Детям о блокаде Ленинграда
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Морозова  Елена Александровна

Формировать представление детей о героическом прошлом города Санкт-Петербург (в те годы Ленинград), о блокаде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leningrad_2023.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия

        

 «Детям о блокаде Ленинграда»

(для старшего дошкольного возраста)

 

                                                                                         Воспитатель:

                                                                                          Морозова Е.А.

                                                           Липецк 2023

Цель:формировать представление детей о героическом прошлом города Санкт-Петербург (в те годы Ленинград), о блокаде.

Задачи:

*  Расширять знания детей о жизни жителей Ленинграда во время блокады.

*  Развивать интерес к истории своей страны.

* Развивать способность сопереживать,сочувствовать.

*Развивать зрительное внимание и восприятие.

*Формировать любовь к своей стране и родному городу.

*Воспитывать чувство патриотизма,уважительное отношение к старшему поколению.

Словарная работа:активизировать словарный запас по теме (война,блокада).

Методы:

*Словесный (рассказ педагога,объяснение,уточнение,вопросы к детям).

*Наглядный (слайды,фотографии,демонстрация образцов –кусочки хлеба и сахара).

Предварительная работа:

1)Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной Войне 1941-1945г.

2)Беседы с детьми о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.

3)Прослушивание песен и стихов о Великой Отечественной Войне.

4)Чтение повести Ю.Герман «Вот как это было».

Ресурсы:

Музыкальный центр,экран,ноутбук,видео-презентация(слайды),аудио-запись(сирена воздушной тревоги и объявление Левитана о начале войны),кусочки хлеба (125 гр.) и кусочки сахара.

Приложения:

  1. презентация – слайды

Ход  мероприятия:

  1. Организационный момент.

Звучит аудио-запись (сирена воздушной тревоги и диктор Левитан объявляет о начале войны).

Воспитатель:Ребята,как вы думаете,в каких случаях звучит этот сигнал?И что он обозначает?

Дети:сирена включается в случае какой-то опасности,чтобы привлечь всеобщее внимание.

В:Верно,ранним утром 22 июня 1941 года,когда все мирно спали,фашисты напали на нашу страну.Фашисты-это злые и жестокие люди.Они решили,что на всей Земле должен остаться только их народ,который они считали лучшим.А все другие народы должны быть уничтожены.Послушайте стихотворение:

22 июня.

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная,как будто тень

И жители земли еще не знали,

Какой рождался страшный день.

Не знали,что в двадцатом веке

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки,

Земля опалится огнем!(слайд 1)

2.Основная часть.

 В:Немецкие самолеты начали бомбить наши города, аэродромы, больницы, железнодорожные станции, детские сады. Фашисты хотели захватить нашу землю,а всех людей убить или сделать рабами.Началась Великая Отечественная Война,которая длилась долгих 4 года.Для всех людей закончилась мирная жизнь(слайд 2).

В:Ребята,как вы думаете,почему эту войну назвали Великой Отечественной?(предполагаемые ответы детей).

В:Войну назвали так,потому что это была для нашего народа справедливая,направленная на защиту своего Отечества,война.На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.

В:Через 2.5 месяца после начала войны фашисты окружили кольцом блокады город Ленинград.Ребята,может кто-нибудь из вас знает,как сейчас называется этот город?

Дети:Петербург,Санкт-Петербург.

В:Да,сейчас этот город носит название Санкт-Петербург,в честь Петра 1,который его основал.В сентябре 1941 года  враги очень близко подошли к городу и обстреливали его из пушек (слайд 3).Если город окружен со всех сторон врагами - это значит,что он в блокаде.Как вы думаете,во время блокады можно завезти в город продукты?

Дети:Да,нет…

В:Ребята,блокада-это значит,что все дороги к городу заблокированы,и туда ничего нельзя доставить.Это было очень страшное время.Постоянные обстрелы,голод,холод.Фашисты хотели стереть город Ленинград с лица земли-взорвать и сжечь всю его красоту,уничтожить всех жителей.

Мы помним,как душило нас блокадное кольцо,

Как смерть пугала и не раз смотрела нам в лицо,

Да,были холод,голод,град снарядов,взрывов гул,

Пожаров дым.Но Ленинград стоял назло врагу!(слайд 4).

В:В блокадном Ленинграде остановились трамваи,автобусы,троллейбусы.Не работало отопление,во многих домах не было света и воды.Продуктов почти не осталось.Каждому жителю выдавались специальные карточки.По ним можно было получить свою норму хлеба (слайд 5).Если потеряешь свою карточку-останешься голодным.

В:Вот такой кусочек хлеба получал ребенок или старик на весь день.Посмотрите ребята,какой маленький кусочек(показ кусочка хлеба).Как вы думаете,можно быть сытым,съев такой кусочек,и больше ничего за весь день?

Дети:нет!

В:И кроме такого кусочка хлеба еды почти не было.Хлеб на вкус был горьким,потому что его делали из отрубей и клея.Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку,чтобы он остался жив.Конечно,этого не хватало,люди умирали от голода,замерзали на улицах,потому что у них не было сил дойти до дома.(слайд 6).

В:Маленькие дети жили в детских садах.Они гуляли,кушали,спали,играли,если не было бомбежки…(слайд 7).Детей кормили жидкими кашами на воде и супами,в которых плавали несколько кусочков картошки.А когда начиналась бомбежка,детей уводили в темный подвал.Дети сидели,тесно прижавшись друг к другу,и слушали,как наверху взрываются бомбы(слайд 8).

В:Как вы думаете,деткам было страшно?

Дети:Да,конечно!

В:Дети постарше продолжали ходить в школы.В школах было очень холодно,поэтому уроки были короткие и дети ничего не писали,потому что чернила замерзали.Чтобы хоть как то согреться,делали вот такие небольшие железные печки-буржуйки (слайд 9).Вместо дров в них жгли деревянную мебель и книги.Пока печка топится-тепло,закончил топить-опять в комнате холодно,как на улице.

В: Несмотря на все трудности,город продолжал жить и бороться!Взрослые решили,что нельзя оставлять детей без Новогоднего праздника. И он состоялся!В город привезли тысячу новогодних елок.А по застывшему Ладожскому озеру под обстрелом вражеских истребителей(машина получила 49 пробоин,привезли мандарины)(слайд 10).Для малышей организовали елки в школах и детских садах с выдачей подарков.Но самое главное-всех детей накормили горячим обедом из трех блюд!(слайд 11,12). В подарок дети получили пакетики с сухариками,мандарины и по несколько кусочков сахара.Посмотрите ребята,дети были очень рады получить в подарок от Деда Мороза сахар(показ сахара-рафинада).

В:Ребята,как вы думаете,дети обрадовались подаркам от Деда Мороза?А вы бы были рады,получив в подарок сахар?(предполагаемые ответы детей).

В.Ребята,давайте немного отдохнем,вставайте и повторяйте за мной все движения:

-Если ты солдатик бравый,

Помаши рукой на правой.

Если ты солдатик смелый,

Помаши рукой нам левой.

Если ты солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка!

А теперь солдатик бравый

Маршируем до заставы.

В:Молодцы,присаживайтесь.Я расскажу вам ещё про блокадный Ленинград.Вовремя блокады вся страна переживала за ленинградцев.Ребята,а как бы вы помогли жителям блокадного города?(предполагаемые ответы детей).

В:Люди посылали продукты,теплую одежду.Да только возможности все это передать жителям Ленинграда не было-немцы не давали приблизиться к городу.Единственная дорога – узкая полоска воды по Ладожскому озеру,которая постоянно обстреливалась.

В:Ребята,а вы знаете,что не только люди помогали Ленинградцам?Догадайтесь,какие животные спасли блокадный город от крыс?

Дети:Кошки?

В:Конечно,кошки!В Ленинграде был страшный голод,и умерли почти все домашние животные,в том числе и кошки.И город настигла новая беда-полчища крыс(слайд 14).Крысы нападали на больных и истощенных детей и стариков,когда те спали.Полчища крыс переходили улицы,не давая проехать транспорту,они уничтожали зерно на мельнице,где  мололи муку для всего города.Крысы проникли в Эрмитаж(это музей,где хранятся картины великих художников),и начали их уничтожать(слайд 15).

В:Крыс травили,давили танками,но их количество только росло.Сразу после прорыва блокады в Ленинград доставили 4 вагона дымчатых кошек из разных областей страны.Кошек везли под усиленной охраной,как очень ценный груз.Половину кошек выпустили на вокзале,остальных отдали жителям(слайд 16). Многим Ленинградцам кошек не хватило.За кошку отдавали самое дорогое-хлеб.Много кошек погибло в борьбе с крысами,нужна была подмога.Тогда по всей Сибири стали собирать лучших крысоловов.

В:Как вы думаете,сибирские кошки справились с крысами?

Дети:Да,конечно!

В:Сибирским кошкам удалось почти полностью очистить Ленинград от крыс.С тех пор кошки  пользуются особым уважением и любовью в этом героическом городе.

В: А в некоторых городах Сибири были открыты скверы «Сибирских кошек» с бронзовыми фигурками кошек,в память о тех животных,которые спасли блокадный  город от крыс и эпидемий(слайды 18,19,20).

В: Хочу вам рассказать еще одну удивительную историю из жизни жителей блокадного Ленинграда. Когда закончилась суровая зима 1942 года, весной  у многих ленинградцев на груди появился жетон с изображением ласточки. Это был маленький жестяной значок – ласточка с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что теперь в город даже птица не пролетит. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.(слайд 21).

В: Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города. Осенью 41-го в целях маскировки на шпиль Адмиралтейства надели чехол. К лету 43-го в его парусине зияли дырки, прорванные осколками бомб и снарядов. В это время блокада уже была прорвана, но еще не снята, фашисты по-прежнему стояли у стен города и продолжали обстреливать и бомбить его. Для починки чехла на шпиль Адмиралтейства поднялись люди.Когда трудная и опасная работа была закончена, что под чехлом, чуть ниже шпиля под карнизом, оказались жилые гнезда ласточек.Верхолазы снова принялись за дело: распороли чехол снизу и затем зашили его выше гнезд. Обессилевшие люди потратили дополнительно несколько часов, чтобы спасти птенцов от голодной смерти – ради жизни птиц, которая стала символом жизни блокадного города(слайд22).

В: Эта птица без труда залетала в осаждённый город, и тем самым служила жителям символом доброй вести, письма. Этот образ сохранился в стихотворении «Блокадная ласточка», написанном ленинградской поэтессой Ольгой Берггольц.

Блокадная ласточка

Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.
(слайд 23)

В: 27 января блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта, а  по радио, вместо метронома раздается голос Левитана «Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все» В эти минуты плакали все, даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.(слайд 24)

Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Нам наше прошлое свято и дорого.

Гордость победами - горечь утрат...

Вечная память защитникам города,

Вечная слава защитникам города,

Вечная слава тебе, Ленинград!

3)Заключительная часть(рефлексия).

В:Ребята,про какую войну я вам сегодня рассказывала?(Великая Отечественная война)

В:Какой город находился в кольце блокады?(Ленинград)

В:Какие животные помогли жителям блокадного города?(кошки).

В: Что вы узнали нового про ласточку?

        

Сценка: (Брат и сестра в ожидании матери.)

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,

Ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат: Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей.

Входит мама

Мама: Я покушать принесла.  Достает детям кусочки хлеба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о Блокаде Ленинграда

Какие книги прочитать детям о Блокаде? Чтобы помнили......

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием презентации «Детям о блокаде Ленинграда».

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием презентации «Детям о блокаде Ленинграда».Задачи : Дети должны знать героическое прошлое своего города.Воспитывать у детей любовь и привязанн...

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием презентации «Детям о блокаде Ленинграда».

Задачи: Дети должны знать героическое прошлое своего города.Воспитывать у детей любовь и привязанность к родному городу.Дети должны не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя его част...

Презентация "Детям о блокаде Ленинграда."

Тема блокады Ленинграда очень важна для объяснения детям  в детском саду, но и очень сложна одновременно. Важность темы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда,как пример человеческой же...

Презентация "Детям о блокаде Ленинграда"

Презентация "Детям о блокаде", дающая общее представление о блокадных днях Ленинграда....

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

  27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «900 дней блокады, или детям о блокаде Ленинграда…»

Формировать интеллектуальную компетентность дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной Войны....