Ценность проб и работы над ошибками. Опыт удачных и неудачных ходов в выстраивании сотрудничества с родителями.
проект

Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества.

Семья имеет решающее значение в становлении личности ребенка. Без участия родителей невозможно его полноценное развитие.

Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована. Задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Ценность проб и работы над ошибками.

Опыт удачных и неудачных ходов в выстраивании сотрудничества с родителями

Хочу начать свое выступление со слов Ефима Аркина Написал книгу «Ребенок в дошкольные годы», «Вопросы советского воспитания»), которые мне попались в процессе подготовке и запали в душу.

Если родители не будут принимать активное участие

в воспитании ребенка, то они могут с легкостью разрушить

то, что стоит огромного труда и усилий воспитателей

Аркин

Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества.

Семья имеет решающее значение в становлении личности ребенка. Без участия родителей невозможно его полноценное развитие.

Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована. Задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Готовясь к данному вопросу, я попыталась проанализировать деятельность педагогов в детском саду, ответить на вопросы:

Что следует изменить?

Что больше нравится родителям?

Что было бы им интересно?

Первое на что я обратила внимание что, с одной стороны – не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, с другой стороны — сами воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Некоторые педагоги считают, что с современными родителями работать сложно, так как те или «всё знают», или им безразличны вопросы воспитания и зачастую стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями. А некоторые педагоги и хотели бы установить контакт с родителями их воспитанников, но не всегда знают, как его осуществить.

При работе с родителями важно идти от ребенка от его потребности в любви. Для многих родителей это кажется обыденным и наша задача, как педагогов при первой встрече донести до родителей, что детей надо успевать любить. Это странно звучит, но надо успевать любить во всех смыслах. Время находить для своего ребёнка надо успевать, хотя дел так много! Некогда поиграть, побегать вместе или сказки рассказывать. Не успеваем, ведь надо работать, убирать, варить, мыть, учить, уделять внимание другим взрослым людям. И не так уж много времени остаётся для любви. И надо успевать любить в суматохе дней еще и потому, что наш ребёнок так недолго — ребёнок.

Так быстротечны годы, пока он нуждается в нас. Пока можно его на ручки взять, а потом — за ручку. А потом — за руку. И вот он уже руку выдергивает — он уже большой! Или аккуратно высвобождает — он уже очень большой, взрослый. И он уходит своей дорогой в свою судьбу… Остаётся растерянность: как, уже? Как это вышло? Где мой маленький мальчик, маленькая девочка, которые так хотели на ручки, боялись засыпать, если нас нет рядом, просили сказку, хотели играть, звали постоянно«мама!». Иногда не вовремя звали. И слишком настырно. Это так быстро проходит; это время, пока мы так нужны детям. Не пропустите!

Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей.

Предлагаю вам послушать притчу:

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения:

Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара-практикума?

В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

Проанализируйте, как чаще всего вы представляете родителям какую либо информацию - как первый или как второй толкователь?

Конечно, в суете рабочих будней все мы не совершенны и поэтому важно анализировать прорабатывать общение с родителями. Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.

Любое наше взаимодействие с родителями начинается с общения и от того как мы его будем выстраивать зависит успех нашего сотрудничества.

Существуют основные правила построения эффективного общения.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «барьер» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это: Улыбка, имя собеседника, комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Игоревна!».

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Нам педагогам важно подбирать такие формы сотрудничества, которые включат родителей в жизнь детского сада и они поймут, что все, что они делают в первую очередь для ребенка, а не для детского сада. Потому что, главная цель педагогов дошкольного учреждения - профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

 

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

«Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог  дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

«Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель,  родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут  обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее  волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка.

Здесь необходимо показать что Вы, как воспитатель и ДОУ в целом максимально открыты для построения комфортного пространства для развития и обучения ваших теперь уже общих детей!!! Здесь хорошо работает правило: при разговоре с ребенком о детском саду, воспитателе говорим или хорошо или ни как.

Все родители делятся на категории:  

Позитивно ориентированные - стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения.

Союзники - организация помощи воспитателю является их основной целью.

Манипуляторы - большинство. Они стремятся управлять  окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей.

Творческие - склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам, ориентированы на новые впечатления.

Равнодушные - скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают.

Деструктивные – для них характерны отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты.

Существуют различные формы работы над ошибками по вопросу взаимодействия с родителями:

- Картирование – Организация командной работы педагогов по созданию методической разработки которая описывает картирование ресурсов ее образовательной программы в фокусе взаимодействия с родителями. (разбор различных ситуаций по взаимодействию с родителями как положительных так и отрицательных)

- Составление кейсов (ситуаций) из опыта рабочих будней педагогов

- Схематичное изображение какой либо ситуации и т.д.

То какую именно работу над ошибками выберете вы зависит только от вас, но за основу следует взять следующие принципы:

  • Да здравствуют сомнения и вопросы! Долой правильные ответы! Т.е. есть право на ошибку и поиск ее правильного решения, поменяется ролями ни когда не поздно и обсудить проблему в коллективе.
  • Критерий истины – собственная практика. Обращение к опыту коллег приветствуется, но что из заимствованных образцов успешной практики сотрудничества педагогов и родителей сработает, покажет конкретная ситуация.
  • Проб должно быть избыточно (никогда не достаточно). Пробы предполагают ошибки. Ошибки в построении отношений – здоровая и полезная пища для развития.
  • Результаты не врут. Оценка взаимодействия не по эмоциональным реакциям, а по действиям, которые после этих реакций совершают педагоги и родители.
  • Нет положительной и отрицательной обратной связи. Есть только обратная связь. Нужны кейсы с материалами о том, что говорят педагоги о своем взаимодействии.
  • Держать строй! Забота о понятности и прозрачности своей педагогической позиции. Регулярная переработка и презентация среди педагогов.
  • Обращение за помощью и ее принятие. Партнеры – те, кто доверяет друг другу и рассчитывает на помощь.
  • Без фанатизма! Легче! Проще! С любовью и радостью!

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

     Не выносите суждений. Педагогу необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

     Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

     Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

     Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

     Не разглашайте «тайну». Педагог обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

     Не провоцируйте конфликты. Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями. Хотелось  добавить, что современные профессионалы в образовании это не те, кто знает, как правильно, а те, кто пробует, ошибается, делает разбор полетов и снова пробует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и опыт работы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в сотрудничестве с родителями.

Основной задачей в решениии этого вопроса является создание механизма тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями, создание разнообразных форм работы с сеемьей.Высшей целью нашего...

Опыт работы по теме: «Сотрудничество с родителями в практике работы воспитателя по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме: «Сотрудничество с родителями в практике работы воспитателя по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста»...

Формы сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников в ходе организации физкультурно-оздоровительной работы

Реализация системы физкультурно - оздоровительной работы невозможна без тесного сотрудничества с родителями. Это способствует активному включению родителей наших воспитанников в процесс воспитания и о...

Опыт работы социального педагога на тему: «Сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей»

Предлагаю коллегам познакомиться с опытом организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественно - эстетического восп...

Опыт работы: «Новые подходы к сотрудничеству с родителями с учетом ФГОС ДО»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает ...