80 лет со дня освобождения Ленинграда от фашистской Блокады
проект (старшая группа)

Широкова Виктория Дмитриевна

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

   27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в Блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о Блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время Блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_blokada_leningrada.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 67 Московского района г. Санкт-Петербурга

Краткосрочный проект

«80 лет со дня освобождения Ленинграда

От фашистской Блокады»

Воспитатель:

Широкова Виктория Дмитриевна

Санкт-Петербург

2024 год

Актуальность.

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

   27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в Блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о Блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.

Цель: познакомить детей с героической историей Ленинграда в годы Блокады.

Задачи:

дать детям знания о жизни Блокадного города,

- формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны,

- пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги,

- вызвать интерес к истории своей страны,

- приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.

- способствовать развитию познавательной активности, речи, расширять и активизировать словарь детей: Блокада, эвакуация, “Дорога жизни”, ветеран, монумент, мемориал, …и т.п.,

- развивать интерес детей к отображению в творческих работах своих впечатлений по проекту.

- познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда,

- воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за свой город.

Тип проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной  групп, воспитатели,  родители.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие физическое развитие.

Предполагаемый результат.

- Понимание детьми подвига, совершённого жителями Блокадного города.

- Умение рассказывать о Блокаде Ленинграда.

- Повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве.

- Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.

- Пополнение методической “копилки” тематическими конспектами занятий с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

 

Этапы:

I. Подготовительный (организационный) этап.

Воспитатели:

- разработка содержания проекта, составление плана работы;

- подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи песен и музыки военных лет);

- оснащение игровой среды атрибутами к сюжетно-ролевой игре на военную тематику;

- подбор материалов для занятий.

Родители и дети:

- предложить родителям вместе с детьми маршрут выходного дня: в день снятия Блокады – 27 января:

  • Мемориальный комплекс «Дорога Жизни», Всеволожский район, ст. Ладожское озеро, поселок Дубровка, ул. Ленинградская, д. 3.
  • Музей хлеба, Площадь Ленина, ул. Михайлова 2,
  • Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого. Филиал «Музей «Дорога жизни».
  • Музей заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», Ленинградская область, Кировский м.р-н, г.п. Кировское, тер. Шоссе Кола, км. 41, д.2. Выставочный зал музея: г. Кировск, ул. Пионерская, д.1
  • Музейно-мемориальный комплекс «Дорога жизни». Музей «Кобона: Дорога жизни». Адрес: Ленинградская область, Кировский район, деревня Кобона, ул., Староладожский канал, 2-я линия, д. 2.
  • Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Адрес: Соляной переулок д. 9, С-Пб.
  • Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Монумент героическим защитникам Ленинграда. Адрес: Площадь Победы, Станция метро Московская,

С-Пб.

  • Музейоно-Мемориальный комплекс «Дорога Жизни». Музей «Дом авиаторов» Адрес: Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 40.
  • Пискаревское мемориальное кладбище. Адрес: проспект Непокоренных, д. 72,

С-Пб

  • Центральный музей железнодорожного транспорта. Центр гражданско-патриотического воспитания «Знаменосцы Победы». Адрес: ул. Садовая, д. 55,

С-Пб

  • Военно-медицинский музей. Экспозиция «Музей блокадной медицины» Адрес: ул. Введенского канала, д. 6, Станция метро Пушкинская, С-Пб.

Воспитатели и родители:

- Выполнение поделок о Блокаде

- Разучивание стихов, слов песни и сценки

II. Основной (деятельный) этап.

Воспитатель и дети:

1) Познавательное развитие.

1) Совместная и самостоятельная деятельность:

- просмотр иллюстраций, открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни в блокадном Ленинграде;

- рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ;

- рассматривание детской художественной литературы: Крестинский А.А. “Мальчики из блокады (Рассказы и повесть)”; Еремеев А.И. “В осажденном городе”; Миксон И.Л. “Жила-была” (повесть о Тане Савичевой); Н. Ходза “Дорога жизни” Н. Алексеевой "Дети Ленинграда»;

- рассматривание иллюстраций “Дорога жизни”, “Пискарёвское мемориальное кладбище”, “Дорога жизни”, “Разорванное кольцо блокады” на фоне прослушивание песен и музыки военных лет;

- проведение беседы об истории города на тему “Блокада Ленинграда”, “Трудности осажденного города”, “Дети Ленинграда”;

2) Презентация “Снятие Блокады Ленинграда».

Задачи:

- знакомство с прошлым города Санкт-Петербурга, обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города — Блокаде;

- приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений;

- пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги;

- пробуждать нравственные качества личности;

- способствовать развитию памяти, логического мышления.

Презентация “Дорога Жизни”.

Задачи:

- расширить представление детей о блокадном городе. Познакомить с понятием “Дорога жизни”;

- воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению, проникнуться героизмом людей, работавших на "Дороге жизни" и обеспечивающих её безопасность.

2. Речевое развитие.

Разучивание стихов и песен о Блокаде.

Задачи:

- учить детей выразительному рассказыванию

- учить отвечать на вопросы воспитателя, используя разные виды предложений;

- развивать внимание, память, воображение.

Задачи:

- воспитание у учащихся чувств уважения к ветеранам, прошедшим войну и людям, пережившим Блокаду, восхищение их подвигами.

Совместная и самостоятельная деятельность:

Чтение художественной литературы.

Чтение и разучивание стихотворений Ю. Шмидта “Вечный огонь”. “Пусть летят столетья, пусть летят года”, “Наш город назывался Ленинградом».

Н. Ходза “Дорога жизни”, Л. Кассиля “Главное войско”, В. Карасевой “Маленькие ленинградцы” С.Баруздин “Шел по улице солдат”; С.Могилевская “Сказка о громком барабане”; Чтение хроники о блокаде В.К.Дмитриева “Была война, была Блокада”; Н.Алексеевой "Дети Ленинграда" чтения стихотворений из сборника “о Блокаде”.

Пословицы и поговорки о героизме, славе, смелости: “Герой - за Родину горой”.

Художественно-эстетическое развитие

Совместная и самостоятельная деятельность:

Аппликация:

“Вечный огонь”.

Задачи:

- развивать у детей технику «обрывная аппликация»;

- развивать воображение, творчество детей;

- воспитывать чувство патриотизма, чувство благодарности и гордости;

- прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду: Э.Хиль “Медаль за оборону Ленинграда”, “Баллада о ледовой трассе”; В.Толкунова “Дети Ленинграда”; звучание метронома; Д. Шостакович “Ленинградская симфония”; Н.П.Бобковой “Мой город- герой”; Л.Шербенг,П. Крауберг “Эх, Ладога”; пьеса П.И.Чайковского «Времена года Июнь».

Рисование.

Тема “Полуторка”.

Задачи:

- учить применять полученные ранее умения и навыки в рисовании людей, военной техники, зданий;

- учить детей отражать в своем рисунке городскую улицу, продумывать расположение объектов на ближнем и дальнем плане, соединяя их в единую тематическую композицию;

- развивать воображение, творчество;

- уточнить знание детей о Блокаде Ленинграда;

- воспитывать чувство патриотизма.

Физическое развитие

- Игровое упражнение “Мы солдаты”.

Задачи: Совершенствовать умение детей выполнять построение в колонну по двое, по трое, равнение в затылок. Учить выполнять размыкание в колонне на вытянутые руки вперед, повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

- Подвижные игры: “Перейди на другой берег”. Задачи: развивать основные движения – бег с препятствиями; развитие физических качеств – быстроты, ловкости.

- Военная эстафета “Разведчики и моряки”.

Задачи: упражнять в беге наперегонки; закреплять знания о военных профессиях (разведчик, моряк); активизировать в речи названия военной атрибутики “Снайперы” Социально-коммуникативное развитие.

Исполнение детьми ролей в сценке  «Дети Блокадного Ленинграда».

III. Заключительный этап.

Воспитатели – родители – дети:

1. Выставка детских рисунков на тему “Блокада Ленинграда”;

2. Выставка работ, сделанных совместно с родителями «80 лет со дня освобождения Ленинграда от фашистской Блокады.

3. Открытое мероприятие, посвящённое Дню снятия Блокады.

Вывод:

  1. Дети проявили большой интерес к данной теме.
  2. У детей расширился словарный запас.
  3.  Дети получили много новых знаний про Блокаду Ленинграда.
  4. Также у детей в течение всего проекта развивалось чувство патриотизма и гордости за своих предков.

Таким образом можно сказать, проект благотворно повлиял на нравственное и патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект- беседа к дню полного освобождения Ленинграда из фашистской блокады.

Беседа, посвященная героической обороне Ленинграда, составлена с учетом возрастных особенностей детей старшей группы....

Тематическое занятие, посвящённое 70-тилетию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: - формировать патриотические чувства у детей; - уточнить, расширить и обобщить знания детей о ВОВ; - развивать речь, мышление детей; - воспитывать уважение к воинам-освобод...

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

27 января-день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Уважаемые коллеги и гости сайта, предлагаю вашему вниманию презентацию к досугу для старших и подготовительных групп в ДОУ....

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Совместная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста посвященная "Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (с использованием ИКТ)...

"Никогда не забудем". Методическая разработка проектной деятельности с детьми, посвященной Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января)

Все дальше и дальше уходят от нас тяжелые дни страшной войны. И все труднее и труднее рассказать нашим маленьким детям о том, что это была за война. Но нам, ленинградцам, петербуржцам, никогда нельзя ...