиана Витальевна

 проектный метод с использованием интеграции в художественно-эстетическом развитии личности дошкольника

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ

Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.                                                      

        Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.

       Основная задача педагога – приобщить ребенка к прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им. В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный опыт, который позволяет ему ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления об окружающем, об отношениях между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного в жизни и искусстве, начинают формироваться первые нравственно - эстетические понятия, ценностные ориентации.

Но, к сожалению, педагогические исследования показывают, что главная проблема образования - потеря живости, притягательности процесса познания, меньше внимания уделяется приобщению ребёнка к миру искусства. Ребёнок исследователь по своей природе и задача взрослых создать условия для развития и формирования лучших качеств личности.

     Изучив методическую литературу: Н.А.Виноградовой и Е.Н.Панковой «Образовательные проекты в детском саду», Е.С.Евдокимовой «Технология проектирования в ДОУ», я определила для себя, что использование проектной деятельности позволит решить эту проблему.

     Проектный метод с использованием интеграции - один из важных путей повышения качества художественно-эстетического развития, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста. Проектный метод в музыкально-эстетическом развитии дошкольников. Автором и организатором проектной деятельности в музыкально эстетическом развитии дошкольников сам ребёнок быть ещё не может. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, его склонности и желания, принять их. Мы, взрослые, помогаем ребёнку увидеть и зафиксировать проблему, сформулировать задачи, актуализировать свой опыт (в частности, ответить на вопросы: «Что я уже знаю об том? Что хочу узнать?). По ходу решения поставленных задач взрослый помогает детям находить необходимые средства и способы решения, знакомит детей с новыми, ещё не известными им. Опираясь на помощь взрослых, дети организуют поиск этого решения и, наконец, проводят рефлексию. Чрезвычайно важно, чтобы взрослые не делали ничего такого, что дети в состоянии сделать сами, чтобы у детей были все возможности проявить максимум самостоятельности, инициативы, творчества. В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, при поддержке взрослых они становятся участниками исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Проектная деятельность нужна для того, чтобы развить в ребёнке личную позицию, его «самость».

     Первым опытом в этом направлении стал проект «Классическая музыка в детском саду». Тему проекта подсказало диагностическое обследование музыкальных способностей детей. Проведенная в начале учебного года диагностика показала, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развито музыкальное восприятие, а именно: умение слушать музыкальные произведения, понимать их содержание, высказывать свое суждение о прослушанном. Поэтому целью познавательно – творческого проекта «Классическая музыка в детском саду» стало развитие интереса и потребности у детей умения слушать и воспринимать звуки окружающего мира, в том числе и музыкальные.

     Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.

     Продолжая работу по данной теме, я разработала проект «Женщина – чье имя мать!»  Эту тему я выбрала не случайно. В России отмечать «День Матери» стали сравнительно недавно. Новый праздник – «День Матери» - постепенно приживается в России. И это правильно: сколько бы хороших, добрых слов ни было сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.

Целью данного проекта стало формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у дошкольников, воспитание уважения к маме, желание заботится о ней. Реализация проекта «Свет материнства-свет любви» позволила задействовать различные виды детской деятельности: музыкальная, познавательная, игровая, театрализованная, продуктивная. Данный проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители. Для них были разработаны и проведены конкурсные программы: «Лучше мамы-друга нет» и «Мама – солнышко родное». В музыкальном зале была оформлена выставка рисунков «Портрет моей мамы», выполненная воспитанниками и их папами, которая стала огромным сюрпризом к праздничному дню для мам. Мамами была организована выставка «Наши мамы рукодельницы». Итогом проектной деятельности стала ярмарка, на которой были представлены кулинарные изделия, приготовленные мамами, эксклюзивные работы сшитых и вязаных изделий. Выступления пап и детей, которое закончилось дружным чаепитием.

     Продолжая работу по теме «Проектная деятельность в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников» я разработала проект «Огненные годы войны», посвященный Дню Победы. Эту тему я выбрала не случайно. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

     В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Огненные годы войны» позволила задействовать различные виды детской деятельности: познавательная, художественно-речевая, игровая, театрализованная, музыкальная, продуктивная. В ходе проекта были проведены цикл тематических музыкальных занятий: «Долгая дорога войны», «Песни грозовых дней», музыкально-познавательное занятие «Звучащие памятники войны», интегрированное «Ордена и медали», разработана музыкально-литературная композиция «День Победы. Этот праздник со слезами на глазах». Оформлены папка-передвижка «Песни, с которыми мы победили». Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

     В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.

     Тематика проектов разнообразна: «Времена года», «Листопад», «Зайке холодно зимой, зайка просится домой», «Россия – Родина моя!», «Защитники земли Российской», «Моя любимая игрушка», «Мамочка моя», «Мы – будущие ученики», которые включают в себя: беседы, чтение стихов и художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, коллективные и индивидуальные работы по аппликации, рисованию, лепке, физкультурные развлечения, спортивные досуги, сбор и рассматривание разных природных материалов на прогулке (для игры по сенсорике), рассматривание репродукций и составление рассказа по картине,  разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, ритмодикломаций, слушание музыкальных произведений, и т.д.

     В целом метод проектов можно представить, как способ особой организации педагогического процесса, основанного на равном взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности. 

     Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

     Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего, эмоциональную отзывчивость. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих способностей ребенка, достигается гармоничность музыкально эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку. Поэтому, в дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию и реализации проектов, предполагающих межпредметные связи.

Список использованной литературы:

  1. Н. А. Полякова «Проектная технология в работе с дошкольниками»
  2. Л. Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...

Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания  детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...

Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ «Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя»

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...

"Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы).

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (опыт работы)...