Эффективные формы взаимодействия с семьёй Секреты успешной работы с родителями (из опыта работы).
консультация

Кузенкова Елена Евгеньевна

Эффективные формы взаимодействия с семьёй

 

Секреты успешной работы с родителями (из опыта работы).

Очень сложно найти подход к членам семьи ребенка, практически, это сделать невозможно, если воспитатель не знает, чего ждут, хотят получить от общения с ним родители. Самое главное понять, что и мамы, и папы больше всего хотят внимания воспитателя к своему ребенку, проявления теплого, доброжелательного отношения. Тревога родителей, их недоверие, настороженность, как правило, проходят, когда они убеждаются в присутствии этих качеств во взаимоотношениях педагога с их детьми. Важно оправдать ожидания родителей, более того, показать, «продемонстрировать» эти чувства. Те педагоги, кто владеет этими «секретами», пользуются ими, вызывают больше надежды на чувство доверия родителей к себе. Ведь без доверия трудно, почти невозможно, рассчитывать на успешное взаимодействие с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efektivnye_formy_vzaimodeystviya_s_semey.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

                                                                                                                 Кузенкова Е.Е.

                                                                                                                 Попова Е.А.

                                                                                                      Воспитатели

 МАДОУ «Детский сад № 13»,

Камышловский ГО

Эффективные формы взаимодействия с семьёй

Секреты успешной работы с родителями (из опыта работы).

Очень сложно найти подход к членам семьи ребенка, практически, это сделать невозможно, если воспитатель не знает, чего ждут, хотят получить от общения с ним родители. Самое главное понять, что и мамы, и папы больше всего хотят внимания воспитателя к своему ребенку, проявления теплого, доброжелательного отношения. Тревога родителей, их недоверие, настороженность, как правило, проходят, когда они убеждаются в присутствии этих качеств во взаимоотношениях педагога с их детьми. Важно оправдать ожидания родителей, более того, показать, «продемонстрировать» эти чувства. Те педагоги, кто владеет этими «секретами», пользуются ими, вызывают больше надежды на чувство доверия родителей к себе. Ведь без доверия трудно, почти невозможно, рассчитывать на успешное взаимодействие с ними.

Воспитатель ежедневно общается с родителями — с одними чаще, с другими реже. И каждый из них требует особого внимания. Одни нуждаются в советах, помощи по вопросам воспитания; другие — в социальной поддержке (пьянствуют родители, не уделяют должного внимания детям, проявляют жестокость к ним (есть, к сожалению, и такие)). У третьих есть чему поучиться и самим. С каждой из этих семей необходимо как можно раньше вступить в сотрудничество (еще лучше в сотворчество). Их взаимодействие с детьми, безусловно, обогатит, а может быть, даже восполнит недостающее пока. При работе с каждой семьей различаться будут форма, содержание общения.

Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога. Ведь педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и является партнёром для родителей, который помогает и оказывает им помощь в воспитании их детей. Многие родители не знают современных подходов в воспитании детей, так как не имеют педагогических знаний, думают, что дети растут сами по себе. Так же, не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. По этой причине, мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

 Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Мы считаем, что необходимо разнообразить формы работы с родителями, и использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников. В своей работе мы активно применяем следующие формы взаимодействия:

  • общие и групповые родительские собрания
  • консультации
  • занятия с участием родителей
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
  • совместное создание предметно-развивающей среды
  • работа с родительским комитетом группы
  • беседы с детьми и родителями

В этом году мы планируем добавить следующие формы работы с семьями воспитанников:

  • посещение семей воспитанников на дому
  • Дни добрых дел
  • Дни самоуправления
  • утренние приветствия
  • тренинги с родителями
  • экскурсий на предприятия к родителям. (родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает).

           Возможность участия в образовательном процессе родителей позволяет детям:

 - общение с семьями других детей позволит более глубокого понимания других культур и взаимоотношений;

 - получить больше внимания от взрослых, так как меняется соотношение детей и взрослых в группе;

 - укрепить чувство защищенности в процессе совместной работы педагогического коллектива и родителей;

 - расшириться круг взрослых, где родитель будет выступать в качестве источника знаний;

 - получить дополнительные стимулы в своем стремлении к достижению успеха.

           Вовлеченность в образовательный процесс обеспечивает родителям:

- эмоциональную, продуктивную, энергичную, причастность к образованию своего ребенка;

- получение новых умений, которые помогут разобраться в вопросах и особенностях развития детей, применять полученные навыки на практике;

- расширение круга общения; - наблюдение за своим ребенком вне дома и семьи;

- возможность убедиться насколько важна для ребенка игровая деятельность в дошкольном возрасте, предоставление ему права выбора.

            Положительный эффект от вовлечения семьи в образовательный процесс получают и воспитатели:

 - у педагогов появляется помощник, в лице родителей, который может видеть педагогическую ситуацию с другой стороны;

- обогащение содержания образовательной деятельности с использования ресурса родителей (их увлечений, знаний, интересов, талантов);

 - родители охотнее отзываются на просьбы педагогов.

           Подход, основанный на партнерстве, позволяет избежать двух крайностей:

-доминирования воспитателей, характерного для традиционного подхода к взаимодействию с родителями (воспитатель в поучающей позиции, единственно компетентного специалиста),

- другой, когда работа детского сада понимается как сфера услуг (доминирование родителей, выполнение их требований, как заказчика)

Проводя беседы, консультации соблюдаем сдержанность, тактичность, используем такие формы обращения как: «Давайте подумаем вместе, как лучше поступить», «Можно сделать так, а вы как думаете?», «А как вы поступите?»

Нередко при общении с родителями используем памятки в форме буклетов. Эта форма удобна тем, что родители могут, получив буклет, не только прочитать имеющийся в ней материал, но и поиграть со своими детьми в предложенные игры, выполнить упражнения, обратить внимание на достижения своего ребенка.

Родительские собрания – одна из распространенных и традиционных форм работы с родителями в детских садах. Целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. К сожалению, стоит отметить, что большая часть родителей просто пассивна, и не научена занимать не то чтобы активную, но и вообще какую-либо роль на родительских собраниях. Отсюда возникает вопрос: Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний?

Мы считаем, что в первую очередь: интересно проводить собрания для родителей, используя видеоматериал, фоторепортажи «Один день из жизни группы», «Как мы встречали осень, зиму и т.д.», «Наши успехи и достижения», фотоальбомы, фотогазеты которые соответствуют теме мероприятия, подготовить детские высказывания на тему собрания, выставку детских работ, выставку наработок (игр, пособий, папок-передвижек и др.).  А еще лучше показать открытое мероприятие с участием детей. Родителям очень интересно и приятно будет наблюдать за детьми в детском коллективе, за их взаимоотношениями. После таких собраний, родители будут охотнее идти на контакт с педагогами, прислушиваться к советам, а в итоге станут больше доверять дошкольному учреждению.

Исходя из опыта работы мы сделали вывод, что досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным (организация масленица, день защиты детей, возложение цветов к памятнику ВОВ), востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Так же, в современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей.

Хотелось бы сказать еще об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

В заключении хотелось бы сказать, что воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уйдет непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список литературы:

  1. Арнаутова Е.П. Воспитание детей в семьях разных типов. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Вып. 9.М., 2012.
  2. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ "Сфера", 2010.
  3. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: "Буки-Веди", 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями /из опыта работы/

7 страниц, краткое содержание:Сведения которые должен собрать воспитатель /Социальный анамнез семьи/Рекомендуемые методы для знакомства с родителями.Формы семейных отношенийОпределение микроклимата в ...

Современные формы работы с родителями (из опыта работы)

В своей работе рассказываю о методах работы с родителями, применяемыех мной на практике....

«ИКТ- КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР УСПЕШНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА» (из опыта работы)

Данный материал поможет воспитателям  использовать ИКТ технологии   в дальнейшей работе...

Эффективные формы поддержки детской инициативы в продуктивных видах деятельности (Из опыта работы)

Статья из опыта работы "Эффективные формы поддержки детской инициативы в продуктивных видах деятельности. В которой рассказала об активных  формах совместной деятельности работы детей и взро...

«Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы)

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого в своей работе стараемся использовать, кроме традиционной формы общения с родите...

Использование эффективных форм взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей.

В настоящее время при занятости родителей, постоянной спешки многим педагогам дошкольных образовательных учреждений бывает трудно организовать эффективное взаимодействие с родителями, установить сотру...