«Русская культура и быт!»
проект

Макаренкова Вера Олеговна

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно — нравственное становление детей. Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русской старине. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.  Русская пословица гласит: «Без любви к человеку нет любви к Родине» и к этому хочется добавить слова К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому стоит серьезно задуматься над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

В русских народных пословицах сказано: «Гордись не знанием верхушек, а знанием корней», «Мало самому знать, надо и другому передать». Поэтому с детства мы начинаем знакомить детей с бытом и традициями русского народа. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой народ помогут ребёнку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и преумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_kultura_i_byt.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области (МБДОУ д/с №22)

Познавательно- исследовательский проект

на тему:

«Русская культура и быт!»

         Автор проекта:

         Макаренкова Вера Олеговна

        воспитатель первой

квалификационной категории

       

2022 год

Авторы проекта: Макаренкова В.О. - воспитатель

г. Сафоново Смоленской области

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Вид проекта: групповой.

По времени проведения: краткосрочный.

Сроки реализации: с 01.09.2022г. по 29.12.2022г.

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках одной возрастной группы.

Участники проекта: родители и дети старшей группы № 8.

Руководители: воспитатель старшей группы № 8.

Средства реализации: помощь родителей.

Актуальность: Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно — нравственное становление детей. Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русской старине. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.  Русская пословица гласит: «Без любви к человеку нет любви к Родине» и к этому хочется добавить слова К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому стоит серьезно задуматься над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

В русских народных пословицах сказано: «Гордись не знанием верхушек, а знанием корней», «Мало самому знать, надо и другому передать». Поэтому с детства мы начинаем знакомить детей с бытом и традициями русского народа. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой народ помогут ребёнку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и преумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка — это игра. Создание бытовых условий «Русская изба. Посуда» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.

Создавая атмосферу национального быта в группе, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности, приобщим к истокам народной культуры.

Цель: 1. Познакомить детей с устройством, особенностями и внутренним убранством русской избы; создать условия для формирования у дошкольников образных представлений об организации, мудрости устроения человеком внутреннего пространства избы. Знакомить особенностями в крестьянском жилище.

2. Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре; воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

3. Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств.

Гипотеза: Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в том, как люди вели домашнее хозяйство, украшали жилье, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

 Задачи проекта:

- конкретизировать первоначальные представления о традиционной русской посуде (миска, ложка, горшок, самовар); домашней утвари (ухват, глечек) и их назначении;

- стимулировать проявление положительных эмоций при обыгрывании потешек.

- способствовать отражению полученных впечатлений в речевой, игровой, коммуникативной деятельности.

Планируемый результат: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к видам прикладного искусства (изготовление посуды, различных игрушек)

Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве; познакомятся со старинными предметами домашнего обихода; обогатится словарный запас названиями предметов русского быта; дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, поймут и примут народные обычаи, традиции, игры.

Вместе с родителями будет изготовлена декоративная тарелочка (фоторамка).

Основные направления реализации проекта:

 Виды деятельности: Чтение художественной литературы. Игровая деятельность. Работа с родителями. Продуктивная деятельность.

I этап. Подготовительный этап: 

Сбор информации, литературы, интернет ресурсы. 

Информирование родителей о реализации данного проекта. 

Сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательному образовательному процессу в ДОУ. 

Экскурсия в библиотеку.

Оформление наглядного материала для родителей.

Консультации для родителей:

«Как люди на Руси жили?»

Подбор наглядного материала и оборудования по теме: «Русская кухня. Посуда».

Подбор методической, справочной, художественной литературы, стихов, песен, потешек,  загадкок.

Подбор подвижных, дидактических, пальчиковых игр.

Беседы с детьми о русском народном прикладном искусстве.

II этап.  Реализация проекта:

Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.

Организация предметно – развивающей среды. Мини выставка предметов старинной посуды русской избы в группе.

Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;

Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей)

«В гостях у бабушки Арины»

Цель: Знакомство с устройством русской избы, с русским национальным костюмом, с русским фольклором (потешки, загадки, заклички), с русской национальной кухней, посудой, утварью, с русской народной игрушкой.

Планирование работы.

Речевое развитие.

Познакомить детей с предметами быта, интерьером, одеждой наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать культуру речевого общения. Знакомство с пословицами и поговорками: 

«Без печи хата – не хата».

 «Когда в печи жарко – тогда и варко».

 «Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Знакомство с художественной литературой. Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки

НОД

1. Тема: «Русская изба. Посуда»

Цель: познакомить с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта: печь, посуда, предметы кухонного обихода; воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами: ухват, чугунок, горшок, ковш, глечек;

расширять и активизировать словарь детей по теме; развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.

2. Тема: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу»

Цель: знакомство детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте, загадками о предметах крестьянского труда и быта;

 формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки;

воспитание у детей уважения к национальным обычаям, сознания того, что они являются носителями русской народной культуры.

Досуг: загадки о предметах быта.

Беседы:

«Русский народное творчество»

«Гости в горнице»

«Русская изба»

«Русская национальная кухня»

 

Познавательное развитие

Цель: Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине

Рассматривание альбома «Старинные предметы домашнего быта»

Беседы:

- о русской печи (Почему печь занимала так много места? А для чего она нужна?

Каким цветом была печь? О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно?);

- «Утварь деревенского дома»

-о традициях русского чаепития;

-о деревянных ложках.

Беседы с детьми по теме проекта: «Что такое русская изба?» «Русские народные игры для детей»

Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

НОД «Русская изба».

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи. Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик. Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям. Вызвать желание лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок).

НОД «Русская кухонная утварь» с презентацией.

Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта, кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;

обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

«В гостях у русской избы»

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Чтение художественной литературы

Цель: Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. Развивать способность слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказками и сказке А.С. Пушкина, К.И. Чуковский: «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем сыне князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Федорино горе»

Чтение стихотворений: А. Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я», Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»

 Чтение шуток-прибауток:

Собака на кухне
Пироги печет,

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,

Коза-хлопота

День-деньской занята.

Ладушки-ладушки,

Испекла нам бабушка

Сладкие оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Всем дала.


Ай, качи-качи-качи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу с жару из печи,

Все румяны горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам остались ба-ра-а-а-ночки!


Социально – личностное развитие.

Цель: Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.

Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей» «Дом в деревне», «В гости к бабушке и дедушке», «Крестьянская семья», «Встречаем гостей», «Горница»

Цель: закреплять названия и применение бытовых предметов в русской избе; прививать традиции русского гостеприимства.

Дидактическая игра «Предметное лото. Предметы быта русского народа»

Цель: закреплять знания детей предметов быта русского народа, развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к родному краю.

Дидактическая игра "В русской избе"

Цель: Приобщать детей к истории нашего народа, закреплять знания о том, как он жил и обустраивал свой быт.

Игры — драматизации: «Три медведя».

Развлечение «В гостях у бабушки Арины».

Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, коромысло, ухват и т.д.) Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугунок, и т.д.) м

Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Участие в итоговом мероприятии: развлечение «В гостях у бабушки Арины».

Отгадывание загадок про посуду.

Подвижные игры: русская народная игра «Золотые ворота», «Заплетись плетень», «Огуречик», «Горшки».

Дидактические игры: «Что лишнее в избе?», «Собери посуду», «Построй печь», «Составь узор», «Выложи деревянные ложки от большой к маленькой».

Труд

Цель: Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению посуды.

Ручной труд:

Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек».

Изготовление посуды из папье-маше.

Ручной труд: Создание фоторамки «Тарелочка»

Цель: развитие образного восприятия; умение совместно работать в паре с родителем.

Безопасность

Цель: Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Беседы: «Огонь-друг, огонь-враг», «Колющие и режущие предметы»

 

Художественно – эстетическое развитие

Музыкальная деятельность: слушание народных песен (аудиозапись). Пение знакомых русских народных песен.

Развивать продуктивную деятельность детей, закрепить методы и приемы лепки из теста, аппликации из бумаги, росписи объемных изделий по дымковским, гжельским, городецким мотивам.  Воспитывать интерес к народному творчеству.

НОД «Глиняная посуда»

Цель: Познакомить детей с процессом изготовления глиняной посуды; Развивать познавательный интерес к истории своего народа; развивать художественно-творческие способности детей.

Лепка: «Посуда», «Дымковские игрушки из глины»

Рисование: Роспись дымковских игрушек, матрешек, гжельской посуды, городецких подносов.

Аппликация: «Русская матрешка»

Рисование «Пир на весь мир»

Лепка «Чайная посуда»

«Музыка»: Приобщить детей к музыкальному искусству, умению обыгрывать песни, в игре на ложках.

Разучивание частушек.

Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.

Хороводная игра. «Вышел Ваня погулять».

Оркестр «Игра на ложках».

III этап. Заключительный.

1. Диагностика полученных знаний детей о русской избе.

2. Анализ полученных данных.

3. Презентация «Русская кухонная утварь»,

4. Итоговое мероприятие: развлечение «В гостях у бабушки Арины»

5. Систематизация материалов;

6. Оформление фотоальбома на тему; «Русская изба. Посуда»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Изготовление фоторамок «Тарелочка»

Книжный центр:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок», «Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем сыне князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Федорино горе»

Музыкальный уголок:

деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

Центр продуктивной деятельности:

Материалы для рисования, лепки, художественного труда.

Взаимодействие с семьей:

Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».

Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Изготовление тарелочек

Сбор предметов для музея «Русская изба».

Результат проекта

1.Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.

2.Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

3.Изготовлены фоторамки «Тарелочка» (коллективная работа).

4. Развлечение «В гостях у бабушки Арины»

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Подготовить презентации для детей и взрослых.

Используемая литература:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. М. Мозайка- синтез 2010

О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

Использование знаний русской культуры и традиций русского народа в ООД и режимных моментах.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. ...

Проект для детей старшей группы "Русская изба" (по ознакомлению детей с русской культурой)

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувств...

Рабочая программа по ознакомлению детей с русской культурой "Русские узоры"

Рабочая программа "Русские узоры" напрвлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русской культурой,  жизнью, бытом и творчеством русского народа. Программа ориентирован...

Викторина «Знатоки русской культуры» для средней группы совместно с родителями «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Цель: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями ку...

Районный семинар - практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры"

21 апреля в детском саду "Веснушки" проходил районный семинар-практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской ку...