Беседа на тему: «Кто такой Петрушка?»
план-конспект занятия (старшая группа)

Лобжанидзе Русудана Резовна

Беседа на тему: «Кто такой Петрушка?»

Цель занятия: формирование первоначальных знаний о главной кукле российских театров – Петрушке. Обогатить знания детей, знакомя   с петрушками   разных стран и народов.                                                          

Задачи:

Обучающие:

  • Проследить историю возникновения Петрушки
  •  Выявить художественные особенности его образа
  • Провести сравнительный анализ Петрушки и его «зарубежных родственников».
  • Выявить роль Петрушки в искусстве.

Развивающие:

        • Развивать конструктивное мышление, глазомер, фантазию, воображение.

Воспитательные:

        • Воспитывать аккуратность, стремление помогать товарища.

Словарь:

СуществительныеПетрушка, скоморох, шут, театр, кукловод, перчаточные куклы, одежда, узоры.

Ход.

Воспитатель: Ребята сегодня мы поговорим об очень интересной кукле. А вот о какой узнаете, отгадав загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.   

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

 

(Появляться на экране кукла «Петрушка» -современная)

Петрушка:

   Начинаю представленье, зрителям на удивленье,

    Громче вы меня зовите, погремушками гремите,

    Я веселый, озорной, кто подскажет, кто такой… Петрушка

Петрушка: Здравствуйте ребята!

 

Дети: Здравствуйте…

История появление Петрушки -беседа

Воспитатель: Петрушка — это перчаточная кукла, которую надевают на руку, он герой русского народного кукольного театра.

Петрушка: Да, я Петрушка – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.

 

 Воспитатель: Он одет в красную рубаху, на голове яркий колпак с бубенчиками и кисточками. Он весёлый, озорной, бесшабашный, смекалистый… Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях.

Кукла петрушка старая(Фото)

  Воспитатель: Внешность Петрушки нерусская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными. У него в руках дубинка.

 Играли Петрушку только мужчины. Героя отличает пронзительный визгливый голос, для создания которого артисты помещали себе в рот специальный пищик. (Картинка)

 Как появилось у куклы имя?

   Воспитатель: Ученые предположили, что этот герой звался Иваном, подобно Иванушке-дурачку, а ещё он мог получить имя  от одного из кукольников, которого звали Петром. Можно предположить, что нередко сам по характерувылитый петух, нос петушиный мог позаимствовать у него и имя. Тем более, что в России петухи — “Петя-петушок”. Петрушкой стали звать в наши времена, раньше он носил имя Иван Рататуй . У него даже был паспорт, где было прописано Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов.

Петрушка: В прошлые годы по городам и селам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах. Ширмой служила юбка и сопровождал их шарманщик.

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Группы бродячих скоморохов разносили по стране народное искусство, распевали озорные песни, исполняли скоморошины. Скоморохи показывали зрителям на ярмарках «Медвежью комедию» с участием настоящего медведя. Скоморохи выражали мысли и чувства народа, осмеивали бояр и попов, прославляли силу и удаль.

Воспитатель: Положение Петрушки ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений.
И чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники всё чаще начинают играть свою комедию перед детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние ёлки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком, поэтому и внешний вид, и одежда изменяются. В настоящее время Петрушка выступает в воспитательных представлениях для детей.

Петрушка: Да я такой озорной. А давайте сделаем физ. минутку

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки»

Мы веселые Петрушки, (шагают на месте)

Мы играем громко слишком.

Все в ладоши хлопаем и ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу даже, языки покажем.

Оттопырим ушки, колпак на макушке,

Руки к носу поднесу и подпрыгну к потолку.

 

Петрушка: Много у меня друзей в разных странах, все они разных национальностей, у каждого свое имя и свой красивый наряд.

- Хотите с ними познакомиться?

- Ответы детей

Петрушка: Давайте знакомиться? 

 «Сначала на свет появился Полишинель. Живет он во Франции. Ему семьсот лет!»

- А затем родился - Гиньоль. Его так полюбили, что даже в городе Лионе поставили памятник. Он совсем молоденький - ему двести лет.

- Кашпарек, ему более триста лет. Но и сегодня он принимает участие во многих спектаклях чехословацкого кукольного театра.

- Пульчинелла родился в солнечной Италии. Он любит шутку и хорошую песню. Он всегда в маске.

- Каспеле из Германии, ему много лет, его можно было встретить на ярмарках и площадях, а сейчас на сцене театра.

Англичанин Панч, хитер, проказлив, смел, много смеется.

Петрушка: - Ребята, понравились вам мои друзья?

Дети: Да

Петрушка: Ребята, а вы заметили, какие разные и красивые у всех Петрушек костюмы, разноцветные, пестрые, яркие штаны из двух половинок разного цвета, одна может быть с цветочным рисунком, другая в полоску, клеточку, а рубахи какие нарядные, колпак на голове какой красивый.

Дидактическая игра «Подбери заплатку» (компьютер)

Материал: Карточки размером А-4 с шестью секторами, в каждом секторе свой рисунок в котором есть место пробела в виде геометрической фигуры, геометрические фигуры с узорами.

Ход игры: На столах перед каждым ребенком лежит карточка, дети должны разложить недостающие фигуры «лоскутки» в карточку подбирая их по форме, цвету и узору, если правильно вставить геометрическую фигуру которая украшена подходящим узором в карточку, то узоры совпадают с основным, и получается правильный орнамент.

 

. Вы уж постарайтесь, украсьте костюм разными узорами, ой чуть не забыл и на лице у нас всегда улыбка, мы весельчаки, и глазки наши горят искорками, а еще у нас колпачок с кисточкой.

 

Петрушка: Какие вы мастера? Лихо составили все узоры. Вы молодцы какие замечательные друзья появились у меня и в вашем детском саду.

Уходит

Воспитатель: Кто бы ни говорили, но Петрушка был и остаётся исконно русским кукольным персонажем. И кукольный театр с Петрушкой одно из самых любимых зрелищ детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_kto_takoy_petrushka.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

 Беседа на тему: «Кто такой Петрушка?»

Цель занятия: формирование первоначальных знаний о главной кукле российских театров – Петрушке. Обогатить знания детей, знакомя   с петрушками   разных стран и народов.                                                           

Задачи:

Обучающие:

  • Проследить историю возникновения Петрушки
  •  Выявить художественные особенности его образа
  • Провести сравнительный анализ Петрушки и его «зарубежных родственников».
  • Выявить роль Петрушки в искусстве.

Развивающие:

        • Развивать конструктивное мышление, глазомер, фантазию, воображение.

Воспитательные:

        • Воспитывать аккуратность, стремление помогать товарища.

Словарь:

СуществительныеПетрушка, скоморох, шут, театр, кукловод, перчаточные куклы, одежда, узоры.

Ход.

Воспитатель: Ребята сегодня мы поговорим об очень интересной кукле. А вот о какой узнаете, отгадав загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.   

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

(Появляться на экране кукла «Петрушка» -современная)

Петрушка:

   Начинаю представленье, зрителям на удивленье,

    Громче вы меня зовите, погремушками гремите,

    Я веселый, озорной, кто подскажет, кто такой… Петрушка

Петрушка: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте…

История появление Петрушки -беседа

Воспитатель: Петрушка — это перчаточная кукла, которую надевают на руку, он герой русского народного кукольного театра.

Петрушка: Да, я Петрушка – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.

 Воспитатель: Он одет в красную рубаху, на голове яркий колпак с бубенчиками и кисточками. Он весёлый, озорной, бесшабашный, смекалистый… Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях.

Кукла петрушка старая(Фото)

  Воспитатель: Внешность Петрушки нерусская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными. У него в руках дубинка.

 Играли Петрушку только мужчины. Героя отличает пронзительный визгливый голос, для создания которого артисты помещали себе в рот специальный пищик. (Картинка)

 Как появилось у куклы имя?

   Воспитатель: Ученые предположили, что этот герой звался Иваном, подобно Иванушке-дурачку, а ещё он мог получить имя  от одного из кукольников, которого звали Петром. Можно предположить, что нередко сам по характеру — вылитый петух, нос петушиный мог позаимствовать у него и имя. Тем более, что в России петухи — “Петя-петушок”. Петрушкой стали звать в наши времена, раньше он носил имя Иван Рататуй . У него даже был паспорт, где было прописано Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов.

Петрушка: В прошлые годы по городам и селам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах. Ширмой служила юбка и сопровождал их шарманщик.

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Группы бродячих скоморохов разносили по стране народное искусство, распевали озорные песни, исполняли скоморошины. Скоморохи показывали зрителям на ярмарках «Медвежью комедию» с участием настоящего медведя. Скоморохи выражали мысли и чувства народа, осмеивали бояр и попов, прославляли силу и удаль.

Воспитатель: Положение Петрушки ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений.
И чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники всё чаще начинают играть свою комедию перед детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние ёлки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком, поэтому и внешний вид, и одежда изменяются. В настоящее время Петрушка выступает в воспитательных представлениях для детей.

Петрушка: Да я такой озорной. А давайте сделаем физ. минутку

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки»

Мы веселые Петрушки, (шагают на месте)

Мы играем громко слишком.

Все в ладоши хлопаем и ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу даже, языки покажем.

Оттопырим ушки, колпак на макушке,

Руки к носу поднесу и подпрыгну к потолку.

Петрушка: Много у меня друзей в разных странах, все они разных национальностей, у каждого свое имя и свой красивый наряд.

- Хотите с ними познакомиться?

- Ответы детей

Петрушка: Давайте знакомиться?  

 «Сначала на свет появился Полишинель. Живет он во Франции. Ему семьсот лет!»

- А затем родился - Гиньоль. Его так полюбили, что даже в городе Лионе поставили памятник. Он совсем молоденький - ему двести лет.

- Кашпарек, ему более триста лет. Но и сегодня он принимает участие во многих спектаклях чехословацкого кукольного театра.

- Пульчинелла родился в солнечной Италии. Он любит шутку и хорошую песню. Он всегда в маске.

- Каспеле из Германии, ему много лет, его можно было встретить на ярмарках и площадях, а сейчас на сцене театра.

Англичанин Панч, хитер, проказлив, смел, много смеется.

Петрушка: - Ребята, понравились вам мои друзья?

Дети: Да

Петрушка: Ребята, а вы заметили, какие разные и красивые у всех Петрушек костюмы, разноцветные, пестрые, яркие штаны из двух половинок разного цвета, одна может быть с цветочным рисунком, другая в полоску, клеточку, а рубахи какие нарядные, колпак на голове какой красивый.

Дидактическая игра «Подбери заплатку» (компьютер)

Материал: Карточки размером А-4 с шестью секторами, в каждом секторе свой рисунок в котором есть место пробела в виде геометрической фигуры, геометрические фигуры с узорами.

Ход игры: На столах перед каждым ребенком лежит карточка, дети должны разложить недостающие фигуры «лоскутки» в карточку подбирая их по форме, цвету и узору, если правильно вставить геометрическую фигуру которая украшена подходящим узором в карточку, то узоры совпадают с основным, и получается правильный орнамент.

. Вы уж постарайтесь, украсьте костюм разными узорами, ой чуть не забыл и на лице у нас всегда улыбка, мы весельчаки, и глазки наши горят искорками, а еще у нас колпачок с кисточкой.

Петрушка: Какие вы мастера? Лихо составили все узоры. Вы молодцы какие замечательные друзья появились у меня и в вашем детском саду.

Уходит

Воспитатель: Кто бы ни говорили, но Петрушка был и остаётся исконно русским кукольным персонажем. И кукольный театр с Петрушкой одно из самых любимых зрелищ детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа на тему: «Что такое светофор».

Цель:   Формировать представление дошкольников  о безопасности дорожного движения, о том, что такое светофор и для чего он необходим.Возраст: 2 младшая группа (3-4 года)Литература: Саул...

Беседа на тему «Что такое хорошо?»

Беседа с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятным окружающим; грамматически правильно ...

Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь.Задачи: образовательные: добиться усвоение умения вступать в разговор; обеспечить развитие умения высказывать суждение...

Беседа на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: познакомить детей с негативным общественнымявлением – коррупция....

Развитие речи в ясельной группе Беседа на тему «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Развитие речи в ясельной группеБеседа на тему «Что такое хорошо, а что такое плохо»...

Развитие речи в 1 мл.группе: Беседа на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Тема НОД: «Беседа на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» (Развитие речи). Программное содержание: беседуя с детьми о плохих и хороших посту...