Доклад на тему: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в средней логопедической группе в работе по ранней профориентации дошкольников».
методическая разработка (средняя группа)

Тимирбаева Елена Сергеевна

Выступление на Педсовете с докладом на тему: " Организация развивающей предметно - пространственной среды в средней логопедической группе в работе по ранней профориентации дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

              «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

 

  Доклад на тему: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в средней логопедической группе в работе по ранней профориентации дошкольников».

                                                                                      Составитель: Тимирбаева Е.С

                                                                                                                            Воспитатель  

                                                            Аша

                                                              2024 г.

         Ранняя профориентация дошкольников становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.

         Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

         (Слайд 2) 

         В дошкольном возрасте у детей возникает интерес к трудовой деятельности людей, результатам труда, отношения к труду, развитие социального восприятия. Удовлетворяя его, ребенок получает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний играет важную роль в социализации личности. Ознакомление с трудом взрослых, с профессиями является важной составляющей в трудовом воспитании дошкольника.

         

         (Слайд 3) 

          Перед воспитателями стоит очень сложная задача: с одной стороны так заинтересовать и познакомить с рядом профессий, которые будут не менее престижными, а с другой стороны приобщить к миру профессий таким образом, чтобы у детей было желание стать профессионалом в своем деле и остаться работать в родном городе на благо общества.

          Успешное осуществление работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.

         Приоритетная функция развивающей предметно-пространственной среды – погружение   ребенка в мир профессий, где у него есть возможность «прожить» разные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. Чтобы первичное знакомство малыша с многообразием профессий прошло продуктивно, чтобы дошкольное детство действительно послужило первой ступенью профессионального самоопределения.

          При проектировании РППС в своей группе мы учитываем целостность образовательного процесса в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической; а также принцип комплексно-тематического планирования.

         

          (Слайд 4)

          А также соблюдаются принципы при организации РППС: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности, безопасности.

       

       (Слайд 5) 

        В средней логопедической группе, организованы  центры для  сюжетно-ролевых игр по профессиональной ориентации  такие как: «Мир красоты», «Магазин», «Дом», «Поликлиника - Аптека», «ПДД – Строитель - Гараж», «Спорт», «Почемучки».

      Центры оснащены соответствующим оборудованием, атрибутами, спецодеждой.

       

       (Слайд 6) 

       На данном слайде представлены центры «Красоты» и «Дом» с сюжетными играми как: «Парикмахерская», «Поварята», где целью игр является расширение и закрепление знаний детей о данных профессиях.

     В центре «Дом» также представлена сюжетная игра «Кафе», где прослеживается усложнение сюжета двумя линиями. Изготовление разных блюд и облуживание     гостей.

Цель. Расширение и закрепление знаний детей о профессии повара, официанта.

     (Слайд 7) 

     Далее в игровом центре «Магазин» проходит сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Цель: Закрепление представлений детей о профессиях (продавец - кассир, заведующий супермаркета, товаровед,); умение строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги.

      В центре «Поликлиника - Аптека», развернута сюжетная игра «На приёме у врача».

Цель: ознакомление и расширение знаний детей о медицинских профессиях.

     (Слайд 8)

      В центре «ПДД – Строитель - Гараж», например, используются атрибуты и спецодежда для сюжетной игры «Строитель».

Цель: расширение и закрепление знаний детей о профессии строителя, водителя.

А также сюжетно- роевая игра «Инспектор дорожного движения».

Цель: расширение и закрепление знаний детей о профессиях полицейский, водитель.

     (Слайд 9) 

      Также в группе имеются такие центры как: «Музыкальное искусство», «Краеведение», «Театр», «Рисование», где подобран разный материал для знакомства с соответствующими профессиями.  

     Центр «Краеведение».

Цель: расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта, ознакомление с профессиями города.

Материал центра: альбомы, картинки, фотоиллюстрации, предметы народно- прикладного искусства и др.

    Центр «Театр».

     Цель: развитие творческих способностей детей, стремление проявить себя в   играх-драматизациях, знакомство с театральными профессиями (костюмер, актёр, гримёр и др.).

     Центр «Музыкальное искусство».

Цель: развитие творческих способностей детей в самостоятельно- ритмической и музыкальной деятельности, знакомство с профессиями в сфере музыки».

    (Слайд 10) 

      Центр «Почемучки».

Цель: формирование у детей поисково-познавательной активности, развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств, знакомство с такими профессиями как лаборант, учёный.

       Центр «Спорт».

Цель: развитие основных двигательных навыков детей, знакомство с профессиями из мира спорта.

       

       (Слайд 11)

       В своей работе по ранней профориентации дошкольников, мы используем дидактические игры «Все профессии важны», «Важные профессии», «Из жизни людей», «Профессии», лото «Профессии», домино «Профессии».

     

        (Слайд 12) 

        Осуществляется нами подбор художественной литературы в книжный уголок, используя гендерный подход (знакомство с профессиями мальчиков и девочек). Сделан подбор презентаций, развивающих мультфильмов по теме профессий: «Кем я хочу стать?», «Изучаем профессии в стихах», «Все профессии важны, все профессии нужны!»

        Используем наглядный материал в НОД и самостоятельной деятельности (демонстрационные, раздаточные картинки, фоторепродукции). В режимных моментах и в НОД подобраны стихи, пословицы, поговорки, загадки о профессиях, которые в дальнейшем станут хорошим наглядным и познавательным материалом для детей, оформленный в виде картотеки.

     (Слайд 13) 

      В центре «Рисование» соответственно подобран материал по теме «Профессии» - трафареты, раскраски, картинки, краски, карандаши, мелки, фломастеры, альбомы со схемами рисования.

     

      (Слайд 14) 

      Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
• углубить практические знания воспитанников;
• выявить интересы и склонности воспитанников;
• развивать интерес и умение осуществлять действия.

       Наша задача как воспитателей группы готовить детей к тому, чтобы они в свое время — каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось — могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами —  по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

      (Слайд 15) 

       Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе является важным стимулом развития интереса к профессионально - трудовой деятельности, а также самостоятельности, инициативы, активности ребенка при знакомстве с профессиями.

       А главное, это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.

      (Слайд 16) 

       Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: «Содержание развивающей предметно -пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии ФГОС»

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...

Доклад к семинару: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС реализующейся по программе Детство»

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

Выступление на семинаре Тема: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в средней группе ДОУ»

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИС ОСОБЕННОСТЯМИ ...

Представление опыта работы на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность"

Представление опыта работы на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность"...

Выступление на тему «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста»

Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная развивающая предметн...

Методическая разработка на тему: «Организация развивающей предметно–пространственной среды в работе с детьми младшего возраста»

В стратегии развития воспитанников одним из важных направлений является создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с реализуемой программой.Специально подготовленная ...

Презентация на тему:«Организация развивающей предметно – пространственной среды в средней логопедической группе в работе по ранней профориентации дошкольников».

Презентация к докладу на тему: "Организация развивающей предметно - пространственной среды в средней логопедической группе в работе по ранней профориентации дошкольников"....