Проектно-исследовательская деятельность «Моя семья»
проект (старшая группа)

куликова жанна юрьевна

Тип проекта:  Информационно – практико -  ориентированный

Вид проекта:  групповой.

Продолжительность:  долгосрочный (октябрь 2023 г. – май 2024г.)

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Образовательная область:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

 

Цель проекта: Формирование духовно- нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

 

Задачи проекта:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.         
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
  • Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.     
  • Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
  •  

Актуальность проекта :

 

      На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

           Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

           Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

                                        

Реализация проекта:
Деятельность воспитателя:
1. Выявление первоначальных знаний детей о семье.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор стихотворений о семье.
4. Проведение недели на тему «семья» в группе.
5. Организация сюжетно - ролевых игр, индивидуальная и групповая работа.
6. Составление страниц с заданными рубриками, в рубрику включено: рассказ о моей семье, рассказ о себе, рассказ о папе, рассказ о маме, рассказ о бабушках, рассказ о дедушках. Страницы составлены для работы родителей и детей дома.

ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:

 Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций. Выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ;  дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья». Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность;  конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье. Наглядная пропаганда;  беседы и консультации; анкетирование;  педагогическая  лаборатория; конкурсы; семейная гостиная.   Предполагаемые результаты:

  Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.

Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.

Создана методическая копилка по данной проблеме.

Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

 Возросла уверенность  родителей в их  педагогических возможностях. 

Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.

Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.

Дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

                                      

Этапы проекта:

1. Подготовительный

 Изучение литературы по проектной деятельности;

 Подготовка методической литературы, иллюстраций, художественной литературы по теме;

  Консультации, папки –передвижки, буклеты  для родителей.

 

2. Практический (исследовательский, творческий)

 Работа по перспективному плану педагога.

 

3. Заключительный

Презентация проекта.

 

Перспективный план  долгосрочного группового проекта «Моя семья» в старшей группе.

Месяц

тема

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность

 с родителями

Консультации для родителей

октябрь

Моя семья

1 . Познание

«Моя семья».    

 

2.Художественное творчество (Рисование)

«Наша  дружная семья!».

 

Беседа на тему:  « Что такое семья», «Мои близкие»

Чтение сказок

«Кукушка»

« Красная Шапочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».

Пальчиковая игра:   «Моя семья»   Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гости к бабушке». 

 Практическое задание:                     

Попросить маму и папу  рассказать о своих родителях          (твоих бабушках и дедушках).

Консультация «Главные условия воспитания детей в семье»

 

 

 Привлечь родителей к сбору

 материалов необходимых для

 реализации проектов.

ноябрь

Члены моей семьи

1 . Познание

 «Кто живёт со мной»  

2. Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери».

 

 

Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье»,

Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «На кого я похож?».

 Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня». В.Драгунского «Моя сестра Ксения».   Рассказы детей о бабушках и дедушках.

Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры», «Каким я был,  каким я стану».

 

Практическое задание: Формирование фотоальбома своей семьи для группы.

 «Сказка на ночь» Сочиняем  и записываем сказки вместе.

 

Консультация

«Все начинается с любви»,

 

История возникновения праздника «День матери»

 

декабрь

Ты и твое имя

1 . Познание

«Тайна твоего имени и фамилии»

 

Беседа на тему: «Что означает твоё имя?»,

« Откуда произошла моя фамилия?»

 Творческая речевая деятельность:

Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма: «Двенадцать месяцев». Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»

 

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды

 Генеалогическое

 древо моей семьи.

Буклеты: Основные заповеди «здоровой семьи»

 

январь

Дом в котором мы живём

1 . Познание

«Мой дом»

 

2. Художественное творчество                  (Аппликация): «Дом моей мечты»

 

Беседа: « Папа в доме и дом исправен», « Как я помогаю дома».

Сюжетно- ролевые игры: «Наш дом», «Строители», «Новоселье», «Ремонт в квартире».

 Игра- драматизация: «Три поросёнка».

 Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок», Пальчиковая игра: «Строим дом»

Конкурс:

 «Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями)

 

 

Выставка рисунков: «Комната моей мечты»

 

 

Консультация:

«Семья глазами ребенка»

Буклеты:

«Права и обязанности в семье»

февраль

Мой папа

 

1. Коммуникация

«Путешествие на воздушном шаре»

2. Художественное творчеств о (Рисование)

«Мой папа защитник»

 

Беседа: « Где служил мой папа», « Папа гордость моя»

Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой

Чтение художественной литературы: Т. Бокова « Папа», Т. Шорыгина «Дедушка»,; стихи к празднику .               Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы»   Сюжетно-ролевые игры:  «Моряки».

 

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

 

Рассказ:

«Где служил мой папа, дедушка»

 

Советы педагога:

«Растим мужчину»

Буклеты:

«О роли отца в семье»

март

Моя мама

1 . Коммуникация

«Как я помогаю маме»

2. Художественное творчество(Рисование)

«Моя мама самая лучшая»

 

Беседа на тему:

«Моя мама лучше всех»

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», «Вот какая мама»

Сюжетно-ролевые игры:  «Дочки – матери»

 

Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта

 

Папка-передвижка

«Когда родительская любовь

 заходит

 слишком далеко»

апрель

Профессии моих родителей

1 . Познание

«Кем работают наши мамы и папы»

2. Художественное творчество (Рисование)

«Кем работают наши родители»

 

Беседа на тему:

«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»

Чтение произведений

С.Баруздина «Мамина работа», В Маяковский «Кем быть?», Д. Родари « Чем пахнут ремёсла»

Сюжетно-ролевые игры:  «Водители», «Поликлиника»

Дидактические игры «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»

Встреча с близкими людьми : Рассказ родителей о своей работе.

 

 

Консультация

«Что посеешь, то и пожнешь»

 

май

Семейные традиции и обычаи

1 . Познание

«Чем занимаются в вашей семье», 

   «Традиции и обычаи моей семьи»

 

 

 

Беседа на тему: «Как вы понимаете слово « традиции», «Мир семейных увлечений».

Рассматривание репродукции:            З. Серебряковой

 «За завтраком»

Сюжетно- ролевая игра:

 «Встречаем гостей»

Книга семейных рецептов

 

 

 

Презентация проекта-

 «Моя семья»

 

 

Папка-передвижка:

«Обращение ребёнка к родителям»,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_semya_pr.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская

деятельность «Моя семья»

для детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта: Информационно – практико - ориентированный

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный (октябрь 2023 г. – май 2024г.)

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель проекта: Формирование духовно- нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи проекта:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
  • Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  • Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

Актуальность проекта :

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

Реализация проекта:
Деятельность воспитателя:
1. Выявление первоначальных знаний детей о семье.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор стихотворений о семье.
4. Проведение недели на тему «семья» в группе.
5. Организация сюжетно - ролевых игр, индивидуальная и групповая работа.
6. Составление страниц с заданными рубриками, в рубрику включено: рассказ о моей семье, рассказ о себе, рассказ о папе, рассказ о маме, рассказ о бабушках, рассказ о дедушках. Страницы составлены для работы родителей и детей дома.

ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:

Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций. Выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья». Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье. Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; педагогическая лаборатория; конкурсы; семейная гостиная. Предполагаемые результаты:

Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.

Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.

Создана методическая копилка по данной проблеме.

Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.

Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.

Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.

Дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Этапы проекта:

1. Подготовительный

Изучение литературы по проектной деятельности;

Подготовка методической литературы, иллюстраций, художественной литературы по теме;

Консультации, папки –передвижки, буклеты для родителей.

2. Практический (исследовательский, творческий)

Работа по перспективному плану педагога.

3. Заключительный

Презентация проекта.

Перспективный план долгосрочного группового проекта «Моя семья» в старшей группе.

Месяц

тема

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность

с родителями

Консультации для родителей

октябрь

Моя семья

1 . Познание

«Моя семья».

#1061;удожественное творчество (Рисование)

«Наша дружная семья!».

Беседа на тему: « Что такое семья», «Мои близкие»

Чтение сказок

«Кукушка»

« Красная Шапочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».

Пальчиковая игра: «Моя семья» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гости к бабушке».

Практическое задание:

Попросить маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках).

Консультация «Главные условия воспитания детей в семье»

Привлечь родителей к сбору

материалов необходимых для

реализации проектов.

ноябрь

Члены моей семьи

1 . Познание

«Кто живёт со мной»

2. Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери».

Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье»,

Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «На кого я похож?».

Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня». В.Драгунского «Моя сестра Ксения». Рассказы детей о бабушках и дедушках.

Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану».

Практическое задание: Формирование фотоальбома своей семьи для группы.

«Сказка на ночь» Сочиняем и записываем сказки вместе.

Консультация

«Все начинается с любви»,

История возникновения праздника «День матери»

декабрь

Ты и твое имя

1 . Познание

«Тайна твоего имени и фамилии»

Беседа на тему: «Что означает твоё имя?»,

« Откуда произошла моя фамилия?»

Творческая речевая деятельность:

Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма: «Двенадцать месяцев». Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды

Генеалогическое

древо моей семьи.

Буклеты: Основные заповеди «здоровой семьи»

январь

Дом в котором мы живём

1 . Познание

«Мой дом»

2. Художественное творчество (Аппликация): «Дом моей мечты»

Беседа: « Папа в доме и дом исправен», « Как я помогаю дома».

Сюжетно- ролевые игры: «Наш дом», «Строители», «Новоселье», «Ремонт в квартире».

Игра- драматизация: «Три поросёнка».

Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок», Пальчиковая игра: «Строим дом»

Конкурс:

«Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями)

Выставка рисунков: «Комната моей мечты»

Консультация:

«Семья глазами ребенка»

Буклеты:

«Права и обязанности в семье»

февраль

Мой папа

1. Коммуникация

«Путешествие на воздушном шаре»

2. Художественное творчеств о (Рисование)

«Мой папа защитник»

Беседа: « Где служил мой папа», « Папа гордость моя»

Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой

Чтение художественной литературы: Т. Бокова « Папа», Т. Шорыгина «Дедушка»,; стихи к празднику . Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки».

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

Рассказ:

«Где служил мой папа, дедушка»

Советы педагога:

«Растим мужчину»

Буклеты:

«О роли отца в семье»

март

Моя мама

1 . Коммуникация

«Как я помогаю маме»

2. Художественное творчество(Рисование)

«Моя мама самая лучшая»

Беседа на тему:

«Моя мама лучше всех»

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», «Вот какая мама»

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери»

Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта

Папка-передвижка

«Когда родительская любовь

заходит

слишком далеко»

апрель

Профессии моих родителей

1 . Познание

«Кем работают наши мамы и папы»

2. Художественное творчество (Рисование)

«Кем работают наши родители»

Беседа на тему:

«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»

Чтение произведений

С.Баруздина «Мамина работа», В Маяковский «Кем быть?», Д. Родари « Чем пахнут ремёсла»

Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поликлиника»

Дидактические игры «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»

Встреча с близкими людьми : Рассказ родителей о своей работе.

Консультация

«Что посеешь, то и пожнешь»

май

Семейные традиции и обычаи

1 . Познание

«Чем занимаются в вашей семье»,

«Традиции и обычаи моей семьи»

Беседа на тему: «Как вы понимаете слово « традиции», «Мир семейных увлечений».

Рассматривание репродукции: З. Серебряковой

«За завтраком»

Сюжетно- ролевая игра:

«Встречаем гостей»

Книга семейных рецептов

Презентация проекта-

«Моя семья»

Папка-передвижка:

«Обращение ребёнка к родителям»,

Приложение на октябрь

Конспект занятия «Моя семья»

Цель: формирование чувства принадлежности к своей семье; формирование позитивного отношения к своей семье; формирование коммуникативных навыков.

Ход занятия

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Давайте сегодня поздороваемся особенным образом.

Каждый из вас по очереди дотронется до локотка своего соседа.

Дети по очереди дотрагиваются до локтя соседа справа своим правым локтем.

Вы заметили, что мы с вами поздоровались по-особенному?

Вы не называли имен!

Цель: развитие навыков общения; повышение самооценки; гармонизация внутреннего состояния.

Воспитатель:

Вы сегодня пришли на занятие с замечательными аппликациями и рисунками. Давайте познакомимся с каждой работой поближе.

В центр цветка ваши родители написали ваше имя, на лепестках - ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к вам, когда сердится.

На лепесток с обращением, которое вам нравится больше всего, наклеим божью коровку.

Таким образом, рассматривается работа каждого ребенка, и о каждом ребенке и его рисунке говорится что-нибудь хорошее.

Как здорово, сколько разных имен мы сегодня узнали! А вы заметили, ребята, даже если у кого-то имена и одинаковые, звучат они все равно по-разному.

Какой замечательный букет у нас получился!

Теперь наши имена будут всегда с нами.

А сейчас я хочу вам рассказать сказку о мамонтенке, который искал свою маму.

Воспитатель рассказывает сказку по мультфильму. (фонограмма песни)

Мама для мамонтенка

Однажды далеко на севере на свет появился маленький мамонтенок. Никто не знал, откуда он взялся, да и сам мамонтенок не знал, кто он и кто его родители.

Все, что он помнил, это то, как однажды во время снежной бури мама куда-то исчезла. Мамонтенок долго ее ждал, но потом устал, спрятался за большим сугробом и уснул. А когда проснулся, то оказалось, что никто никогда не видел таких зверей и не знает, где можно их найти. И только старый тюлень сказал, что видел похожих на мамонтенка животных далеко-далеко на юге. Он помог мамонтенку сесть на льдину и отправиться в дальнее путешествие. Много дней и ночей скитался мамонтенок по бескрайнему океану, и вот однажды его льдину прибило к очень странному берегу. Вокруг росли огромные зеленые деревья, летали разноцветные птицы, и было очень жарко. Вдруг с ближайшего дерева спрыгнул маленький шустрый зверек.

- Ты кто? - спросил он у мамонтенка.

- Я не знаю. А ты кто?

- Я - обезьянка.

- А ты случайно не встречала мою маму?

- Нет, но хочешь, я помогу тебе ее найти?

- Конечно, хочу, - обрадовался мамонтенок.

И они вдвоем пошли искать маму мамонтенка. НО никто не соглашался стать его мамой, и никто не мог сказать, где ее искать. И вот однажды далеко в джунглях мамонтенку и обезьянке повстречал ась слониха. Она была так похожа на мамонтенка, что он радостно бросился к ней и закричал: «Мама, наконец-то я тебя нашел!» Слониха была очень доброй и сразу согласилась стать мамой мамонтенка. Так мамонтенок нашел свою маму и уже больше никогда ее не терял.

Воспитатель:

Ребята, понравилась вам сказка?

А как вы думаете, бывает ли так, чтобы у человека никого не было?

Как вы считаете?

А у вас есть кто-нибудь родной?

Как мы называем одним словом этих людей?

Что такое семья?

У всех ли людей есть родители, семья?

Хорошо или плохо, что у человека есть семья?

А зачем человеку семья?

Как относятся к своим детям родители?

А дети к родителям?

После обсуждения вопросов воспитатель делает вывод: семья - это самые близкие люди, которые живут вместе. У детей всегда есть родители. Родители очень любят своих детей, даже когда они почему-то сердятся, они часто волнуются и переживают за вас. Семья людям нужна, чтобы каждый чувствовал, что его любят, и чтобы всем было хорошо.

Игра «Дружная семья»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет.

Ведущий. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

Игра «Любящие родители»

Дети делятся на пары. Звучит колыбельная. Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка папе. Теперь он качает малыша, а мама глядит на обоих ласково, с любовью.

Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.

Воспитатель:

Спасибо, у вас очень здорово получилось.

А как вас укладывают спать ваши мама и папа?

Вы хотели бы, чтобы вас тоже так укачивали ваши родители?

Какая у вас семья?

Кто с вами живет?

Давайте сейчас каждый из вас нарисует свою семью и расскажет о ней.

Но, прежде чем вы начнете рисовать, давайте поиграем.

Игра «Верно - не верно!»

Воспитатель:

Я буду говорить вам какие - тo фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.

- Семья - это все мои друзья и знакомые.

- Семья - это я.

- Мои родители могут быть младше меня.

- Бабушка - это мама моей мамы.

- Дедушка - это папа моего папы.

- Семья - это люди, которые любят друг друга.

- Бабушка и дедушка - это мои родители.

- Я - дочь мамы и папы.

- Всем людям нужна семья.

Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья.

Как раз сегодня мы и будем рисовать свою семью.

Дети рисуют рисунок «Моя семья». Во время рисования можно включить спокойную музыку.

После того как рисунки будут готовы, дети рассказывают о них.

Воспитатель:

О чем мы с вами сегодня разговаривали?

Что вы расскажете своим родителям?

С/р игра « Моя семья»

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

С/р игра «Наш дедушка строитель»

Цель: формировать представления о семейных традициях, о взаимоотношениях старших и младших членов семьи; воспитывать уважительное отношение к взрослым членам семьи; подводить к пониманию роли труда и отдыха в жизни людей.

Консультация для родителей

Главные условия воспитания детей в семье


Семейный климат. Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? Наказывать или не наказывать? Воспитывать авторитетно или по-товарищески? Чувством или разумом? Эти и другие подобные вопросы, конечно, имеют право на существование, однако в настоящее время становится ясно, что вопросы эти не являются главными. Кроме того, с этими вопросами связано возникновение у родителей опасения, что воспитывать они не умеют, что что-то делают плохо, что-то уже неисправимо испортили, а сама эта неуверенность плохо отражается на воспитании детей.
Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово.
Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.
Сегодня мы знаем, что характер этой семейной атмосферы определяется, прежде всего тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. В семье царит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с другом мыслями и переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а пытаются их разрешить. Говорить в семье принято, открыто: здесь что говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться и лгать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных переживаниях, но умеет выслушать другого. В таких семьях любят смех и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать огульного осуждения всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что важно - в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Методы воспитания. Мы уже говорили, что в воспитании ребенка решающую роль играет семейный климат, обусловленный взаимоотношениями членов семьи. Однако нельзя полностью отрицать значения воспитательных методов и приемов, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, это степень участия родителей в переживаниях детей.
Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью.
Однако не следует забывать, что семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. И хотя мы считаем, что сегодня следует предоставлять ребенку больше свободы, чтобы он был более самостоятельным, мог действовать с большей ответственностью, все-таки не следует забывать, что жизненный опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому он должен знать, что есть определенная область, где он волен действовать свободно, но есть и другая, где он должен подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что - нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.
В социальном плане ребенок лучше всего развивается таким образом, что ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет, основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы послушание ребенка было добровольным и сознательным. Для малыша, который большую часть времени проводит с матерью, она является естественным и необходимым авторитетом. Ребенок постарше уже понимает структуру семьи и способен понимать дополняющие друг друга роли родителей. Итак, самое главное в семейных отношениях - отношения между супругами, их взаимно дополняемые роли и их единая линия в воспитании ребенка, когда ни один из них не подрывает ни авторитета, ни любви другого.
Из сказанного вытекает и наш взгляд на роль наказаний в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что - нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.
При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают.
Кроме любви и авторитета, успех воспитания определяется и мерой сопереживания родителей по отношению к детским поступкам. Родители по-разному разделяют с детьми все пережитое, их радости и горести. Некоторые родители знают много о своих детях, другие же - почти ничего. Есть и такие родители, для которых остаются незаметными тяжелые душевные потрясения их детей, а в случае неожиданной для них трагедии они не перестают удивляться. С другой стороны, некоторые родители чуть ли не принуждают ребенка к доверию, а если ребенок что-то утаивает от них, они считают это неблагодарностью и обижаются на него.
Дети вообще очень верно изображают поведение своих родителей и весь семейный климат с помощью типичных ситуаций каждодневной семейной жизни.

Некоторые ребята на предложенную тему: "Отдых семьи в воскресенье" рисуют сценку отдыха семьи, где все довольны и держатся за руки. Другие дети изображают семью, дружно сидящую за столом, где все вместе заняты чем-то интересным. Темой же иных детских рисунков становятся проявления взаимной грубости членов семьи, битье и угрозы. Не являются редкостью и рисунки, на которых ребенок изображает себя одиноким, изолированным от всех людей, или рисунки, где люди вообще отсутствуют, где родной дом пуст, похож на какую-то ночлежку, куда люди приходят лишь переночевать.
Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. Семья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.
Прежде всего, следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.
Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то "мистическая связь": сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.
Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие "подводные рифы". Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.
В настоящее время задачи воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия. Недостаточно сегодня дать детям одни лишь готовые знания: через двадцать-тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умение их тоже вряд ли выручат, т.к. в корне изменится все производство и весь образ жизни; едва ли им поможет и послушание - кого они будут слушать, став взрослыми?

Думается, что здесь есть только один выход: учить ребенка с малых лет самостоятельному, творческому мышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить его критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самому.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

Современные формы работы проектно-исследовательской деятельности по нравственно -патриотическому воспитанию с семьями обучающихся

Современные формы работы проектно-исследовательской деятельности по нравственно -патриотическому воспитанию с семьями обучающихся...

«Совместная работа детского сада и семьи в проектно-исследовательской деятельности»

В детском саду проекты взросло - детские. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, а также специалисты детского сада. В ходе осуществления проекта между родителями и де...