Эксперимент с водой и содой.
план-конспект занятия

Эксперимент с водой и содой.

Цель: изучить свойства пищевой соды.

Задачи: найти информацию о пищевой соде и способах её получения;

- выяснить области её применения;

исследовать свойства пищевой соды;

- проанализировать полученные результаты

- доказать, что вокруг нас можно найти много интересного и необычного, доступного для наблюдения и изучения.

 

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, безопасность, коммуникация, здоровье, труд.

Образовательные: закрепить знания детей о свойствах соды;

учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

организовать познание детей через самостоятельный поиск;

активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие: развивать познавательную активность, умения делать выводы, умозаключения, закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.

Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, аккуратности при выполнении работы.

Практические: формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.

Оборудование и материалы: Для эксперимента нам понадобится: минеральная вода,вода ,сода, пищевой краситель, чтоб посмотреть как смешиваются цвета (можно сделать бесцветным)

Ход занятия:

Организационный момент: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!

Педагог: Ребята хотите узнать, чем мы сегодня будем заниматься.

Дети: Да

Педагог: А для этого я вам предлагаю отгадать загадку. Загадка спрятана в конверте вам его надо найти. И я предлагаю вам самим ее прочитать.

1. Что за чудо порошок

2. Белый словно снег

3. Помогает он в быту и даже в медицине.

Дети в поиске конверта. Педагог дает подсказки, где может быть спрятана загадка. Найдя первый конверт, дети его читают.

ДетиСода.

Молодцы! Вы правильно отгадали мою загадку.

Педагог: Давайте узнаем, что такое сода?

Сода-гидрокарбонат натрия NaHCO3, кислая соль угольной кислоты, белый кристаллический порошок, используется в медицине и кулинарии.

Подведё м итог:

Дети:

• это белый порошок

• Без цвета и запаха, вкус солоновато-мыльный

• Хорошо растворима в воде

Педагог: Ребята, а вы знаете, где и как добывали соду? Соду извлекали из месторождений в виде минералов и добывали из содовых озер путем управления воды.

В России отсутствуют месторождения, которые пригодны для промышленной добычи соды. В России крупнейшим производителем пищевой соды является Стерлитамакский завод «Башкирская содовая компания». Именно эту соду в желто-красных пачках мы и видим на прилавках российских магазинов.

Педагог: Благодаря своим способностям хорошо растворяться в воде, а также вступать во взаимодействие с кислотами, образуя в результате реакции углекислый газ, сода находит применение :

Дети:

• при выпечки различных изделий

• в медицине для приготовления антибиотиков

• в производстве стекла

• лаков, красок

Педагог: Ну, вот ребята теперь, мы с вами знаем что такое-сода, что это белый порошок без цвета и запаха, вкус солоновато-мыльный, хорошо растворима в воде; места ее зарождения, сода находит применение.

Мотивационно - побудительный момент:

Педагог: Дети вы знаете, кто работает в лаборатории?

Дети: Ученые.

- А чем они занимаются ученые?

Дети: Проводят опыты, делают открытия и т. д.

- Хотите стать учеными?

Дети: Да

- Сегодня мы с вами превратимся в ученых, поработаем в лаборатории и попробуем сделать открытие.

- Вы знаете, как нужно вести себя в лаборатории?

Дети: Не шуметь, быть аккуратными и внимательными, и соблюдать технику безопасности.

Педагог: Ну, что я предлагаю приступить к исследованию соды.

Проблемно – поисковая деятельность:

1. Опыт «Кипящее озеро»

Нам понадобится: миска с водой, лимонная кислота, сода, 2 чайные ложки и ложка побольше для размешивания. Пусть вода в миске будет озером. Добавим в озеро немного соды и лимонной кислоты, озеро закипит.

Вывод: Вулкан, который мешают, извергается сильнее, так, как перемешивая воду в озере, мы помогаем молекулам соды и лимонной кислоты быстрее встречаться.

2. Опыт. «Надуваем шар»

Примерно 1/3 бутылки заполняем кислотой.

В воздушный шар насыпаем через воронку соду.

Надеваем на горлышко бутылки воздушные шар, и постепенно высыпаем соду из шарика в бутылку.

Вывод: пищевая сода и кислота, вступая в реакцию при их соединении, выделяют углекислый газ, который и надувают шарик.

3. Опыт «Разноцветный вулкан»

И так, для опыта нам понадобятся:

Сода пищевая 5 столовых ложек.

Кислота лимонная 5 столовых ложек. Вы можете взять любое количество, главное соблюдать соотношение 1:1.

Красители пищевые или вода, подкрашенная акварельными красками

(гуашью).

Емкости с водой, ложки, поднос.

4. Опыт. «Рисование на соде»

С помощью соды, красителя и кислоты можно создавать узоры. Это один из способов необычного рисования, который стоит попробовать.

Вариаций подобного рисования может быть много. Для начала, нужно насыпать соду в широкое блюдо и равномерно её распределить. А дальше — уже вариации.

Красители: можно развести водой и капать на соду. А можно воспользоваться сухими красителями и насыпать узором, а уже потом капать жидкость.

Кислота: Можно капать в соду кислоту, а можно посыпать соду кристаллами лимонной кислоты и капать водой.

Ну и конечно же в качестве источника жидкости можно использовать разные приспособления: пипетки, шприцы, спринцовки, брызгать из распылителя.

Итог: Все дети подходят к воспитателю.

Педагог: Ну что, ребята. Мы сегодня побывали в роли ученых. Вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали? Что вам больше всего запомнилось?

Дети: Ответы детей.

 

Педагог: А еще мы познакомились с веществом – пищевой содой. Наши опыты показали, что сода взаимодействует с различными веществами, мы увидели, что с ней происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу вручить медаль «За любознательность». Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо большое.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент с водой «Как очистить воду» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:Закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды –    прозрачностью.Познакомить детей со способами очисти воды.Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире...

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

«Вода, кому нужна вода. Опыты и эксперименты с водой»

формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого; расширять знания об основных свойствах воды....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

НООД "Вода, кому нужна воды. Опыты и эксперименты с водой"

Цели: формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого; расширять знания об основных свойствах воды....