Рефлексивно-ролевая игра «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?».
методическая разработка (старшая группа)

Косторнова Елена Викторовна

Цель нашей игры: определить актуальность проблемы "здоровья" в настоящее время, выявить причины, мешающие ребенку быть здоровым в нашем д/с, найти пути решения проблем по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №7«Колосок»с.Благодатное Петровского городского округа Ставропольского края

Рефлексивно-ролевая игра «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?».

        

Подготовила: воспитатель МКДОУ ДС№7«Колосок» Косторнова Е.В.

с.Благодатное

       2021г.

«Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?»

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мне очень приятно приветствовать вас на рефлексивно-ролевой игре на тему "Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?".

Цель нашей игры: определить актуальность проблемы "здоровья" в настоящее время, выявить причины, мешающие ребенку быть здоровым в нашем д/с, найти пути решения проблем по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Актуальность: одной из актуальных проблем современного общества является снижение уровня здоровья детей и подростков, что отражено в Концепции демографической политики Российской Федерации на период  до 2025 года. Одним из его основополагающих принципов является сохранение и укрепление здоровья населения. Исследования показывают, что этот процесс повышения заболеваемости постоянно прогрессирует. Поэтому одной из основных целей каждой образовательной организации является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни. У 54% российских детей, прошедших осмотр специалистами в рамках Всероссийской детской диспансеризации, выявлены отклонения в состоянии здоровья (данные на 2021г.). Растет число детей, нуждающихся в коррекционной помощи (А.О. Дробинская, В.И. Селиверстов, О.Н. Усанова, С.Г. Шевченко). В дошкольном возрасте 25% детей, а по некоторым данным 30-45%, требуют организации специальных условий обучения и воспитания. По данным Росстата на 2021 год в России зарегистрировано: · 0,7 млн. детей-инвалидов (2,3 % детского населения); · 1,15млн. обучающихся с ОВЗ.

ХОД ИГРЫ

Вступительное слово

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

- Помочь откажетесь мне? (нет или да?)

- Деток вы любите? Да или нет?

- Пришли вы к нам на игру,

- Сил совсем нет,

- Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

- Я вас понимаю…..

- Как быть господа?

- Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

- Дайте мне тогда ответ,

- Помочь откажетесь мне? (Нет)

- Последнее спрошу у вас я:

- Активными все будете? (нет или Да)

 

- Предлагаю вам разделиться на 4 группы, выбрав для своего стола соответствующую табличку: «Воспитатели», «Родители», «Администрация», «Специалисты». У каждого из вас на столах лежат карточки с высказываниями мудрых людей, живущих в разное время. - Предлагаю вам прочитать их и выразить своё мнение. Сказать, согласны вы с этим высказыванием или нет. И почему? Как вы понимаете высказывание? А как думают по этому поводу другие педагоги? Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.

 "Здоровый человек - самое ценное произведение природы". Т. Карлейль.

·  "Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь". Гиппократ.

 "Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно". Л.Н. Толстой  "Стыдно признаться, но ведь из всех живых существ лишь один человек не живет, зная, что для него полезно". Плиний Старший. 

"Здоровье - дороже золота". В.Шекспир.

 "Здоровье - мудрых гонорар". Леонардо да Винчи.

  "Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов". В.В. Гориневский. 

"Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье". Ф.А. Абрамов.

 "Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля". А. Шопенгауэр.

"Нельзя лечить тело, не леча душу". Сократ.

  "Здоровье – это та вершина, которую каждый должен одолеть сам" Вальтер·Шененберг.

-Так как мы сегодня обсуждаем тему здоровья, то нам необходимо вспомнить, что же это такое. - Что такое здоровье? Дайте определение этому понятию (мнение представителей разных блоков). Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что существует много понятий этому определению. Я обобщу их: По определению Всемирной организации Здравоохранения "здоровье" - это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Ожегов в своём словаре даёт следующее определение понятию здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Здоровье зависит от многих факторов и все эти факторы немаловажны. Но у каждого человека есть своё мнение о том, какой же фактор является наиболее значимым. Предлагаю назвать факторы и определить один из них, который, по-вашему мнению, является наиболее значимым в сохранении и укреплении здоровья детей.

 - Какие глобальные факторы оказывают негативное влияние на "здоровье" ребенка?

Ответ: 1. Экологическая неблагоприятная ситуация в городе. 2. Высокий уровень родовых травм, наследственной предрасположенности. 3. Негативное влияние образования на здоровье детей.

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 20 – 23% - от наследственности и на 8 – 12% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого. Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребенка в образовательных учреждениях, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные (экологию и наследственность).

 Задание группам: -Предлагаю определить причины заболевания дошкольников в наших детских садах, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные. Предлагайте любые, даже самые неожиданные и смелые идеи. Все идеи заносятся в протокол.

 

№ п/п

Группа

Примерные идеи

1

Воспитатели

1. «Начни с себя!» - педагогам надо научить заботиться о своем здоровье. 2. Недостаток мебели в групповых комнатах, соответствующих росту детей. 3. Отсутствие спортзала. 4. Нехватка инвентаря для занятий спортом в д/с.

 

2

Родители

1. Мало времени для занятий спортом с детьми. 2. Нет мест в поселке, куда можно сходить с ребенком, чтобы позаниматься спортом. 3. Дети едят только сладости. 4. Адаптация к детскому саду. 5. В садике часто проветривают помещения, поэтому дети и болеют. 6. Большая наполняемость групп. 7. Дети с прогулок приходят сырые, домой идут тоже во влажной одежде, нет сушилок.

 

3

Администрация

1. Необходимо организовать обучение педагогов методам и технологиям, сохраняющим здоровье детей. 2. Провести беседы, консультации с родителями о необходимости соблюдения режима дня дома, правильном питании детей (с показом видеоматериалов). 3. Увеличить двигательную активность детей в течение дня с целью профилактики гиподинамии, нарушений осанки. 4. Рекомендовать педагогам учитывать все индивидуальные психофизические особенности своих воспитанников. 5. Соблюдение СанПиН.

4

Специалисты

1. Гаджеты 2. Здоровье педагога. 3. Наследственность, в сад поступают дети со 2,3 группой здоровья.

 

 

 -А теперь попытаемся найти решения озвученных проблем. Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым? Специалисты в сфере здоровьесбережения выделяют следующие факторы риска для здоровья детей:

• Нарушения режима дня и учебная перегрузка;

·  Несоответствие программ и технологий возрастным и функциональным особенностям детей;  Стрессовые ситуации;

· Несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований;

·  Наличие вредных привычек;

·  Недостаточная компетентность педагога в вопросах здоровьесбережения;

·  Неправильная организация питания/неадекватное питание;

·  Низкий уровень культуры здоровья у детей и их родителей;

·  Неблагополучное состояние здоровья педагога;

·  Низкий уровень медицинского контроля за состоянием здоровья детей;

·  Отсутствие помещения для занятий спортом.

 - Согласны с этими факторами риска? Наличие вредных привычек – этот фактор характерен для дошкольников?

Предлагаю разгадать кроссворд «Здоровье – это движение!»

Записываем ответы по порядку по горизонтали:

1. Основной и любимый вид деятельности детей (игра).

2. Гимнастический предмет для совершенствования талии (обруч).

3. Кружок физического воспитания (секция).

4. Один из видов движения (метание).

5. Гимнастические танцы под музыку (аэробика).

6. Один из способов пробуждения организма (гимнастика).

7. Один из видов профилактики заболеваний (закаливание). Должно получится слово по вертикали:

8. То, что предотвращает заболевание (профилактика).

- А сейчас предлагаю вспомнить пословицы о здоровье, соединить начало со второй частью пословицы

Пословицы о здоровье.

 Больной - лечись, а здоровый - болезни берегись. Больной себе поможет - врач скорее вылечит. Больному и золотая кровать не поможет. Двигайся больше - проживешь дольше. Держи голову в холоде, живот - в голоде, а ноги - в тепле. Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово. Здоровье дороже золота. Здоровье и счастье не живут друг без друга. Беспричинная усталость - предвестник болезни. Бог дал жизнь, Бог даст и здоровье. Здоровье не купишь - его разум дарит.

Рефлексия

Ход. Воспитатели называют формы работы, направленные на оздоровление физическое развитие детей, а ведущий на доске записывает. Ключевой вопрос, какие здоровьесберегающие образовательные технологии используют в работе вы? Например, «подвижные игры», «спортивные игры»,  «гимнастика пробуждения», «психогимнастика», «пальчиковая гимнастика», «цветотерапия», «сказкотерапия».

Затем педагогам предлагается оценить себя по каждому разделу, используя цветные кружки-яблоки, которые крепятся к доске, на которой изображено дерево:

- зеленое яблоко – хорошие знания, нет затруднений;

- желтое яблоко – слабо, недостаточно знаю, не всегда получается;

- красное яблоко – внимание – беда, не знаю, не получается.

В результате наглядно видно, какая из проблем вызывает затруднения у большинства педагогов.

Например, какие формы работы можно применять в своей деятельности воспитатель: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры, походы, закаливание, гимнастика после сна, физминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, массаж, спортивные развлечения, спортивные праздники, походы, дни здоровья, самостоятельная деятельность детей.

Учитель-логопед:- Совет педагогов хочу закончить словами Жан-Жака Руссо ко всем педагогам: «Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким». Поэтому для нас педагогов приоритетным является поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, обобщение и распространение опыта, создание здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.

 

 

 

«Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

№ п/п

Название технологии

Определение

1

Физкультурная минутка

Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях.

2

Подвижные и спортивные игры

Игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.

3

Пальчиковая гимнастика

Тренировка тонких движений пальцев  кисти рук, развитие мелкой моторики, психопрофилактика развития речи.

4

Артикуляционная гимнастика

 Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

5

Бодрящая гимнастика

Переход от  сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью физических упражнений.

6

Гимнастика для глаз

Упражнения для снятия глазного напряжения.

7

Дыхательная гимнастика

Специальные упражнения, которые позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

8

Ритмопластика

Система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.

9

Релаксация

Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).

10

Технологии эстетической направленности

Эмоциональное благополучие ребенка. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок, оформлении помещений к праздникам.

11

Гимнастика ортопедическая

Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

12

Гимнастика корригирующая

Система индивидуальных  заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.

13

Стретчинг

Специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов.

Коррекционные технологии

 

 

№ п/п

Название технологии

Определение

1

Арт-терапия

Оздоравливание эмоциональной сферы дошкольников средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО, мандала-терапия, игры с песком, игры с водой).

2

Технология музыкального воздействия

Создание специального музыкального сопровождения (звуки природы, прослушивание классики), которое эффективно способствует коррекции психофизического развития детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. 

3

Сказкотерапия

Занятия используют для психологической коррекционной и развивающей работы.

4

Технологии воздействия цветом (цветотерапия)

 Оформление групп, спален соответствующим цветом; специальное занятие в зависимости от поставленных задач.

5

Технологии коррекции поведения.

Игры с правилами

Игры – соревнования

Раскрепощающие психотехнические игры (спец. игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения)

Психотехнические освобождающие игры (направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоциональной  и поведенческой стабильности)

Режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками)

Народные игры  (обаяние игровых персонажей)

Игры-драматизации, игры-инсценировки.

6

Психогимнастика

Курс специальных занятий (этюдов, игровых упражнений и игр), которые направлены на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольника. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, выражения эмоций, учатся выразительными движениями.

7

Фонетическая ритмика

Система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Личностно-ориентированное взаимоотношение с ребенком: есть ли оно в наших детских садах?"

Обсуждение вопроса о взаимоотношениях с ребенком. Почему воспитатели не задумываются о том, что они воспитывают человека, к которому нужно относиться с должным уважением....

Рефлексивно-ролевая игра для воспитателей "Как укрепить и сохранить здоровье детей нашего детского сада"

Рефлексивная игра относится к играм открытого типа. Рефлексивные игры представляют собой процесс социального взаимодействия, в котором роли, правила и сюжетные ходы генерируются участниками прямо по х...

Консультация для воспитателей Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду. Радостное настроение малыша в наших руках!

Принято считать, что девочки созревают для детского сада к 3-м годам, а мальчики к 4-м. Приживается ли ребенок в коллективе, во многом зависит от его настроения и предварительной подготовки.Период ада...

Рефлекторно-ролевая игра для педагогов «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым»

Здоровье зависит от многих факторов и все эти факторы немаловажны. Но у каждого человека есть своё мнение о том, какой же фактор является наиболее значимым....