Образовательный проект для детей старшей группы: "От колоска до колобка"
проект (старшая группа)

Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион человека. К тому же хлеб обладает довольно редким, для пищевых продуктов свойством – он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно. Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, необходимы три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания. Почему же именно хлеб – «всему голова»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_koloska_do_kolobka.docx81.54 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1601

Дошкольное отделение

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Для детей старшей группы

"ОТ КОЛОСКА ДО КОЛОБКА"

                                                                        

                                                                                Разработали:  

                                                                                Некрасова С.Б. воспитатель высшей категории;

Пироговская О.А.

воспитатель высшей категории

                                                                                     

                                                        

                        http://orfood.ru/wp-content/uploads/2014/03/slide_2.jpg

Москва - 2023

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

"ОТ КОЛОСКА ДО КОЛОБКА"

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает  зерен гораздо больше.

Исследования показывают, что первые культурные растения были совсем не похожи на своих современных потомков. Но древние земледельцы с самого начала занимались селекцией – отбором крупных и выносливых растений. Постепенно урожаи становились лучше, а земледелие надежным способом пропитания, чем собирательство. Но земледелие, по сравнению с собирательством, требовало больших усилий: вспашка земли, сев, прополка и сбор урожая на полях. Все   делалось вручную, при этом нужно было придумать инструменты, которые могли бы облегчить труд. Это занимало все свободное время первых земледельцев. За обладание плодородными землями велись кровопролитные войны.

Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.

У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса, и чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся (или поджаренные) зерна, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

Примерно шесть с половиной тысяч лет назад человек научился возделывать  пшеницу и ячмень. В то время уже были изобретены ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение.

Актуальность проекта

Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион человека. К тому же хлеб обладает довольно редким, для пищевых продуктов свойством – он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно.

Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, необходимы три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.

Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания. Почему же именно хлеб – «всему голова»?

В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода!

Наши дети не знают, что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, семян лебеды. Во время войны с фашистской Германией, когда фашисты кольцом окружили город Санкт-Петербург (Ленинград) и не давали ввозить продукты питания, рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше – 125г на день.

Когда читаешь воспоминания жителей блокадного Ленинграда, по неволе начинаешь задумываться о ценности хлеба. Об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы наши дети не выросли невеждами, чтобы для них, со словами - Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать - рядом стояло слово Хлеб. Необходимо с детства прививать нравственное отношение к хлебу – отношение бережное.

ПРОБЛЕМА:

 Очень часто приходится наблюдать картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусорном ведре. Дети, сидя за столом, играют хлебом. Для них это нечто обыденное, то что стоит не дорого, то что можно купить в любом магазине, то что всегда есть в доме.

Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба.

Мы стали относиться к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Хлеб не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие.

Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Хлеб - всему Голова!  Именно поэтому было решено уделить этому вопросу особое внимание в работе с детьми старшей группы.

Вид проекта: Образовательный, экологический.

Цель проекта: Сформировать целостное представление о ценности хлеба, процессе его выращивания  и профессиях людей, задействованных в этом процессе в различные исторические периоды у детей старшего дошкольного возраста.

По времени проведения: долгосрочный (три месяца).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • сформировать систему знаний детей о выращивании хлеба в разные исторические периоды;
  • систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба);
  • расширить словарный запас детей: ХЛЕБ – ХЛЕБОРОБ,         ХЛЕБОЗАВОД, ПШЕНИЦА – ПШЕНИЧНЫЙ, РОЖЬ – РЖАНОЙ,         ОВЁС – ОВСЯНЫЕ, КОМБАЙН – КОМБАЙНЁР, ТРАКТОР –         ТРАКТОРИСТ, ПЕЧЬ – ПЕКАРЬ, ЖАТВА - ЖАТЬ, ПОСЕВ - СЕЯТЬ,         ПАШНЯ - ПАХАТЬ, БОРОНА – БОРОНОВАТЬ;
  • расширять представление детей о многообразии злаковых культур;
  • расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
  • познакомить с процессом приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека;

  • Развивающие:
  • Развитие познавательной активности детей;
  • развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление;
  • развивать у детей коммуникативные качества;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать связную  монологическую и диалогическую речь;  
  • Активизировать творческие способности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
  • воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.

Практические:

  • Закрепление навыков рисования, лепки, аппликации; закрепление представлений о производстве хлеба в рамках образовательной деятельности по ручному труду, развитие мелкой моторики в процессе работы с тестом;
  • создание стенда "Как хлеб к нам пришел";
  • создание выставки детско-родительских работ, буклетов;
  • создание мини музея "От Колоска до Колобка";
  • обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционального общения, способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.

Ожидаемые результаты:

В ходе проектной деятельности дети получат знания о том, как выращивали хлеб в старину и как это происходит в настоящее время. Дети узнают о том, почему хлеб так важен, о традициях и обычаях, которые пришли к нам от предков. Какая техника задействована в работе на полях, о ее назначении. Дети получат знания о том какой путь должен пройти колосок до того как попадет к нам на стол. Научатся составлять описательные рассказы о хлебе. У детей сформируется бережное отношение к хлебу как к ценному продукту. Ребята узнают о разнообразии злаковых культур, о том какой хлеб из какой муки выпекается, о разнообразии хлебобулочных изделий.

К работе над проектом будут привлечены родители.

Оборудование и материалы:

Литература по теме, иллюстрации, настольно-печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, видеоматериалы, материалы для продуктивной деятельности, фотоаппарат, мультимедийное оборудование.

Этапы реализации проекта

Этапы

Проектной

деятельности

Мероприятия

Ответственные

Сроки

реализации

1 Этап:

Подготовительный

Формулировка проблемы;

Сбор материалов;

Консультация для  родителей;

Оформление родительского уголка: размещение статей,  рекомендаций по теме проекта;
Подари книгу детскому саду.

Воспитатели

родители

С 15-26

сентября

2 Этап:

Аналитический

Обсуждение плана работы;

Анализ собранных материалов;

Обсуждение алгоритма действий по проекту;

Распределение обязанностей.

воспитатели

27

сентября

3 Этап:

Основной

Организованная образовательная деятельность;

Чтение произведений о том как выращивают хлеб;

Рассматривание иллюстраций; Заучивание стихотворений;

Чтение пословиц и поговорок о хлебе;

Отгадывание загадок;

Словотворчество (сочинение детьми);

Пересказ и обсуждение;

Оформление выставки в книжном уголке;

Просмотр  видеофильмов, презентации, видеороликов, мультфильма.

Продуктивная деятельность:

Лепка из соленого теста; Лепка из пластилина;

Рисование: "Хлеб растет"

Аппликация:"Колосок"

Конструирование: "Мельница"

Создание стенда: "От колоска до колобка":

Создание книги: "ХЛЕБ"

Игровая деятельность:

Д/и «Что сначала, что потом", "Когда это бывает";

Сюжетно ролевые игры.

Подвижные игры

Воспитатели

Воспитатели

С 28 сентября по 10 ноября

4 Этап:

Презентационный

Выставка  детско-родительских работ.

Открытие мини музея.

Презентация проекта.

Досуг совместно с родителями "Хлеб - всему голова". Совместное чаепитие.

Воспитатели

 13 ноября

5 Этап:

Рефлексивный

Подведение итогов проектной деятельности.

Воспитатели

15 ноября

Реализация проекта в разных формах и видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей

Познавательное развитие:

  • Беседа с детьми «Как выращивают хлеб», «Какой бывает хлеб»;
  • Опытно - экспериментальная деятельность: «Отделяем зерна от плевел», «Превращение зерен в муку»;
  • Познавательные развлечения: просмотр м/ф «Хлеб», «История о девочке, которая наступила на хлеб», «Солнечный каравай»;
  • Беседы с детьми на тему «Когда и где родился хлеб», «Берегите хлеб», «Хлеб – великое чудо земли;
  • Мультимедийные презентации: «Как же пекли хлеб и относились к нему в древности?», «Как колосок на стол хлебом пришёл», «Традиции русского гостеприимства»;
  • Обогащение предметно - развивающей среды в группе: мини - музей хлеба.

Социально – коммуникативное развитие:

  • С/р игры «Магазин -булочная», «Семья», «Пекари», «Кулинария»;
  • Д/и: «Что из какой муки испекли»,«Какой он, хлеб», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Назови профессию», «Узнай по вкусу»;
  • взаимодействие между группами детей во время проведения мероприятий связанных с проектной и игровой деятельностью.

Речевое развитие:

  • Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство!»;
  • рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
  • выстраивание схемы «Река времени» (Этапы появления хлеба);
  • словесные игры «Образуй словечко, «Продолжи пословицу»;
  • беседы «Кто такой хлебороб», «Что у нас на столе бывает ежедневно»;
  • составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
  • рассматривание картин И. Шишкина «Рожь», И. Машковой «Снедь московская;
  • проговаривание скороговорок о хлебе.

Художественно – эстетическое развитие:

  • Чтение произведений: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство;
  • пересказ произведения Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками»;
  • заучивание стихов и песенок о хлебе: «Отличные пшеничные», «Пеку, пеку хлебушек», П.Каганов «Хлеб — наше богатство»;
  • разгадывание загадок;
  • слушание музыки: песня в исполнении О.Воронец «Хлеб- всему голова», песня в исполнении Л.Зыкиной «Песня о хлебе», песня- загадка «Бываю я чёрным, бываю я белым»;
  • этюды «Тесто», «Росток»;
  • рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
  • лепка из соленого теста хлебобулочных изделий;
  • аппликация "Мельница", "Колосок";
  • оформление выставки, мини музея, книги;
  • разыгрывание сказок «Колобок», авторской сказки «Хлебушек».

Физическое развитие:

  • Проведение физкультминуток: "Каравай", "Замесили тесто";
  • проведение  подвижных игр: "Пахари и Жнецы", "Комбайнеры", "Где мы были, мы не скажем, а что делали –    покажем";
  • пальчиковая гимнастика :"Зернышко" "Росток";
  • артикуляционная гимнастика: "Язычок в гостях у колобка".

        В ходе проектной деятельности дети узнали много нового и интересного. Как и почему люди стали растить хлеб. Узнали о том каким трудом доставался хлеб и почему он настолько важен и ценен.  В беседах дети сделали для себя много важных открытий, они поняли что кусочек хлеба - это результат тяжелого труда многих людей. Так же ребята узнали о том, что такое элеватор, о том, как выпекается хлеб, какие хлебобулочные изделия существуют. О разнообразии злаковых культур. Узнали о том, что хлеб едят во многих странах мира, но называется он по - разному. О том, что хлеб - это продукт в котором очень много минералов и витаминов.

Дети научились делать тесто для приготовления печенья и соленое тесто для лепки.

        В процессе проектной деятельности ребята пришли к выводу, что хлеб, это ценный и важный продукт в жизни каждого человека. Сделали вывод, что ХЛЕБ - действительно всему ГОЛОВА! К хлебу нужно относиться с уважением! Его нужно беречь!

В целом, проект прошел успешно. Итоговым мероприятием стал досуг совместно с родителями. Дети с гордостью читали стихи, пели песни, разыгрывали сказку, рассказывали все что узнали о хлебе. Родители приняли участие в викторине. Затем торжественно был открыт мини музей хлеба. Закончилось все веселым чаепитием с караваем во главе стола, пирогами, ватрушками, которые были приготовлены родителями совместно с детьми дома.

В такой дружеской атмосфере все обменялись мнениями о проекте.

        Все запланированные мероприятия прошли успешно. Дети и родители остались довольны результатами. Цель проектной деятельности достигнута!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Ивин М.  «Хлеб сегодня, хлеб завтра»,-М.: Детская литература, 1980г.

2.  Митяев А. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», - М.: Детская литература, 1990г.

3. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе .Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.

4. Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Вот и лето наступило!» (интеграция образовательных областей) для детей старшей группы «Малышок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Ромодановский детский сад комбинированного вида»      Проект «Вот и лето наступило!»(интеграция образо...

Музыкально-образовательный проект для детей старшей, подготовительной групп « В стране музыкальных инструментов»

   Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инстр...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

музыкально-образовательный проект для детей старшей группы "В стране музыкальных инструментов"

Вид проекта: тематический, групповой, комплексный.Участники:  дети старшей группыВозраст детей: 5-6 летПродукт совместной деятельности: творческие гостиные, музыкальные праздники, изготовление аф...

Образовательный проект для детей старшей группы "Семейные традиции"

Образовательный проект для детей старшей группы "Семейные традиции"...

Образовательный проект для детей старшей группы "Водное царство воркутинского водяного"

Образовательный проект для детей старшей группы "Водное царство воркутинского водяного"...

Музыкально-образовательный проект для детей старшей группы «В стране музыкальных инструментов»

Музыкально-образовательный проект для детей старшей группы  «В стране  музыкальных инструментов»...