Программа по сенсорному развитию для детей 3-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Войлокова Ирина Николаевна

Развитие мелкой моторики у детей. Короткие занятия с переодичностью, помогают развить  речь, память, мышление, воображение, логику, последовательность действий, моторику, ориентировку на листе бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по сенсорному развитию83.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты –мансийский автономный округ – Югра

Сургутский р-он д. Сайгатина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белоснежка»

филиал детский сад «Светлячок»

Принято                                                                           Утверждаю

Педагогическим советом                                                Заведующий МБДОУ

Протокол №                                                                      детский сад «Белоснежка» От «___»________2023г.                                                 __________Н.Ю.Глотова    

                                                                                           Приказ №_____________      

                                                                                           От «___»__________2023г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию детей «Умные ладошки»»

Направленность: художественная

Возраст детей: 3-5 лет

Срок реализации: 8 месяцев

Разработчик программы:

Воспитатель

 Войлокова Ирина Николаевна

д.Сайгатина

2023г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Паспорт программы………………………………………………………..стр. 3

2.Пояснительная записка…………………………………………………….стр.5

3. Содержание программы ....………………………………………………..стр.9

4. Календарно- тематическое планирование …...………………………….стр.9

5. Планируемые результаты...........…………………….…………………..стр.17

6.Календарный учебный график……………………………………………стр.18

7.Условия реализации программы............………………………………...стр. 21

8.Формы аттестации...................................................……………………....стр.22

9.Оценочные материалы............…………………………………………….стр.22

10. Методические материалы.........................................................................стр.23

1. Паспорт программы

Название

Программы

Программа дополнительного образования  «Умные ладошки»»

Направленность, классификация

Программы

Художественная, общеразвивающая

Срок реализации программы

8 месецев-64 часа

Ф.И.Опедагога,

реализующегодополнительную общеразвивающую программу

Войлокова Ирина Николаевна

Территория

ХМАО-Югра, Сургутский район, д. Сайгатина

Юридический адрес учреждения

628452, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, д.Сайгатина , ул Центральная д.25

Контакты

Телефон: 8 (3462) 555-415

Возраст обучающихся

 3-5 лет

Цель и задачи программы

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей среднего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

 Задачи программы:  

Создание условий для развития мелкой моторики;

- Формирование графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и обводку трафаретов;

-  Способствовать развитию ориентировке в пространстве и психических процессов (логического мышления, внимания,¬ памяти);  

Расширять знания и представления об окружающем мире;

-  Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами);

-  Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы .

- Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

-  Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

 

Документы, послужившие основанием для разработки проекта

  • - Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации».
  • - Конвенция о правах ребенка.
  • - Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • - Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015 г.).
  • - Постановление от 38.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • - Постановление от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.4.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» 
  • - «Требования к дополнительным общеобразовательным программам» БезуевскаяВ.А.,Ткачева Л.Н.,Шалунова М.Г. Издательский центр СурГУ 2022.

Образовательные форматы

     Очное – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога;

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.

Программа рассчитана на 8 месяцев

Режим занятий:2 раза в неделю по 30 минут

Формы контроля: самостоятельная работа, наблюдение, индивидуальный опрос, результаты конкурсов, личные достижения учащегося.

Требования к условиям организации образовательного процесса

 Аудитория со столами и стульями.

  Принтер-сканер-ксерокс.

Интерактивная доска или проектор и экран.

Ожидаемые

результаты освоения программы

Ожидаемые результаты:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

 3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

К концу учебного года ребенок будет уметь:

 Ориентироваться в пространстве

. Выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.

 Будет стремиться: Быстро и успешно справляться с заданиями, требующих координированных движений рук;

 Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

. Будут развиты: графические навыки.

 Аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к своему и чужому труду.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Техническое обеспечение

Средства обучения: теоретический кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, фасоль, горох, природный материал:  различные виды  шишки ; клей, ножницы, различные виды бумаги.

Количество учащихся по программе

в одной группе 5человек

2. Пояснительная записка

1. Название программы: Программа дополнительного образования «Умные ладошки»

2. Направленность: художественная направленность.

3. Вид деятельности образовательной программы: ручной труд

4. Пояснительная записка

 Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Чтобы научить малыша правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать, совершенствовать мелкую моторику кисти и пальцев рук. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.

Данная программа предлагает несколько направлений работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребенка к письму. Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов, созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, созданию психологического комфорта.

Программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению.

 Программа по развитию мелкой моторики направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мышления, воображения, усидчивости; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук.

 Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

5.  Актуальность

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

 Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

6. Новизна

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

7. Адресат программы: дошкольный возраст 3-5 лет

Возрастные особенности развития детей  3-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются: Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

    Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

  Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

  Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

  Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

  Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

   Развитие общей моторики и мелкой моторики рук усложняется. К пяти годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Мелкая моторика рук в среднем дошкольном возрасте хорошо развивается за счет обучения складыванию бумаги в несколько раз (доступны элементы оригами), нанизывания бусин на толстую леску или проволоку, лепки из глины и пластилина. Закрепляются навыки самообслуживания.

Особенности возраста:

 Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

• Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре). •Повышенная познавательная активность.

• Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.

• Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

 • Усложнение сюжетно - ролевой игры.

 •Появление осознанности собственных действий.

8. Объем и сроки освоения программы:

Период реализации программы дополнительного образования  «Умные ладошки»: 01.10.2023- 31.05.2024  учебный год

Нормативный срок освоения программы –8 месяцев

Общее количество учебных часов на период с 01 октября  2022 по 31 мая 2023года: 3-5 лет – 64 часа.

9.  Форма обучения: очная, групповые занятия.

10. Особенности организации образовательного процесса:

Категория состояния здоровья воспитанников: воспитанники из групп общеразвивающей направленности.

Число часов работы педагогического работника, предусмотренное на индивидуальное сопровождение детей   - нет

Число часов сопровождения группы дополнительным педагогическим работником одновременно с педагогическим работником-нет

Ожидаемое минимальное и максимальное число детей обучающихся в одной группе минимальное- 1 группа (2 человека), максимальное – 10человек.

10. Режим занятий

 Занятия проводятся 2  раза в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в год. Продолжительность занятия 25 минут (организованная деятельность (далее ОД), 5 минут самостоятельная игровая деятельность (далее ИД).

11. Планируемые результаты освоения Программы Целевые ориентиры.

 Ожидаемые результаты:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

 3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

К концу учебного года ребенок будет уметь:

Ориентироваться в пространстве

. Выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.

 Будет стремиться: Быстро и успешно справляться с заданиями, требующих координированных движений рук;

 Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

. Будут развиты: Графические навыки.

 Аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к своему и чужому труду.

12. Место реализации дополнительной общеразвивающей программы: МБДОУ детский сад «Светлячок», д.25 ул.Центральня, д. Сайгатина, Сургутский район ,Тюменская область.

13. Аннотация 

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста по сенсорному развитию детей 3-5 лет  «Умные ладошки». В программе содержится материал для организации дополнительного образования с детьми МБДОУ д/с «Белоснежка» филиал детский сад «Светлячок». Реализация программы осуществляется за рамками основной образовательной программы на платной основе в форме кружковой работы.

В системе воспитания детей дошкольного возраста большое место должно быть отведено художественно эстетическому развитию. Оно лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством эстетического развития у ребенка происходит формирование любви к природе. Умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

  1. Содержание программы

Учебный план

п./п

Название раздела темы

              Количество часов

Формы контроля

1.

Осень

16

Выставки рабочих тетрадей , готовых работ

2.

Зима

24

Выставки рабочих тетрадей , готовых работ

3.

Весна

23

Выставки рабочих тетрадей , готовых работ

4.

Контрольные и итоговые занятия

1

Итоговое занятие

Итого часов

64

  1. Календарно- тематическое планирование

Плановые сроки прохождения

Программные задачи

Содержание

Всего

Октябрь

1 неделя

1занятие

03.10.2023

Развивать мелкую моторику пальцев Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии.

Пальчиковая гимнастика «Осень». Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков). Фигурки из палочек «Осеннее дерево». Игровое упражнение «Листопад»

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

1 неделя

2 занятие

05.10.2023

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу». Массаж пальчиков грецким орехом. Фигурки из палочек «Грибок». Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

3занятие

10.10.2023

Развивать ручную умелость и мелкую моторику, формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Массаж специальным мячиком «Колючий еж». «Кленовый лист» (оригами) Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

4занятие

12.10.2023

Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

Массаж каштанами. Игра «Осенние листья». Фигурки из счетных палочек «Солнышко». Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3 неделя

5 занятие

17.10.2023

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки.

Пальчиковая гимнастика: «Дружба». «Встали пальчики». Фигурки из палочек «Качели» Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3  неделя

6 занятие

19.10.2023

Развивать мелкую моторику пальцев Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии

Пальчиковая гимнастика: «Есть у каждого свой дом». Массаж прищепками. Фигурки из счетных палочек «Ежик». Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4  неделя

7 занятие

24.10.2023

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами.

Пальчиковая гимнастика: «Заборчик». Массаж еловыми шишками. «Грибок» (оригами) Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4  неделя

8 занятие

26.10.2023

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

Ноябрь

1 неделя

9 занятие

02.11.2023

Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

Пальчиковая гимнастика: «Букет для мамы». Массаж специальным мячиком «Испечем мы каравай». Игровое упражнение «Назови транспорт» Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

1 неделя

10 занятие

07.11.2023

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

11 занятие

09.11.2023

Развивать мелкую моторику пальцев Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии

Пальчиковая гимнастика: «Овощи» Массаж специальным мячиком «Этот шарик не простой». Фигурки из счетных палочек «Морковка» Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

12 занятие

14.11.2023

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3 неделя

13 занятие

16.11.2023

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Развитие осязания, мышления, воображения, памяти, внимания

Пальчиковая гимнастика: «Дождик». Игра «Спрячь в ладошке». Фигурки из палочек «Это дом». Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3 неделя

14 занятие

21.11.2023

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4 неделя

22 занятие

23.11.2023

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки.

Пальчиковая гимнастика: «Прогулка в лес». Массаж специальным мячиком «Ежик и мышки». «Цветок для мамы» (оригами) Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4 неделя

16 занятие

28.11.2023

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

Декабрь

1неделя

17 занятие

05.12.2023

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений; учить штриховать в разных направлениях.

Пальчиковая гимнастика: «Снегопад». Массаж сосновыми шишками. Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

1неделя

18 занятие

07.12.2023

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

19 занятие

12.12.2023

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур

Пальчиковая гимнастика: «Сидит белочка в тележке». Массаж специальным мячиком «Колкие иголки». Фигурки из палочек «Елочка» Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

20 занятие

14.12.2023

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3неделя

21 занятие

19.12.2023

Развивать мелкую моторику пальцев Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии.

Пальчиковая гимнастика: «Прогулка в зимнем лесу». Массаж прищепками. « Елочка» (оригами) Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3 неделя

22 занятие

21.12.2023

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4 неделя

23 занятие

26.12.2023

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика: «Новогодние игрушки». Фигурки из палочек «Снеговик» Массаж специальным мячиком «Мячик» Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4 неделя

24 занятие

28.12.2023

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

Январь

1 неделя

25 занятие

09.01.2024

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Пальчиковая гимнастика: «Зайцы». Массаж еловыми шишками. Дидактическая игра «Посчитаем зайцев». Фигурки из палочек «Цифры» Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

1неделя

26 занятие

11.01.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

27 занятие

16.01.2024

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений; учить штриховать в разных направлениях

Пальчиковая гимнастика: «Семья»

Фигурки из палочек «Елочные украшения» Игра «Наведем порядок» Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

28 занятие

18.01.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3 неделя

29 занятие

23.01.2024

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки

Пальчиковая гимнастика: Массаж специальным мячиком «Игра с ежиком». Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3 неделя

30 занятие

25.01.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4 неделя

31 занятие

29.01.2024

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки

Пальчиковая гимнастика: «Солдаты». Массаж специальным мячиком «Котенок» Фигурки из счетных палочек «Рыбка». Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4 неделя

32 занятие

31.01.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

Февраль

1 неделя

33 занятие

06.02.2024

Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика: «Ёлочка» Массаж карандашом. Дидактическая игра «Покорми птиц» ( рассортировать семечки и горох) Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

34 занятие

08.02.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

35 занятие

13.02.2024

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки

Пальчиковая гимнастика: «Солдаты». Массаж специальным мячиком «Котенок» Фигурки из счетных палочек «Рыбка». Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

36 занятие

15.02.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3 неделя

37 занятие

20.02.2024

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Пальчиковая гимнастика: «Сидит белочка в тележке» Массаж прищепками. Работа в тетрадях. «Снежинка» (оригами)

30 мин.

3неделя

38 занятие

22.02.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4 неделя

39 занятие

27.02.2024

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

Пальчиковая гимнастика: Строим дом» Массаж шишками. Игровое упражнение «Мамины помощники» Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4 неделя

40 занятие

29.02.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

Март

1 неделя

41 занятие

05.03.2024

Упражнять в выкладывании фигур из палочек; работать над развитием зрительно моторных функций.

Пальчиковая гимнастика: «На ладошку села кошка». Фигурки из счетных палочек «Ежик». Массаж специальным мячиком «Колючий еж». Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

1еделя

42 занятие

07.03.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

43 занятие

12.03.2024

Развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук

Пальчиковая гимнастика: «Апельсин» Массаж специальным мячиком «Котенок» Игра: «Помоги золушке». Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2неделя

44 занятие

14.03.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3 неделя

45 занятие

19.03.2024

Развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

Пальчиковая гимнастика: «Цветы».«Лилия для мамы» (оригами) Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3неделя

46 занятие

21.03.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4 неделя

47 занятие

26.03.2024

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами

Пальчиковая гимнастика: «Мой мишка». Массаж специальным мячиком «Ежик и мышки». Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4 неделя

48 занятие

28.03.2024

Повторе

ние, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

Апрель

 1 неделя

49 занятие

02.04.2024

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Пальчиковая гимнастика: «Ласковое солнышко». Фигурки из счетных палочек «Домик для скворца». Дидактическая игра «Быстрые ножки» (ходьба пальцами по столу в крышках) Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

1 неделя

50 занятие

04.04.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

51 занятие

09.04.2024

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика: «Встреча птиц» Массаж специальным мячиком «Котенок». Фигурки из счетных палочек Бабочка» Игровое упражнение «Клубочки». Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

52 занятие

11.04.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3 неделя

53 занятие

16.04.2024

Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций; совершенствовать графические навыки

Пальчиковая гимнастика: «Прогулка в лес». Оригами «Котенок»Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3неделя

54 занятие

18.04.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

4 неделя

55 занятие

23.04.2024

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

Пальчиковая гимнастика: «Сапожник». Фигурки из счетных палочек «Матрешка». Массаж специальным мячиком «Мячик и ежик»

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4 неделя

56 занятие

25.04.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

Май

1 неделя

57 занятие

06.05.2024

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Пальчиковая гимнастика: «Мышка».Фигурки из счетных палочек Мышка.Дидактическая игра «Быстрые ножки» (ходьба пальцами по столу в крышках) Работа в тетрадях.

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

1 неделя

58 занятие

08.05.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

59 занятие

14.05.2024

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика: «Мальчик с пальчик».Массаж прищепками.Оригами «Заяц»

Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

2 неделя

60 занятие

16.05.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3 неделя

61 занятие

21.05.2024

Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций; совершенствовать графические навыки

Пальчиковая гимнастика: «Лиса»Массаж специальным мячиком .Фигурки из счетных палочек «Лиса» Оригами «Лиса»

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

3 неделя

62 занятие

23.05.2024

Повторение, закрепление, самостоятельное выполнение под контролем педагога

30 мин.

4 неделя

63 занятие

28.05.2024

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

Пальчиковая гимнастика: «Паучок»Фигурки из счетных палочек «Паучок» Массаж специальным мячиком  Работа в тетрадях

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

4неделя

64 занятие

30.05.2023

Мониторинг

25 мин

(ОД),

5 мин ИД)

Перспективный план взаимодействия с родителями

Месяц

Тема

Октябрь

Беседа на тему: «Что такое мелкая моторика?» Анкетирование: «Развитие мелкой моторики у детей».

Ноябрь

Консультация для родителей «Как развить усидчивость у ребенка?»

Декабрь

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»; Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика для детей 3 – 5 лет» .

Январь

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей среднего дошкольного возраста».

Февраль

Беседа с родителями «Как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги». Информация в родительском уголке на тему: «Пальцы помогают говорить».

Март

Папка-передвижка для родителей «Новые виды пальчикового театра».

Апрель

Советы родителям «Пальчиковые игры дома».

Май

Отчет о работе кружка. Презентация «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

  1. Планируемые результаты освоения Программы.

 Ожидаемые результаты:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

 3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

К концу учебного года ребенок будет уметь:

Ориентироваться в пространстве

. Выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.

 Будет стремиться: Быстро и успешно справляться с заданиями, требующих координированных движений рук;

 Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

. Будут развиты: Графические навыки.

 Аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к своему и чужому труду.

6.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

 занятия

Место проведения

Форма

контроля

1.

Октябрь

Очная, групповое занятия

8

«Осень».

Кабинет

Выставки готовых работ

Очная, групповое занятия

«Пальчики в лесу»

Кабинет

Очная, групповое занятия

«Осенние листья».

Кабинет

Очная, групповое занятия

«Осенние листья».

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Дружба»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Есть у каждого свой дом».

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Заборчик»

Кабинет

Очная групповые занятия.

Повторение пройденного материала

Кабинет

2.

Ноябрь

Очная групповые занятия.

8

«Букет для мамы».

Кабинет

Выставки готовых работ

Очная групповые занятия.

«Букет для мамы».

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Овощи»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Овощи»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Дождик»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Дождик»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Прогулка в лес».

Кабинет

.

Очная групповые занятия.

Повторение пройденного материала

Кабинет

Выставки готовых работ

3

Декабрь

Очная групповые занятия.

8

«Снегопад»

Кабинет

.

Очная групповые занятия.

«Снегопад»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Сидит белочка в тележке».

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Сидит белочка в тележке».

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Прогулки в зимнем лесу»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Прогулки в зимнем лесу»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Снеговик»

Кабинет

Очная групповые занятия.

Повторение пройденного материала

Кабинет

Выставки готовых работ

4

Январь

Очная групповые занятия.

8

«Зайцы»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Зайцы»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Семья»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Семья»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Игра с ежиком».

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Игра с ежиком».

Кабинет

Очная групповые занятия

«Солдыты»

Кабинет

«Игра с ежиком».

Повторение пройденного материала

Кабинет

5.

Февраль

Очная групповые занятия.

8

«Ёлочка»

Кабинет

Выставки готовых работ

Очная групповые занятия.

«Ёлочка»

Очная групповые занятия.

«Солдаты»

Кабинет

Очная групповые занятия.

Повторение

Кабинет

Очная групповые занятия.

Снежинка»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Снежинка»

Кабинет

Очная групповые занятия.

Мамины помощники»

Кабинет

Очная групповые занятия.

Повторение пройденного материала

Кабинет

6.

Март

Очная групповые занятия.

8

«На ладошку села кошка».

Кабинет

Выставки готовых работ

Очная групповые занятия.

«На ладошку села кошка».

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Апельсин»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Апельсин»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Цветы»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Цветы»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Мой мишка».

Кабинет

Очная групповые занятия.

Повторение пройденного материала

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Ласковое солнышко».

Кабинет

Выставки готовых работ

7

Апрель

Очная групповые занятия.

8

«Ласковое солнышко».

Кабинет

.

Очная групповые занятия.

«Встреча птиц»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Встреча птиц»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Котенок»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Котенок»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Сапожник»

Кабинет

Очная групповые занятия.

Повторение пройденного материала

Кабинет

Выставки готовых работ

8.

Май

Очная групповые занятия.

8

«Мышка»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Мышка»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Мальчик с пальчик».

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Заяц»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Лиса»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Лиса»

Кабинет

Очная групповые занятия.

«Паучок»

Кабинет

Очная групповые занятия

Мониторинг

Кабинет

  1. Условия реализации программы

Материально - техническое обеспечение: аудитория со столами и стульями, салфетки, картон, цветная бумага, клей-карандаш, счетные палочки, фломастеры, карандаши, массажные мячики, грецкие орехи, еловые и сосновые шишки, горох, бельевые прищепки, тетради для детей наглядные пособия, мультимедийные презентации.

Информационное обеспечение: принтер. Интерактивная доска или проектор и экран.

Кадровое обеспечение:Войлокова Ирина Николаевна, воспитатель. Образование высшее. Квалификация - соответствие занимаемой должности

8. Формы аттестации

Диагностика уровня освоения программы, средства контроля

Для отражения достижения целей и задач программы определения освоения программы детьми проводится анализ портфолио готовых работ воспитанников.

9. Оценочные материалы

Диагностическое задание: «Веселые портреты»

Задание: аппликация по замыслу веселые портреты

Цель: выявление уровня освоения программного содержания детьми

Критерии (индикаторы)

Высокий уровень 

Средний уровень

Низкий уровень

Технические умения

-умение пользоваться карандашом, ножницами;

- умение осуществлять движения всей рукой при рисовании округлых форм;

- умение вырезать округлые формы из четырехугольников, свернутых пополам;

- умения украшать округлые формы.

ребенок создает художественный образ на основе различных средств выразительности: цвет, форма, линия, расположение на листе бумаги. В целях передачи формы при выполнении разметки карандашом регулирует нажим, умеет осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм;

ребенок пытается создать художественный образ, используя разные средства выразительности: цвет, форма, линия, расположение на листе бумаги. Умеет регулировать нажим;

ребенок не может создать художественный образ. Не умеет регулировать нажим, не может осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, вырезает детали и изображения  не точно, искажает форму, линии среза не четкие, с зазубринами;

Средства выразительности

- умение использовать разнообразные цвета и цветовые сочетания, для отображения особенностей объектов;

- умение правильно передать форму;

- умение правильно передавать пропорции, расположение частей и окраску предметов;

- умение ориентироваться в пространстве листа.

умеет пользоваться ножницами: вырезает детали и изображения точно, не искажает форму, линии среза четкие, без зазубрин, умеет ориентироваться в пространстве листа, использует цвета с целью передачи оттенков, умеет соблюдать пропорции между изображаемыми предметами.

умеет пользоваться ножницами: вырезает детали и изображения, частично искажая форму, линии среза не всегда четкие, имеются зазубрины; ориентирует изображение на одной линии, соотносит цвета с содержанием изображения без передачи оттенков, соблюдает пропорции отдельных предметов, выделяет фигуру и фон.

отсутствует ориентировка изображения на листе, цвет не соответствует содержанию изображения, пропорции не соблюдает (изображение на плоскости).

 В исследовании была использована система бальных оценок, где выполнение данного диагностического задания оценивалось следующим образом:

3 балла - соответствует высокому уровню выполнения работы.

2 балла - соответствует среднему уровню, ребенок справляется с заданием по каждому из критериев с одной - двумя ошибками или с помощью взрослого.

1 балл - соответствует низкому уровню, ребенок допускает ошибки, не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями, помощь воспитателя не помогает.

10. Учебно-методическое обеспечение.

1. Черенкова Е.Ф. «Оригинальные пальчиковые игры» - М: ООО Издательство «ДОМ XXI век», 2008 г.

2. «Послушный карандашик» - Издательство «Солнечные ступеньки»; серия «Папка дошкольника»;

3. http://www.defectolog.ru/articles/20/22/?theme=40 

3. http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-yurevna-kul/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam.html 

4. http://moyasna.ru/3-7/razvitie-melkoj-motoriki.html 

5. http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/podgotovka-reb-nka-k-shkole/igry-na-razvitie-melkoi-motoriki-detei-4-5-6- let.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по сенсорному развитию по адаптации детей ясельной группы.

Полная программа по сенсорному развитию детей ясельной группы с пояснительной запиской, целями и задачами, рекомендуемой литературой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ (РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ) для детей 2-3 лет

Данное календарно – тематическое планирование по образовательной области «Познание» составлено на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.  Вераксы, Т.С. К...

Программа по сенсорному развитию (работа с цветом) детей шестого года жизни

Программа по сенсорному развитию(работа с цветом)детей шестого года жизни...

Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год

Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши»  Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...

Модифицированная парциальная программа по сенсорному развитию «Сенсорный мир»

Сенсорное развитие ребенка – развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе и т.д. С восприятия предметов и явлений ...

программа по сенсорному развитию для детей третьего года жизни

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.Успешность умственного, физич...