Сенсорное развитие в раннем возрасте
статья (младшая группа)

Сенсорное восприятие – это «фундамент», на котором строится представление о свойствах предметов и явлениях окружающего мира.  Иными словами, от того, насколько хорошо ребёнок видит, слышит и чувствует на ощупь окружающее пространство, зависит успех его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx364.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие – что это и как развивается?

сенсорное развитие детей раннего возраста

Понимание, что такое сенсорика, позволит не пропустить наиболее благоприятный период для развития и поможет правильно организовать дома самостоятельные занятия.

Сенсорное восприятие – это «фундамент», на котором строится представление о свойствах предметов и явлениях окружающего мира. Иными словами, от того, насколько хорошо ребёнок видит, слышит и чувствует на ощупь окружающее пространство, зависит успех его развития.

Основные задачи сенсорики таковы:

  • дать больше сенсорных впечатлений;
  • научить действиям для анализа и уточнения сенсорной информации;
  • помочь осознанно воспринимать сенсорные ощущения и использовать в жизни информацию о свойствах предметов и явлений;
  • развивать чувство эстетики.

Ряд научных исследований, проведённых с разновозрастными детьми, доказывает, что развитие сенсорного восприятия напрямую влияет на формирование интеллекта, помогает без лишнего стресса адаптироваться к разным обстоятельствам и лучше владеть телом, а также даёт больше уверенности для взаимодействия с окружающим миром.

сенсорное развитие детей 6-7 лет

В этом случае органы чувств являются основными источниками информации о том, что окружает детей. Отметим, что сенсорные ощущения делятся на два типа:

  • чистые, поступившие из одного источника восприятия. Например, изображение воспринимается только зрением, а звуки – через слух.
  • смешанные, для восприятия которых используются несколько источников одновременно. Так просмотр мультфильма задействует и зрение, и слух.

Знакомьте ребёнка со всем многообразием сенсорных ощущений, однако помните, что они не одинаковы по своей значимости. Основной объём информации человек обрабатывает с помощью зрения. Глазами мы воспринимаем внешние признаки предметов и явлений, расстояние, на котором они расположены друг от друга, их местонахождение в пространстве. Благодаря зрению можно прочитать текст, посмотреть фильм, видеть артикуляцию говорящего, его мимику и жесты.

Не менее важным является и слух. Звуки информируют нас об их источнике и направлении, дают возможность слышать речь и общаться с другими людьми, слушать музыку. Потеряв возможность слышать или видеть, человек становится инвалидом без возможности вести полноценную жизнь.

Осязание, обоняние и вкус не относятся к доминантным ощущениям. Они снабжают сведениями об окружающем мире, дополняя информацию, полученную с помощью слуха и зрения. Утеря одного из этих трёх органов чувств не мешает жизни, хотя значительно ухудшает её качество.

Сенсорное развитие и речь

сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Появление речи и её развитие – сложный процесс, который зависит от множества факторов. Для запуска говорения необходимо, чтобы определённые органы и системы организма достигли уровня зрелости (головной мозг, слух, речедвигательный аппарат). К не менее важному условию относится речевое окружение или речевая развивающая среда, в которой находится ребёнок. Именно там лучше всего проявляется потребность использовать речь как основной инструмент для общения с окружающими.

Большую роль в формировании речи играет восприятие и язык. В раннем возрасте эта связь особенно тесная, но к 6-7 летнему возрасту она становится менее выраженной. У самых маленьких мир, наполненный множеством самых разных предметов, вызывает наибольший интерес. Ребёнок впитывает как губка первые представления из окружающей среды, а слово как раз помогает закрепить сенсорные ощущения.

От развития сенсорики напрямую зависит, насколько хорошо будет формироваться речь. Поэтому важно уделять большое внимание полноценной сенсорной среде, стимулирующей говорение. Что это значит? Прежде всего, необходимо создать больше самых разных сенсорных впечатлений и обучать малыша целенаправленным действиям с предметами (осматривать, ощупывать, пробовать «на зуб», слушать, какие предмет издает звуки, стучать им и т. д.).

Сенсорные эталоны

сенсорное развитие

Любого ребёнка можно научить осознанному восприятию сенсорики. При этом важно, чтобы малыш запоминал и дифференцировал информацию о свойствах предметов и умел на практике применять эти знания. Помогут в этом специальные ориентиры, с которыми дети сравнивают то, что воспринимают. По-другому они называются сенсорными эталонами.

Таким термином называют образцы внешних признаков предметов. Их можно назвать своеобразной «шпаргалкой», в которую ребёнок подглядывает, чтобы сравнить и сопоставить свои сенсорные ощущения.

Какие бывают сенсорные эталоны?

  • Эталон цвета
    Семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
  • Эталон формы
    Разнообразные геометрические фигуры.
  • Эталон величины
    Любая метрическая система: от определения величины предмета на глаз до сравнения одной вещи с другой.
  • Эталон слуха
    Звучание, которое измеряется в децибелах, слова родного языка (твёрдые и мягкие), музыкальные ноты и т. д.
  • Эталон вкуса
    Четыре основных вкуса (кислое, сладкое, солёное, горькое) и их сочетания.
  • Эталон обоняния
    Деление запахов на сладкие и горькие, свежие, лёгкие и тяжёлые и т.п..

Формирование таких эталонов лежит в основе сенсорного воспитания. Работа с ними проходит в три основных этапа:

  1. 0-2 года
    В это время формируются предэталоны. Малыш воспринимает только отдельные свойства предметов, которые наиболее существенны (форма, звук).
  2. 2-5 лет
    Дети знакомятся с общепринятыми эталонами и способами их использования.
  3. от 5 лет и старше.
    Ребёнок усваивает общепринятую систему эталонов (цвет, форма, звучание, величина и т.д.). В этот период свойства предмета приобретают основное значение независимо от конкретной вещи.

Сенсорные эталоны можно назвать самым важным инструментом, который дети могут использовать для систематизации и обобщения своего сенсорного опыта.

В каком возрасте начинать

сенсорное развитие детей

Сенсорное развитие детей начинается с 2-3 месячного возраста. Как только ребёнок адаптируется к внешнему миру и начинает воспринимать окружающие предметы и явления, запускается процесс познания. Малыш с удовольствием и интересом разглядывает яркие игрушки, пытается рассмотреть предметы и людей. В столь раннем возрасте еще рано говорить о полноценном сенсорном воспитании. Скорее, в младенчестве происходит подготовительный этап для освоения движений. У ребёнка появляются нецеленаправленные движения руками. При контакте с предметами малыш пытается притянуть его или ощупать. В это же время ребёнок знакомится с объективными свойствами вещей: весом, звуками, расположением предмета в пространстве и т. д. Малыш невероятно любопытен и пытлив, ему интересно всё, и каждая мелкая деталь имеет значение.

Приблизительно к 6-8 месяцам ребёнок учится ползать. Как только он начинает перемещаться в пространстве, расширяется и зона его восприятия. Нет такого места в доме, куда бы малыш не заглянул. Этот период невероятно важен в жизни ребёнка, поэтому старайтесь не ограничивать малыша в его исследовательских порывах, а напротив, поддерживать стремление изучить всё вокруг (конечно, если это не электрическая розетка или острые и опасные предметы).

В первый год жизни малыша основной задачей родителей является создание для ребёнка разнообразия внешних впечатлений, которые будут развивать интерес к свойствам предметов. Основной вид воспитания в это время – сенсорное. Достаточное количество ощущений положительно сказывается на эмоциональном и даже физическом развитии, тогда как «сенсорный голод» ведёт к задержкам психики и речи.

Этапы сенсорного развития

Сенсорное развитие делится на этапы, которые зависят от возраста ребёнка. Проводя занятия на восприятие сенсорики, важно учитывать следующие особенности:

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста (с 1 года до 3 лет)

сенсорное развитие детей 2-3 лет

По сравнению с младенцами сенсорное воспитание усложняется. Хотя дети ещё не способны усвоить сенсорные эталоны, происходит постепенное накопление знаний о свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Главной задачей родителей и педагогов на этом этапе – познакомить ребёнка со всеми основными разновидностями свойств объектов.

Не нужно заставлять малыша учить наизусть, что больше, а что меньше. Достаточно просто употреблять названия форм и цветов во время сенсорных игр и научить ребёнка учитывать свойства предметов, взаимодействуя с ними.

В раннем дошкольном возрасте нужно проводить специальные занятия, направленные на сенсорное развитие детей, которые помогут накопить разнообразный опыт. На следующих этапах этот багаж знаний уже осознаётся, и тогда ребёнок сможет применять его в разных ситуациях.В дальнейшем система (уточнение-закрепление-расширение) прорабатывается во время занятий и при разных жизненных обстоятельствах вплоть до младшего школьного возраста.

Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста

сенсорное развитие детей 4-5 лет

Особенность этого периода в том, что деятельность детей 4-5 лет основывается на экспериментировании. У пятилеток зрительное восприятие становится главным для изучения окружающего мира. С помощью зрения дети могут качественно определять свойства предметов и взаимосвязь между ними.

Основным двигателем сенсорного развития в этот период является новый социальный опыт. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок имел возможность как можно больше общаться с детьми разных возрастов. Именно сейчас малыши учатся дружить, пытаются отстаивать свои интересы и устанавливают границы.

В 4-5 летнем возрасте преобладают ролевые игры. Дети «примеряют» на себя различные роли и исполняют их. Совершенствуется пространственное восприятие и усваиваются понятия ниже-выше, ближе-дальше, шире-уже, снаружи-внутри. Развиваются навыки конструирования и становится более совершенной моторика.

Уделите особое внимание формированию сенсорных эталонов и научите ребёнка применять их на практике.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста

сенсорное развитие детей дошкольного возраста

В 6-7 лет у детей формируются представления о величине и пространственных отношениях между предметами. Ребёнок может обозначать расположение предметов относительно друг друга: за, перед, слева, справа, сверху, снизу. Именно поэтому так важно развивать глазомер, который позволит определить ширину, высоту, форму и объём объекта. Развитие этих способностей тесно связано с продуктивными видами деятельности (умением воспринимать и воспроизводить особенности любой вещи).

На таком этапе развития дети становятся более внимательными, хотя по-прежнему способны усваивать информацию поверхностно. В этом возрасте происходит скачок в развитии всех сфер: совершенствуется психофизиологическая функция, повышается избирательность восприятия. Также происходит полный переход от предметных образов к сенсорным эталонам, улучшается восприятие социальных объектов. К 6-7 годам у ребёнка уже хорошо развиты пространственные представления. Главной задачей в этом возрасте является формирование умения самостоятельно определять признаки предметов в любой деятельности. От того, насколько хорошо развита сенсорика, зависит готовность ребёнка к школе и успех дальнейшего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Родительское собрание в первой группе раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Родительское собрание в первой  группе раннего возраста  «Сенсорное развитие детей раннего возраста»...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...