"Разный темперамент" (консультация для родителей).
консультация

Щикота Юлия Сергеевна

1. Что такое темперамент?

2. Типы темперамента и как вести себя родителям.

3. Вывод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznyy_temperament_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx72.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Новосибирска «Детский сад №346»

«Разный темперамент – разная эмоциональность»

(консультация для родителей)

                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                     педагог-психолог

                                                                                                      Щикота Юлия Сергеевна

г.Новосибирск

                       

     Темперамент – это определённый набор свойств психики человека, которые имеют в качестве физиологического базиса тип высшей нервной деятельности. Он выражается в поведении, интенсивности проявления чувств, в отношениях к окружающей реальности. Психологический темперамент выступает основной в формировании характера личности.

     Одни дети непоседливы, стремительны и не способны долго усидеть на месте, другие часами играют за столом, перебирая картинки или кубики. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребёнка. Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребёнка, переделав его в «тихоню», невозможно, да и ни к чему – у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Родителям важно знать сильные стороны темперамента своего ребёнка, чтобы помочь ему адаптироваться, успешно общаться, осваивать новые знания и пр.

Типы темперамента:

     Холерик такой ребёнок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Ребёнок-холерик не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время он чаще всего решителен, уверен в себе, настойчив и бесстрашен, любит риск и приключения. Увлёкшись каким-либо занятием, заражает им других. По натуре он экспериментатор.

     Как себя вести родителям?

Самое главное – занять такого ребёнка соответствующим его интересам делом. У такого малыша в течение дня обязательна должна быть интенсивная физическая нагрузка. Спорт хорошо дисциплинирует именно холериков. Такого ребёнка, увы, нужно контролировать больше, чем других. Предоставленный сам себе, он может попасть в опасную ситуацию. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребёнка, от этого он становится ещё более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование и пр.

     Флегматик невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. В своих интересах достаточно постоянный, легко принимает чёткий и жёсткий режим дня. Шумных игр такой ребёнок не любит, так же, как и интенсивного общения со сверстниками. Долго может принимать решения, но, единожды приняв, вряд ли их поменяет.

     Как вести себя родителям?

Вы легко можете доверить ему какое-либо дело: ребёнок-флегматик очень ответственен и добросовестен. Никогда не торопите его – флегматик от этого начинает действовать ещё медленнее. Для такого ребёнка совершенно неадекватна атмосфера спешки и чёткого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть».

Такому ребёнку нужно помочь выразить свои эмоциональные переживания: почаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в различных ситуациях. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Старайтесь выводить его «в люди»: в музеи, на выставки, в библиотеку – пусть пополняет свой эмоциональный опыт.

     Меланхолик такой ребёнок эмоционально очень чувствителен и легко ранимым. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Меланхолик хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, определяя его по мимике, жестам, интонациям («Почему дядя такой сердитый?» или «Почему этот мальчик злиться?»). Ребёнок-меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких, из-за неуверенности в себе трудно идёт на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относиться ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызвать у такого ребёнка слёзы. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью няни, развод родителей и пр.), быстро утомляется.

     Как вести себя родителям?

Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Только ребёнка надо постоянно хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребёнка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У меланхолика должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что надевать и есть и т.д.).

     Сангвиник это жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся новой игрой ребёнок. Больше всего он любит смену впечатлений, редко доводит начатое дело до конца. Такой ребёнок легко привыкает к незнакомой обстановке, быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав. Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Может учиться, схватывая всё на лету, хотя сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.

     Как себя вести родителям?

Такому ребёнку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать его неинтересной монотонной работой. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремлённость. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии воспитания.

     Вывод:

Маленький ребёнок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и др. Эмоциональное поведение ребёнка имеет ряд особенностей, отличающих его от детей старшего возраста и тем более от взрослых.

  1. Эмоции у маленьких детей очень неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами), ребёнок ещё не умеет их скрывать и контролировать; эмоции возникают спонтанно, и, соответственно, ребёнок ведёт себя импульсивно.
  2. Ребёнок эмоционально живёт в настоящем, немедленно реагируя на текущие события.
  3. Эмоции ребёнка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу уходу мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.
  4. Ребёнку пока очень сложно обозначать словами свои переживания.
  5. Эмоции маленького ребёнка ярки и часто противоречивы. Особенно отчётливо это проявляется в ситуации выбора: из двух предложенных игрушек после некоторых колебаний он выбирает одну и через 1-2 минуты уже жаждет играть с другой. Сделать выбор ребёнку в этом возрасте ещё чрезвычайно трудно.
  6. Наиболее яркие эмоциональные переживания случаются у ребёнка по поводу удовлетворения непосредственных желаний. Чем больше трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если ребёнок хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент ему нужна поддержка взрослого. Ребёнку необходимо дать возможность выразить свои отрицательные эмоции, это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на эффективные вспышки ребёнка, случившиеся не к месту и не вовремя. Типичный пример: мама с ребёнком входят в метро, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать и требовать себе отдельное место. Мать спокойно говорит, что, поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребёнок от неожиданности резко прекращает «показательные выступления».
  7. Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций – общение со сверстниками. В 2 года ребёнок ещё насторожен при приближении сверстников, а в 3 года дети могут заражаться эмоциями друг друга: прыгать, визжать, хохотать и пр. Также ребёнок может стремиться к общению со сверстниками и в то же время испытывать неуверенность при непосредственном контакте с ними.
  8. Маленькому ребёнку в этом возрасте ещё очень трудно адекватно реагировать на эмоции других людей. Общаясь с детьми, ребёнок руководствуется только своими желаниями, не учитывая желания другого. Он не может ещё проявлять сопереживание и сочувствие. Этому его могут научить только взрослые. Например, ребёнок бросает куклу, привлекая внимание мамы своим поведением. «Ей плохо, она плачет», - мать берёт на руки растрёпанную игрушку, качает, баюкает её. И ребёнок переживает те эмоции, которые демонстрирует ему мама (с помощью мимики и интонаций).
  9. Ребёнок учится эмоционально реагировать на различные ситуации на примере родителей. Если при малейшей неприятности мать впадает в панику, начинает излишне эмоционировать, то и ребёнок в аналогичных ситуациях будет поступать так же.
  10.  Ранний возраст – это время формирования первых привязанностей, симпатий и антипатий. С одним человеком ребёнок будет скован и боязлив, с другим – весел и подвижен.
  11.  Эмоции в раннем возрасте – показатель не только физического, но и психического здоровья. Депрессивный, печальный либо слишком агрессивный ребёнок – тревожный признак для родителей.
  12.  Уже в раннем возрасте дети сильно отличаются друг от друга по эмоциональной впечатлительности. Одни более чувствительны к ситуации, другие могут проявлять «эмоциональную тупость». Одни легко выражают свои как отрицательные, так и положительные эмоции в поведении, другие испытывают напряжение, сдерживают свои порывы. Эти индивидуальные особенности связаны с темпераментом ребёнка.

Желаю вам - удачи и терпения!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Такие разные сказки!" в помощь родителям и на радость детям.

"Такие разные сказки!" в помощь родителям и на радость детям. Здравствуйте дорогие родители. Хочу предложить Вашему вниманию интересную информацию, где сказка будет сама воспитывать в детях интерес...

"Для чего нужны разные кубики". Консультация для родителей

Игры у кубиками для детей и родителей,педагогов. Такие как "Кубики для всех" , "кубики Сома","Уголки"....

Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Анализируя состояние здоровья детей, мы...

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для педагогов (родителей)

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты снекоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения....

«Разный темперамент – разные дети» (Консультация для родителей)

Индивидуальные особенности детей.Почему дети такие разные? Одни бойкие и активные, другие — тихие и застенчивые. Одни с удовольствием идут в детский сад, играют со сверстниками, другие — п...