Эффективные формы взаимодействия с семьёй Секреты успешной работы с родителями (из опыта работы).
консультация
Эффективные формы взаимодействия с семьёй
Секреты успешной работы с родителями (из опыта работы).
Очень сложно найти подход к членам семьи ребенка, практически, это сделать невозможно, если воспитатель не знает, чего ждут, хотят получить от общения с ним родители. Самое главное понять, что и мамы, и папы больше всего хотят внимания воспитателя к своему ребенку, проявления теплого, доброжелательного отношения. Тревога родителей, их недоверие, настороженность, как правило, проходят, когда они убеждаются в присутствии этих качеств во взаимоотношениях педагога с их детьми. Важно оправдать ожидания родителей, более того, показать, «продемонстрировать» эти чувства. Те педагоги, кто владеет этими «секретами», пользуются ими, вызывают больше надежды на чувство доверия родителей к себе. Ведь без доверия трудно, почти невозможно, рассчитывать на успешное взаимодействие с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
efektivnye_formy_vzaimodeystviya_s_semey.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузенкова Е.Е. Попова Е.А. Воспитатели МАДОУ «Детский сад № 13», Камышловский ГО Эффективные формы взаимодействия с семьёй Секреты успешной работы с родителями (из опыта работы). Очень сложно найти подход к членам семьи ребенка, практически, это сделать невозможно, если воспитатель не знает, чего ждут, хотят получить от общения с ним родители. Самое главное понять, что и мамы, и папы больше всего хотят внимания воспитателя к своему ребенку, проявления теплого, доброжелательного отношения. Тревога родителей, их недоверие, настороженность, как правило, проходят, когда они убеждаются в присутствии этих качеств во взаимоотношениях педагога с их детьми. Важно оправдать ожидания родителей, более того, показать, «продемонстрировать» эти чувства. Те педагоги, кто владеет этими «секретами», пользуются ими, вызывают больше надежды на чувство доверия родителей к себе. Ведь без доверия трудно, почти невозможно, рассчитывать на успешное взаимодействие с ними. Воспитатель ежедневно общается с родителями — с одними чаще, с другими реже. И каждый из них требует особого внимания. Одни нуждаются в советах, помощи по вопросам воспитания; другие — в социальной поддержке (пьянствуют родители, не уделяют должного внимания детям, проявляют жестокость к ним (есть, к сожалению, и такие)). У третьих есть чему поучиться и самим. С каждой из этих семей необходимо как можно раньше вступить в сотрудничество (еще лучше в сотворчество). Их взаимодействие с детьми, безусловно, обогатит, а может быть, даже восполнит недостающее пока. При работе с каждой семьей различаться будут форма, содержание общения. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога. Ведь педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и является партнёром для родителей, который помогает и оказывает им помощь в воспитании их детей. Многие родители не знают современных подходов в воспитании детей, так как не имеют педагогических знаний, думают, что дети растут сами по себе. Так же, не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. По этой причине, мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Мы считаем, что необходимо разнообразить формы работы с родителями, и использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников. В своей работе мы активно применяем следующие формы взаимодействия:
В этом году мы планируем добавить следующие формы работы с семьями воспитанников:
Возможность участия в образовательном процессе родителей позволяет детям: - общение с семьями других детей позволит более глубокого понимания других культур и взаимоотношений; - получить больше внимания от взрослых, так как меняется соотношение детей и взрослых в группе; - укрепить чувство защищенности в процессе совместной работы педагогического коллектива и родителей; - расшириться круг взрослых, где родитель будет выступать в качестве источника знаний; - получить дополнительные стимулы в своем стремлении к достижению успеха. Вовлеченность в образовательный процесс обеспечивает родителям: - эмоциональную, продуктивную, энергичную, причастность к образованию своего ребенка; - получение новых умений, которые помогут разобраться в вопросах и особенностях развития детей, применять полученные навыки на практике; - расширение круга общения; - наблюдение за своим ребенком вне дома и семьи; - возможность убедиться насколько важна для ребенка игровая деятельность в дошкольном возрасте, предоставление ему права выбора. Положительный эффект от вовлечения семьи в образовательный процесс получают и воспитатели: - у педагогов появляется помощник, в лице родителей, который может видеть педагогическую ситуацию с другой стороны; - обогащение содержания образовательной деятельности с использования ресурса родителей (их увлечений, знаний, интересов, талантов); - родители охотнее отзываются на просьбы педагогов. Подход, основанный на партнерстве, позволяет избежать двух крайностей: -доминирования воспитателей, характерного для традиционного подхода к взаимодействию с родителями (воспитатель в поучающей позиции, единственно компетентного специалиста), - другой, когда работа детского сада понимается как сфера услуг (доминирование родителей, выполнение их требований, как заказчика) Проводя беседы, консультации соблюдаем сдержанность, тактичность, используем такие формы обращения как: «Давайте подумаем вместе, как лучше поступить», «Можно сделать так, а вы как думаете?», «А как вы поступите?» Нередко при общении с родителями используем памятки в форме буклетов. Эта форма удобна тем, что родители могут, получив буклет, не только прочитать имеющийся в ней материал, но и поиграть со своими детьми в предложенные игры, выполнить упражнения, обратить внимание на достижения своего ребенка. Родительские собрания – одна из распространенных и традиционных форм работы с родителями в детских садах. Целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. К сожалению, стоит отметить, что большая часть родителей просто пассивна, и не научена занимать не то чтобы активную, но и вообще какую-либо роль на родительских собраниях. Отсюда возникает вопрос: Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Мы считаем, что в первую очередь: интересно проводить собрания для родителей, используя видеоматериал, фоторепортажи «Один день из жизни группы», «Как мы встречали осень, зиму и т.д.», «Наши успехи и достижения», фотоальбомы, фотогазеты которые соответствуют теме мероприятия, подготовить детские высказывания на тему собрания, выставку детских работ, выставку наработок (игр, пособий, папок-передвижек и др.). А еще лучше показать открытое мероприятие с участием детей. Родителям очень интересно и приятно будет наблюдать за детьми в детском коллективе, за их взаимоотношениями. После таких собраний, родители будут охотнее идти на контакт с педагогами, прислушиваться к советам, а в итоге станут больше доверять дошкольному учреждению. Исходя из опыта работы мы сделали вывод, что досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным (организация масленица, день защиты детей, возложение цветов к памятнику ВОВ), востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Так же, в современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Хотелось бы сказать еще об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же. В заключении хотелось бы сказать, что воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уйдет непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. Список литературы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями /из опыта работы/
7 страниц, краткое содержание:Сведения которые должен собрать воспитатель /Социальный анамнез семьи/Рекомендуемые методы для знакомства с родителями.Формы семейных отношенийОпределение микроклимата в ...
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)
годовой план работы с родителями....
Современные формы работы с родителями (из опыта работы)
В своей работе рассказываю о методах работы с родителями, применяемыех мной на практике....
«ИКТ- КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР УСПЕШНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА» (из опыта работы)
Данный материал поможет воспитателям использовать ИКТ технологии в дальнейшей работе...
Эффективные формы поддержки детской инициативы в продуктивных видах деятельности (Из опыта работы)
Статья из опыта работы "Эффективные формы поддержки детской инициативы в продуктивных видах деятельности. В которой рассказала об активных формах совместной деятельности работы детей и взро...
«Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы)
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого в своей работе стараемся использовать, кроме традиционной формы общения с родите...
Использование эффективных форм взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей.
В настоящее время при занятости родителей, постоянной спешки многим педагогам дошкольных образовательных учреждений бывает трудно организовать эффективное взаимодействие с родителями, установить сотру...