Презентация "Применение ТРИЗ-технологии в игровой деятельности детей раннего возраста"
консультация
Презентация "Использование образовательной среды дошкольного учреждения и применение Триз-технологии в игровой деятельности детей раннего возраста для развития творческих способностей"
На третьем году жизни у ребёнка активно развиваются всепознавательные процессы. Поэтому именно игровая деятельность представляет огромное значение. ТРИЗ-технология позволяет систематизировать материал для развития творческих способностей в процессе игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_s_malyshami.pdf | 916.96 КБ |
doklad_k_konferentsii.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Использование образовательной среды дошкольного учреждения и применение ТРИЗ технологий в игровой деятельности детей раннего возраста для развития их творческих способностей»
1 слайд Мы в своей жизни постоянно сталкиваемся с ситуациями, из которых нужно найти выход, найти решение, но не всегда получается.
2 слайд Если мы будем учит детей с раннего возраста решать проблемы средствами ТРИЗ, то дети будут подходить к каждой жизненной ситуации с позиции анализа, то у них появляется критичный ум, он самостоятельно оценивает ситуацию и ресурсы, которые есть вокруг и которые можно использовать.
И так, кто изобрёл ТРИЗ? (Теория Решения Изобретательских Задач).
3 слайд. ТРИЗ изобрёл Генрих Саулович Альтшуллер советский учёный, писатель-фантаст, он изначально хотел помочь инженерам решать технические задачи, выделив универсальные приёмы, которые лежат в основе любого изобретения.
4 слайд. Получилось на столько хорошо, что ТРИЗ завоевала популярность в мире.
5 слайд Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций.
ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
На третьем году жизни у ребенка активно развиваются все познавательные процессы, в том числе и мышление, которое имеет наглядно-действенный характер. А к концу третьего года жизни, как утверждают ведущие деятели ТРИЗ технологии, ребенок начинает фантазировать в «уме», при этом происходят попытки использовать предметы-заместители в процессе игровой деятельности.
Поэтому именно игровая деятельность предоставляет огромные возможности для развития у детей раннего возраста умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость, что в дальнейшем послужит основой для развития детского воображения и творчества.
6 слайд.Работая с детьми 2-3 лет, мной систематизирован материал, который позволил решать задачи развития творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ технологии.
№ п./п. | Название метода | Автор метода |
1. | Мозговой штурм | А. Осборн (США) |
2. | Круги Луллия | Р. Луллия (о. Майолика) |
3. | Морфологический анализ | Ф. Цвикки (Швейцария) |
4. | Синектика (прямая аналогия, эмпатия – личная аналогия) | У. Гордон (США) |
5. | Системный анализ | Г. С. Альтшуллер |
Рассмотрим некоторые из них.
7 слайд Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным Алексом Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей, который помогает решать задачи по формированию умения обсуждать проблемы и находить пути выхода из проблемных ситуаций, создавая при этом условия для развития мыслительной деятельности.
Главная цель методики собрать как можно больше идей, а потом отобрать из них те которые можно воплотить.
В первой младшей группе использую упрощенный вариант «Мозгового штурма». При создании проблемной ситуации мы спрашиваем у детей: «Кто стучится?» или «Что в мешочке?», «Кто в домике живет?», «Чем мы можем помочь герою или сказочному персонажу». Затем выслушиваем ответы, подводим итог, уточняя обсуждаемую ситуацию, а потом смотрим, кто же стучится или достаем из мешочка игрушку, смотрим, кто в домике живет, либо подводим детей к тому, чем мы можем помочь и как решить проблему.
Данный метод применяться при проведении занятий, в ходе игровых обучающих ситуаций по любой образовательной области программы, в ходе режимных моментов, при организации прогулок.
8слайд Метод Круги Луллия, придуманные Раймондом Луллия.
Используем при проведении игровых обучающих ситуаций и в процессе совместной игровой деятельности, где необходимо получить ответы на имеющиеся вопросы.
Суть метода: раскрутить круги и прочитать ответ на вопрос, зафиксированный в секторах, указанных стрелкой. Каждый сектор имеет своё обозначение: рисунок, слово, фразу. В верхней части стержня устанавливается стрелка.
В первой младшей группе используются 2 круга, состоящие из 4 или 6, 8 секторов.
Уточнять знания детей в различных предметных областях.
С использованием кругов Луллия проводим следующие серии игр.
Например, «Помоги детёнышу найти свою маму» (Объект-объект)
Ход игры.
1.Установливаем пособие, где на секторах расположены объекты:
Большой круг – картинки с изображением взрослых животных;
малый круг – картинки с изображением детёнышей.
3.Поставим перед детьми задачу: найти маму детёнышу.
Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения данного детёныша, и дети не скажут, что допустим телёнок детёныш коровы.
«Кто, где живет?» (Объект-место)
Большой круг: муравейник, лес, огород, дом, озеро, дерево
Маленький круг: муравей, медведь, морковь, ребенок, яблоня
Большой круг:
Маленький круг:
9 слайд. «Определи форму» (Объект-форма)
Большой круг: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник
Маленький круг: мяч, платок, косынка, дом
«Определи цвет»
Большой круг: зеленый, желтый, синий, красный, оранжевый, коричневый
Маленький круг: огурец, солнце, слива, морковь, картофель
Для детей 2-3 лет при определении объектов необходимо брать постоянные значения, которые не меняются.
10 слайд. Метод «Морфологического анализа» разработанный швейцарским астрономом Фриц Цвикки , также как и круги Луллия уточняет знания детей о признаках объектов материального мира, развивает способность давать большее количество вариантов имён признаков какого – либо объекта. Применяется при проведении занятий, в игровых обучающих ситуациях, в совместной деятельности.
Этот метод предполагает специальную систематическую работу с морфотаблицами.
Для создания нового образа объекта рассматривается взаимодействие горизонтальных и вертикальных показателей морфологической таблицы, осуществляется перебор вариантов соединения характеристик объектов.
В первой младшей группе характеристики объекта заносятся на «волшебную» дорожку, расположенную горизонтально. Это может быть цвет, форма, размер, части.
Для малышей первой младшей группы берём один вертикальный показатель. Знакомство с морфологической таблицей начала с простой одномерной таблицы – «Волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер и т.д, Весёлый колобок решил погулять по разноцветной дорожке. Покатился колобок по красной дорожке. Каким он стал(Красный) На что похож (помидор, ягодка , цветок…).
Такое задание уточняет знания детей о цветах и оттенках; побуждает фантазировать на основе изменения цвета.
11 слайд. Метод «Синектика». Предложен Уильямом Гордоном. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». (Пр. Сердце – насос, ветер –вентилятор, солнце – лимон и т.д ) Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии. Сделать аналогично, значит сделать что-то по тем же правилам. В синектике используется четыре вида аналогий – прямая, символическая,
С детьми первой младшей группы использую два вида аналогий: прямая, личная (эмпатия). Достоинствами метода являются огромные возможности для развития фантазии, воображения и получения оригинальных решений творческих задач, уменьшается инерция мышления человека.
Задача: учить находить прямые аналоги знакомым предметам.
Виды прямой аналогии:
А). По цвету. Показываю игрушку, иллюстрацию, например, ѐлочку. Какая по цвету ѐлочка? (зеленая). Найдите картинки (игрушки) такого же цвета, как ѐлочка. Дети называют изображенное на картинке (игрушку) и его цвет (трава зеленого цвета, зеленый листик, карандаш зеленого цвета и т.д.). Воспитатель обобщает: все они (перечисляет) зеленого цвета, как ѐлочка.
Б). По форме. Показать игрушку, иллюстрацию – мяч. Какой формы мяч? Найдите картинки (игрушки) такой же формы, как мяч. Дети называют изображенное на картинке (игрушку) и его форму. Воспитатель обобщает ответы детей.
В). По величине. Показать игрушки, например, большой домик – маленький домик. Что это? (домики). Этот домик, какой по величине? (большой). А этот? (маленький). Найдите игрушки такой же величины, как большой (маленький) домик. Дети находят и раскладывают игрушку по величине. Воспитатель обобщает.
Личная аналогия или личная эмпатия – отождествление самого себя с кем-либо или чем-либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии.
Задача: учить детей представлять себя в качестве кого-либо, показывать несложные действия объектов.
Дети «превращаются» в объекты без показа действий воспитателем. Педагог описывает проблемную ситуацию, дети показывают действия объекта в проблемной ситуации. Например, Воспитатель говорит: «Дети, вы – зайчики. Зайчики прыгают, веселятся. Зайчики устали. Ножки устали у зайчиков. Зайчики сели на пол (ковер), ножки вытянули, отдыхают ножки. Отдохнули. Зайчики весело прыгают
12 слайд. Метод Системный анализ. Автор метода - Г. С. Альтшуллер.
Идея метода заключается в том, что окружающий мир устроен системно, где все элементы системы связаны между собой определённым образом и обладают свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Метод « системного анализа» способствует формированию системного мышления, позволяет выделять функцию, признаки объекта, рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможности преобразования во времени. .
Задача. Развивать системное мышление ребёнка.
Под системным мышлением понимается способность ребенка
рассуждать по отношению к единому целому как имеющего
определенное назначение, состоящего из взаимосвязанных частей,
функционирующего в какой-либо среде и имеющего прошлое и
будущее.
Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то»:
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Если привести примеры работы нашего системного оператора в детском саду, то получится примерно следующее:
• Система. Кошка.
• Подсистема. Лапки, ушки, усики, нос, пушистый хвост, смешная мордочка и т. д.
• Надсистема. Домашние животные.
• Прошлое. Раньше она была котенком. Ее воспитывала мама-кошка, которая учила дочку кушать, ходить, охотиться и убегать от врагов.
• Настоящее. Сейчас кошке уже 3 года. Она большая, толстая, смешная, любимая.
• Будущее. Кошка будет расти, учиться новому. Она постепенно состариться. Так же как и люди.
• Антисистема. Кошки боятся собак и с ними не дружат. А еще кошки бояться воды, хотя плавать и умеют.
Метод системный анализ хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность и, конечно, речь и воображение
13 слайд Также используем дидактические игры ТРИЗ для закрепления геометрических фигур знаний основных цветов.
Слайд 15, 16,17.
Вывод:
Использование ТРИЗ – технологий помогает нам сделать образовательный процесс эффективным и познавательным. В процессе малыш учится выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия. Ведь разрешение противоречий — это ключ к творческому мышлению.
Наряду с положительными сторонами данной технологий есть и трудности в подборе материала. Готовых игр нет. На составление картотеки, подбор иллюстрированного материала требуется длительное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".
Цели и задачи: ¢Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)¢Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обо...
Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".
Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки"....
Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".
Цели и задачи: Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями,...
Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"
В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...
Индивидуальный план по самообразованию " Использование ТРИЗ - технологии в игровой деятельности детей раннего возраста . Круги Луллия".
План по самообразованию...
ДОКЛАД на тему: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО»
Играя – оздоравливать,Играя – воспитывать,Играя – развивать,Играя – обучать!...
План самообразования: «Использование ТРИЗ -технологии в игровой деятельности детей раннего возраста, через метод "Круг Луллия"»
План самообразования: «Использование ТРИЗ - технологии в игровой деятельности детей раннего возраста, через метод "Круги Луллия"».. Круги Луллия - одно из средств развития интелл...