Использование палочек Кюизенера как средство познавательной активности
презентация

Каршкова Виктория Владимировна

выступление на РМО - опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_noyabr.pdf826.17 КБ
Файл tekst_noyabr.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут В.В. и сегодня я хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы «Использование палочек Кюизенера как средство познавательной активности»

Слайд 2

Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы. 

Слайд 3

Задача современного дошкольного образования — это в первую очередь развитие у детей познавательного интереса, стремления к творческому поиску. Поэтому в педагогическом процессе часто выбирают нестандартные дидактические средства.

Одно из таких — палочки Кюизенера -  яркий и привлекательный набор, который поможет ребятам научиться решать логические задачи, сделает процесс обучения весёлым и занимательным. Это пособие отличается своими особенностями: универсальностью, абстрактностью, высокой эффективностью. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.

Слайд 4

  Целью  моей педагогической деятельности является развитие познавательной деятельности, логико-математических представлений дошкольников с использованием палочек Кюизенера.

Задачи представлены на слайде. 

Слайд 5

Палочки Кюизенера представляют собой комплект брусочков разных цветов и размеров, объединённых в группы. Каждая является параллелепипедом с поперечным сечением 1 кв. см и длиной от 1 до 10 см. Эта комплектация — не случайность, а продуманное математическое множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. Палочки отличаются ещё одной интересной особенностью: различные цвета можно объединить в «семейства». Подбор палочек в одно семейство не случаен, а связан с величиной.

В «семейство красных» входят числа, кратные двум;

«семейство синих» – числа, кратные трём;

«семейство жёлтых» – числа, кратные пяти;

кубик белого цвета – семейство белых (единица);

палочка чёрного цвета – семейство чёрных (семь).

Слайд 6

Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как для малышей раннего возраста, так и для будущих учеников: каждому возрасту соответствует свой уровень заданий.

Я разделила данную работу на три этапа. 

Слайд 7

На первом  этапе работы с палочками они  выполняют роль  игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.

Складывают из них разные узоры, строят башни. Поскольку работа с набором носит наглядно-действенный характер, то в младшем и среднем дошкольном возрасте основной приём обучения - показ. Я сочетала показ способа действия одновременно с объяснением.

В ходе подобных игр ребята сами делали определённые открытия: к примеру, что палочек много, но среди них есть элементы одинакового цвета и размера, или если сложить 2 брусочка одного цвета, то по длине мы получим палочку иного цвета и т. д.  В ходе игры постоянно предлагала малышам обследовать детали, отсчитать их по одной, приложить друг к другу — таким образом, познавательное развитие сочетается с сенсорным.

Слайд 8

По мере того, как дети достаточно хорошо познакомились с палочками Кюизенера, работа с ними перешла в форму выполнения упражнений, заданных мною; проигрывание игровых ситуаций. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. С помощью цветных палочек можно выкладывать более сложные картинки и познакомиться с симметрией.

Слайд 9

Третий этап является обучающим. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Дети уже  умеют  соотносить число с цветом, можно начинать складывать складывать и вычитать.

Набор палочек — замечательный способ объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части: дошкольник легко запомнит, что число 2 получается из сложения двух единиц. Такое пособие подойдёт и для обучения более сложным действиям в математике — умножению и делению.  Но игровые упражнения предлагаются детям в продуманном порядке — от более простого к сложному. За счёт этого у ребят постепенно формируются всё более сложные навыки, стимулируется интерес к познанию новой информации.

Ещё один важный приём, сопровождающий манипуляции со счётными палочками, — вопросы к дошкольникам. Это является актуальным в любом возрасте. Вопросы делают восприятие детей более активным, развивают их речь, помогают осмыслить материал. А еще лучше  когда занятие в виде волшебной игры, где ребенок это волшебник, который сможет из палочек создать любую картинку и фигурку.

Слайд 10

Игровых упражнений очень много. Это лишь несколько примеров из них.

В продаже и в свободном доступе в сети существует довольно большой ассортимент альбомов, схем для занятий, можно найти готовые сценарии игр, сказки.

Слайд 11

Мой  опыт показал, что использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера разнообразило процесс развития познавательной активности детей и повысило их интерес к образовательной деятельности. Дети научились отстаивать свое мнение, стали более инициативные и самостоятельны в получении новых знаний.

играя с палочками, дети  научились  ориентироваться  на плоскости, различать и правильно называть не только основные цвета, но и оттенки, правильно определять фигуры и их размеры, познакомились  с понятиями высокий -низкий, широкий- узкий, длинный- короткий. В каждом игровом упражнений идет закрепление цветов и числовое обозначение палочек.

С помощью волшебных палочек дети научились «оживлять» героев любимых сказок, выкладывать картинки и сюжеты по схемам, обыгрывать их и составлять рассказы о своем герое. Большой интерес вызвало конструирование по образцам и на рабочих листах. С помощью этих заданий дети научились переносить на схему свои собственные замыслы. Эти игровые задания способствовали развитию исследовательских умений, творчества, фантазии и воображения.

Слайд 12

Спасибо за внимание

И в заключение хочу предложить вам маленькую  сказку с использованием палочек кюизенера.

Слайд 13

МАСТЕР-КЛАСС

В руки палочки возьмем, сказку складывать начнем.

В красивом замке, возле леса жили-были там принцессы.

Все прекрасны и милы, и добры, и веселы.

Как то в солнечный денек пошли принцессы на лужок.

Там играли, улыбались, и цветами любовались.

Но решили они вдруг, прогуляться через луг.

Там лесок стоял еловый

И тропинка через лес

По тропинке в лес пошли и поляну там нашли

Вся усыпана цветами небывалой красоты

Бабочки сюда летят крылышками шевелят

Долго по лесу гуляли свежим воздухом дышали

А потом пошли домой возвратились в замок свой.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера для развития познавательной активности детей 4-5 лет

Актуальностью моей работы является использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера  как средства сенсорного развития, формирования     элементарных математических ...

Научно-методическая разработка «Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей средней группы на занятиях по математике»

Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отнош...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей 1-ой младшей группы с использованием палочек Кюизенера

КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдетей 1-ой младшей группы с использованием палочек Кюизенера Подготовила Попова Е.А. – воспитатель...

занятие по познавательному развитию детей 4-5 лет "Космические спасатели" с использованием палочек Кюизенера

Данный материал призван способствовать освоению детьми умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по цвету, размеру, форме; учить детей принимать активное участие в воссоздании силуэта в ...

Развитие познавательной активности детей в логопедической практике, с использованием палочек Кюизенера

Использовани е в логопедической практике пособия - Палочки Кюизенера...

" Использование сюрпризных моментов как средство познавательной активности детей раннего возраста"

Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. Как сделать вхождение малыша в детский сад безболезненным?  Я использовала чудесную коробку, которую можно применять дл...