Мастер-класс «Экспериментирование с водой с детьми раннего возраста»
методическая разработка

Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах с водой. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Потому, что они – прирождённые исследователи, и подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?». Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_s_vodoy.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Мастер-класс

«Экспериментирование с водой с детьми раннего возраста»

                                                   

                                                                                                        Подготовила: Чуклина В.В.

г. Советский

2024 г.

Добрый день, коллеги!

Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах с водой. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Потому, что они – прирождённые исследователи, и подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?». Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы: «почему»«как»«бывает - не бывает»

Вашему вниманию предлагаю мастер – класс «Экспериментирование с водой».

Целью моего мастер – класса является повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования с водой младших дошкольников.

 Нам предстоит решить следующие задачи:

1. Познакомить педагогов со способами экспериментирования с водой для детей младшего дошкольного возраста.

2. Вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих младших дошкольников со свойствами воды.

3. Вызвать интерес педагогов к дальнейшему использованию в своей работе с детьми данного вида экспериментирования с водой.

        Познавательно-исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

 Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе экспериментирования знания детей об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла предмет из уголка экспериментирования (Беру бокс удивленно произношу «Ой, что же это такое? Кто хочет посмотреть? Подойдите). 

Как вы думаете, что это такое?

- ответы педагогов.

Нет, это мэджик - бокс или как его ещё называют волшебная коробочка, с различным набором материалов на определённую тему. Все материалы из Мэджик бокса расположены в отдельных боксах, которые ребенок может доставать и использовать по своему усмотрению. Мэджик – бокс помогает изучить и закрепить пройденный материал. Сегодня в моем Мэджик – боксе находятся материалы необходимые нам для проведения опытов с водой.

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю — это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.

Сказка «Удивительное озеро»

       Жила была рыбка. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Ей всегда было интересно, а что же творится вокруг. И отправилась она в путешествие в поисках приключений. Выйдя из озера на берег, она увидела на небе большую радугу, которая переливалась разноцветными красками и поспешила к ней.

Предлагаю вашему вниманию наш первый опыт.

Опыт №1 «Радуга»

Для проведения опыта нам понадобятся: фломастеры, емкости с водой, белые салфетки. На салфетки снизу рисуем жирные точки в ряд (цвета радуги) далее опускаем край салфетки с точками в воду и наблюдаем.

Вывод: вода по салфетке поднимается вверх и вместе с ней размытое цветное изображение радуги.

Воспитатель: Рыбка прошла дальше и увидела, что в озере плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и эти прекрасные цветы начали распускаться.

Опыт № 2«Кувшинки»

 Цель: развивать любознательность и познавательную активность детей дошкольного возраста.

Задачи:

- создать эмоционально-положительную атмосферу в коллективе детей.

- учить проводить опыты и эксперименты.

Материалы: цветная бумага, ножницы, карандаш, емкость с водой.

Ход эксперимента:

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.

Опустите разноцветные бумажные цветы на воду, налитую в емкость.

Лепестки цветов начнут «распускаться». Бумага намокает и постепенно становится тяжелее- лепестки «раскрываются».

Воспитатель: Рыбка продолжала свое путешествие и увидела своих друзей, которые предложили ей поиграть с ними в «Прятки»

Опыт № 3 «Прятки»

Взрослый показывает детям игрушку и говорит, что друзья хотят поиграть с ней в прятки: пусть малыши закроют глаза, а игрушка в это время спрячется. Дети видят игрушку, потому что вода прозрачная. В другую ёмкость с чистой водой взрослый добавляет немного муки, размешивает ее и бросает туда игрушку. Затем вместе с детьми выясняет, сто произошло. Вы не видите игрушку? Почему?

Вывод: прозрачная вода может стать мутной. В мутной воде ничего не видно.

Воспитатель: Пока Рыбка играла с друзьями подул ветер, появились тучи   и пошел дождь.  

Опыт №4 «Дождевая туча»

Наполняем стакан водой. Сверху наносим пену для бритья — это будет облако. Начинаем капать пищевой краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя медленно просачиваются сквозь облако-тучу и начинают падать на дно банки. Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. Так облако превращается в тучу. В итоге капли достигнут такого веса, что больше не могут оставаться в воздухе и начинают падать на землю - так появляется дождь.

Вывод: опытно - экспериментальная деятельность усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Китайская мудрость гласит:

«Скажи, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь.»

 Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за прекрасную работу. Творите, экспериментируйте, помогайте детям познавать этот удивительный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"(в рамках метод объединения)

Консультация для воспитателей. Как организовать игры с песком и водой....

"ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Данная работа будет хорошим пособием для начинающих воспитателей и родителе для развития мекой моторики и ознакомления с окружающим миром....

перспективный план на год по эксперементированию песком и водой с детьми раннего возраста

перпективный план на год по эксперементированию песком и с водой с детьми раннего возраста...

Организация игр с песком и водой с детьми раннего возраста

"Консультация для родителей "Организация игр с песком и водой с детьми раннего возраста"...

Мастер-класс для родителей с детьми «Игры с водой с детьми раннего возраста»

Важнейшей характеристикой и показателем развития предметной деятельности является познавательная активность  ребенка, которая появляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлен...

Конспект совместной деятельности по экспериментирование с водой с детьми раннего возраста. На Тему «Капитошка это капелька воды».

Формировать у детей представление о свойствах воды (прозрачная; текучая; одни предметы в воде тонут, а другие нет; вода может изменять свой цвет).Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деяте...