«Совместная работа детского сада и семьи в проектно-исследовательской деятельности»
материал

Зуева Анастасия Васильевна
В детском саду проекты взросло - детские. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, а также специалисты детского сада. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа № 7

фактический адрес: 142701, Московская область, Ленинский г.о.,  

г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35

«Совместная работа детского сада и семьи в проектно-исследовательской деятельности»

Подготовила:

Зуева Анастасия Васильевна, воспитатель.


г. Видное, 2024г.

«Совместная работа детского сада и семьи по направлению проектно-исследовательской деятельности».

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

3 слайд

В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы с родителями - проектная исследовательская деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. 

 В детском саду проекты взросло - детские. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, а также специалисты детского сада. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

       Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении. 

Задача педагога:

  • Организовать взаимодействие с родителями так, чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным детям;
  • Вызвать интерес к данному виду деятельности как у родителей, так и у детей.

      Реализация поставленных задач проходила у нас в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

4 слайд

      На первом этапе нам необходимо было заинтересовать детей, поэтому мы использовали опыты, эксперименты. Так как видим, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причине способов действий, проявления творчества. Часть опытов, мы представим вашему вниманию.  

Опыт №1«Мир тканей» (изучали виды и свойства тканей)  

Ткань и магнит. Приложить ткань к магниту и определить, что произойдет. Вывод: ткань не магнитится.

Опыт №2

Согнуть ткань пополам и сравнить, затем разгладить.

Вывод: ткань сгибается, мнется, но ее можно разгладить.

Опыт №3

Ткань и вода. Намочить ткань.

Вывод: ткань намокает, но не расползается.

Опыт №4

Ткань и ножницы. Разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, на сколько легко работать ножницами.

5 слайд

Опыт №1 «Невидимка – воздух» (изучали свойства воздуха)

Что в пакете?

Цель: обнаруживать воздух.

Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт №2

 Воздух не видим и прозрачен.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.                                         

Вывод: воздух прозрачный, невидимый.

Опыт №3

 Изменение объема воздуха при нагревании и охлаждении. Использование этих свойств воздуха человеком.

Вывод: воздух при разной температуре воздуха занимает разный объем

6 слайд

Опыт №1«Растительный мир»

С водой и без воды

Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Оборудование: два одинаковых растения (бальзамин), вода.

Ход опыта: Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.)?

Выводы: растения без воды жить не могут.

Опыт №2

Где лучше расти?

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком

Ход опыта: Выберите почву для посадки растений (чернозем, торф, песка). Посадите два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2—3 недель (в глине растение не растет, в черноземе — растению хорошо). Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост).

7слайд

Для того чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание: провести опыты, описать свои исследования и предоставить по возможности фотоотчеты. Поэтому было дано домашнее задание в виде консультации для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

8 слайд

        Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводился интересный родительский клуб на тему: «обучение детей с нарушением зрения приемам исследовательской деятельности» в группе, на котором они присутствовали и постепенно подключаясь к этой деятельности, оказывая помощь своим детям.

     Цель родительского клуба – создание позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может творчески организовать исследовательскую, проектную деятельность в процессе совместной работы.

9 слайд

На слайдах представлены фотографии с родительского клуба. Мы постарались создать атмосферу научной лаборатории, для эффективного и азартного погружения детей и родителей в мир опытов.

Опыт №1 «Несмешиваемые жидкости»

Цель: Исследование плотности жидких веществ

Для проведения опыта понадобится сахар, постное масло обычная вода и красители.

Вывод: Жидкости разной плотности не перемешиваются.

10 слайд

           А также мы изучали свойства бумаги

Опыт №1 «Бумага намокает» Возьмём таз с водой и положим в него сначала салфетку, а потом тетрадный лист. Салфетка сначала намокла, а потом и тетрадный лист. Вывод: бумага намокает.

 Опыт№2 «Бумага рвется» Попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу, и нам это удалось. Вывод: бумага хорошо рвётся.

Опыт№3«Бумага мнется» Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. Вывод: бумага, хорошо мнётся.

 Опыт№4 «На бумаге остаются следы» Теперь возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Да, мы видим на бумаге жирный след. Вывод: на бумаге остаются следы масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д.
Опыт №6 «Копировальная бумага» Детки познакомились с копировальной бумагой. А также выяснили с помощью копировальной бумаги можно сделать больше копий, а времени потратить меньше. 

11 слайд

Опыт№1 «Неваляшка». Совместно с родителями, детки изготовили игрушку неваляшка. А также в процессе опыта выяснили, что у неваляшки центр тяжести смещен, так как в нее разместили груз, поэтому неваляшка всегда возвращается в вертикальное положение при попытке ее опрокинуть.


 12 слайд

    Экспериментальная-исследовательская деятельность родительского клуба, вызывала огромный интерес у детей, поэтому процесс экспериментирования продолжался уже в домашних условиях с родителями.

13 слайд

Опыт № 1. «Волшебные пузырьки».

Семья Михаила Некрасова, подготовили данный опыт. Используя подсолнечное масло и воду (3:1), а также ложку раствора акварели, и четвертинку таблетки Аспирина – и в итоге получаем волшебные пузырьки.

14 слайд

Опыт № 2. «Выращивание кристаллов из соли».

Семья Михаила Субботина, использовала концентрированный раствор соли для опыта. Соль имеет интересные свойства. Она может притягивать к себе воду, растворяясь в ней, увеличивая при этом плотность раствора. Но в перенасыщенном растворе соль опять превращается в кристаллы.

15 слайд

Опыт №4. «Полимерные червяки». Михаил Мостовой, изучал полимеры. Цель опыта: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с понятием «химическая реакция» на основе опытов.

16 слайд

Опыт №5.«Разноцветная радуга». Семья Лексина Елисея, продолжила изучать растворы из разной плотности. Для проведения опыта понадобится сахар, постное масло обычная вода и красители.


 17 слайд

 Опыт №6. «Дружба красок». Вовремя этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего. Понадобится: Три стакана, пищевые красители, две салфетки

18 слайд

Следующий второй этап - это основная часть проекта, на котором родители вместе с детьми собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет), ходили в музеи, посещали выставки.

На данном этапе проведены:

  • Познавательные занятия;
  • Творческие рассказы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы.

На данном этапе, был создан с родителями, проект на тему: исследовательско-творческий проект «Народные куклы-обереги».

Паспорт проекта

Проблема: Не все дети знают историю своего народа, его традиции,

культуру, промыслы.

Объект исследования: народная русская кукла.

Предмет исследования: сравнение видов русских народных кукол.

Вид проекта: исследовательско – творческий.

Цель проекта:

научиться мастерить разные виды кукол-оберегов своими руками.

19 слайд

Третий этап - презентация проектной деятельности. Оценивать выступление команд пригласили жюри в лице администрации детского сада. Зрителями были специалисты и педагоги ДОУ.

20 слайд

      Выводы. Проектная деятельность на базе ДОУ является одним из эффективных способов взаимодействия с семьями воспитанников. Работа по направлению «педагог - ребёнок - родитель» решает следующие задачи:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • оптимизация детско – родительских отношений;
  • изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
  • приобщение родителей к участию в общественной жизни ДОУ.

Вся работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что проектно-экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками всегда отзывчивы на просьбы и предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместная работа детского сада и семьи по организации здоровьесберегающей системы в ДОУ».

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует внедрению в работу дошкольных учреждений инновационных технологий, новых образовательно-оздоровительных...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Доклад о физическом развитии детей в тесном сотрудничестве с семьей....

Творческий отчёт на тему "Совместная работа детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни"

Я поделилась своим опытом работы  по формированию у детей и их родителей основ здорового образа жизни. Какие формы работы с детьми  использовала  в детском саду, и как воспитывала у дет...

Консультация для родителей: «Совместная работа детского сада и семьи по детей экологическому воспитанию».

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое  и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке,...

Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. При взаимодействии работы двух структур...

Опыт работы с родителями "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников"

«Человек - высший продукт земной  природы.  Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»(И.П.Павлов)     ...

семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников».

17.02.2017 г. На базе МБДОУ « Детский сад № 5»прошел городской семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников»....