Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей 3-6 лет
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Литвиненко Татьяна Валерьевна

В табличном виде представлены примерные (ориентировочные) критерии нормотипичного развития детей 3-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ

Моторное развитие

Сенсорное развитие

Умственное развитие

Игровая деятельность

Поведение

Навыки

1. Свободные координированные движения рук, при ходьбе не шаркает ногами.

2. Бросает мяч двумя руками, отталкивает и ловит его, не прижимая к груди.

3. Прыгает с высоты и в длину на 15-20 см подскакивает на месте с отрывом ног от пола.

4. По сигналу может задержать движение.

5. Заводит ключом механическую игрушку, умеет правильно держать карандаш и проводить линии.

6. Любит лазать.

7. Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии

1. Знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку.

2. Знает и подбирает «круг», «квадрат», «треугольник», умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте.

3. Правильно ориентируется  в пространстве, знает «около», «рядом», «за», узнает на ощупь предметы.

1. Знает «много», «мало», «один», считает до 5, знает времена года, времена суток.

2. Знает вопросы «Что?», «Почему?», «Зачем?»

3. Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картины.

4. Речь фразовая, грамматически оформленная

1. Появляется сюжетно-ролевая игра с 2-3 детьми.

2.Продолжительность игры от 10 до 40 минут.

3. Появляются любимые игры: любит играть со строительными материалами.

4. Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройки – «гараж», «комната», «домик».

1. Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по имени, отчеству.

2. Соблюдает элементарные правила поведения в обществе.

3. Сформированы гигиенические навыки – опрятность, умывание рук, мытье после туалета.

1. Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, но не зашнуровывает ботинки.

2. Самостоятельно кушает, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой.

3. Самостоятельно умывается и вытирается

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ

Моторное развитие

Сенсорное развитие

Умственное развитие

Игровая деятельность

Поведение

Навыки

1. Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге.

2. Хорошо координирует движения рук и ног при ходьбе.

3. Умеет ходить и бегать по кругу на носочках, взявшись за руки; без боязни прыгает с высоты.

4. Может ходить по бруску высотой 20-30 см и шириной 20 см.

5. Ударяет мяч о землю и ловит его.

6. Четко координирует движения пальцев при конструировании

7. Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные линии.

1. Знает 8 цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки.

2. Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке.

3. Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника.

1. Считает до 5, сравнивает небольшие количества.

2. Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т. д.

3. В рассказе может выделить причинно-следственные связи и отношения.

4. Речь фразовая, с хорошим произношением.

1. Увеличивается разнообразие игр, обобщается сюжетный замысел  игры.

2. Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми.

3. В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции.

4. Продолжительность игры 40-50 минут.

1. Рассуждает по поводу увиденного, делает критические замечания.

2. Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим.

3. Умеет подчинять свои желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений.

1. Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода.

2. Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнате.

3. Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ

Моторное развитие

Сенсорное развитие

Умственное развитие

Игровая деятельность

Поведение

Навыки

1. Движения приобретают легкость и изящество, энергичны и точны.

2. Увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину.

3. Размахивается при метании предмета.

4. Ловит мяч одной рукой.

5. Может ходить боком по скамейке.

6. Умеет прыгать на месте, чередуя ноги.

7. Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы

1. Тщательно, планомерно исследует предметы зрительно и осязательно.

2. Определяет и называет новые геометрические формы – «ромб», «овал».

3. Правильно называет оттенки цветов – голубой, розовый, фиолетовый, серый.

1. Считает до 10, складывает единицы, имеет понятия о делении на равные части.

2. Последовательно называет дни недели, времена года.

3. Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих предметов – понятий.

4. Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает, речь не косноязычная

1. Проявляет устойчивый интерес к игре.

2. Есть любимые игры и роли.

3. Сюжет игры приобретает наибольшую полноту, яркость и выразительность.

4. В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей.

1. Согласует свою деятельность с другими людьми.

2. Начинает сознательно выполнять правила с пониманием их назначения.

3. Не только сам выполняет правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети.

1. Все умеет делать самостоятельно – умываться, одеваться пользоваться столовыми приборами.

2. Активно поддерживает порядок и чистоту в доме и детсаде.

3. Свободно пользуется ножницами.


ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ

Моторное развитие

Сенсорное развитие

Умственное развитие

Игровая деятельность

Поведение

Навыки

1. Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в шеренге, колонне, круге.

2. Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе.

3. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, 3-колесном велосипеде.

4. Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис.

5. Хорошо умеет работать с разными материалами – бумагой, картоном, тканью.

6. Вдевает нитку в иголку. Пришивает пуговицы.

7. Может пользоваться пилой и молотком.

1. Правильно называет простые и сложные геометрические формы.

2. Правильно указывает основные различия геометрических форм.

3. При рисовании правильно использует не только цвета, но их оттенки.

1. Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание.

2. Дифференцирует количество независимо от формы, величины, обобщает методом исключения, мотивирует.

3. Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено.

4. Владеет большим запасом слов

1. Создает план игры, совершенствует ее замысел.

2. В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность.

3. Игра может продолжаться в течении нескольких дней.

4. Отдает предпочтение групповым играм.

1. Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки.

2. Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей.

3. Первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам.

1. Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки, убирает комнату, ухаживает за цветами.

2. Способен критически анализировать черты характера.

3. Мальчики умеют пользоваться молотком,  пилой, рубанком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста

Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста (1-3 года)...

Показатели нервно-психического развития детей 2-3 года жизни.

Развитие детей 2-3 года жизни по следующим линиям:понимание;активная речь;сенсорное развитие;игра и действия с предметами;движения;навыки;конструктивная деятельность;изобразительная деятельность....

Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста Показатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни

Педагогическая оценка развития детей дошкольного возрастаПоказатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни...

Показатели нервно-психического развития детей

представлены показатели нервно-психического развития детей от 2 до5 лет....

Папка передвижка " Показатели нервно -психического развития детей второго и третьего года жизни

Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей, который активно применяется в детских садах....