"Вместе с семьей"
проект (старшая группа)

Проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vmeste_s_semey.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»

СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

           

              ПРОЕКТ

«ВМЕСТЕ С СЕМЬЕЙ»

Руководитель  проекта:

воспитатель высшей квалификационной категории 

Н.Н.Кондрашова

                                                         2022 – 2024 г.

                                      Паспорт проекта

Тип проекта: практико-ориентированный, открытый, коллективный.

Продолжительность проекта:

долгосрочный (сентябрь 2022 г.– май 2024 г.).

                                       Актуальность

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: «яблоко от яблони недалеко падает», «он сын своего отца», «впитал с молоком матери».

Построить систему взаимодействия с современными родителями  непросто, но очень важно. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье». В соответствии с этим изменилась позиция детского сада в работе с семьей. Особенно актуальной стала проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребенка.

Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной). С участием педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая психологическая проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих прав и обязанностей. Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Необходимо воспитателям и родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома, и в детском саду. Это позволит развитию основных способностей ребенка, умению общаться со сверстниками и обеспечит успешную социализацию в обществе.

Проект «Вместе с семьей» направлен на установление партнерских  отношений между детским садом и семьей.

В своей работе я руководствовалась следующими принципами взаимодействия детского сада и семьи:

  1. Доверительность отношений.
  2. Личная заинтересованность родителей.
  3. Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к субъектам процесса взаимодействия.

Считаю, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.

Таким образом, проект ориентирован на совершенствование работы по вовлечению родителей в единое образовательное пространство. Что дает родителям возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители должны убедиться, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.

Новизна проекта заключается в:

- разработке системы работы с родителями;

- в  увеличения доли участия семьи в образовательном процессе.

Проблема:

Работая, длительное время в ДОУ я сделала вывод, что не все родители, на должном уровне вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровления своего ребенка. Поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться: «Что сегодня происходит между детским садом и родителями?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и полноценного развития ребенка. Поэтому основным направлением считаю сближение интересов педагогов, детей и их родителей.

Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей и детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания.

Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог -  дети – родители.

       Гипотеза:

Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников; выявить оптимальные формы и методы работы с родителями, необходимые для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Задачи проекта:

для детей:

  1. Формировать у детей представление о семье, ее составе, взаимоотношениях.
  2. Способствовать осознанию детьми себя как полноценного, любимого члена семьи.

для родителей:

1. Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

2. Создать в детском саду психологически комфортные условия для взаимодействия родителей, педагогов и детей.

3. Показать родителям важность и значимость семейного воспитания.

4. Повышать правовую культуру родителей для формирования    сознательного отношения к воспитанию детей.

5. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

6. Раскрыть творческий потенциал родителей.

      для педагогов:

1. Развивать социально – профессиональную компетентность и                             личностный потенциал.

2. Приобщать  родителей к участию в жизни детского сада через поиск и   внедрение  наиболее эффективных и современных форм работы.

Участники проекта: родители и дети старшей и подготовительной группы,  воспитатели.

Возраст детей: 5 -7 лет.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Основные формы реализации проекта:

  • Консультации и беседы;
  • Папки – передвижки;
  • Родительские собрания;
  • Анкетирование;
  • Дни открытых дверей;
  • Дни здоровья;
  • Проектная деятельность;
  • Развлекательные, игровые досуги;
  • Праздники;
  • Выставки совместного творчества родителей и детей.

Ожидаемый результат:

  • семья и ДОУ — два важных института социализации детей, их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка;
  • отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и общение родителей и ребенка;
  • появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
  • повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках;
  • разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;
  • организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.

Методы отслеживания результативности:

Анкетирование родителей, посещаемость родителями различных мероприятий, участие родителей в делах ДОУ, положительные отзывы партнеров и участников проекта, отсутствие фактов жестокого обращения с детьми.

Этапы реализации проекта

I этап – формулирование целей и задач проекта.

  • Изучение литературы по теме проекта.
  • Изучение интернет - ресурсов по теме проекта.

II этап – практическая деятельность по реализации проекта; планирование совместной деятельности, сбор и систематизация информации.

III этап – итог: Оценка результатов реализации проекта.

План работы  над проектом

         Сроки

                        Формы работы

                              с родителями (законными представителями)

Сентябрь

  2022 г.

1. Анкетирование родителей, которое позволило проанализировать  отношение родителей к педагогам группы, способствовало выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.

    Октябрь

      2022 г.

Разработка плана взаимодействия со всеми участниками проекта.

На всем протяжении проекта.

Создание условий для объединения семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ, родителями и детьми.

На всем протяжении проекта.

Наглядное информирование родителей (папки – передвижки; информационные стенды, газеты; консультации).

По плану ДОУ

Организация родительских встреч.

На всем протяжении проекта.

Индивидуальное консультирование родителей по проблемам воспитания дошкольников.

На всем протяжении проекта.

Участие родителей в организационно - правовой деятельности ДОУ: работа родительского комитета ДОУ, совместное планирование и организация его деятельности.

На всем протяжении проекта.

Совместная деятельность педагогов и родителей над образовательными и творческими проектами, организацией мини – музеев.

На всем протяжении проекта.

Участие родителей в спортивных праздниках, Днях здоровья, развлечениях, утренниках. В изготовлении необходимых атрибутов для данных мероприятий.

На всем протяжении проекта.

Организация работы по благоустройству групповых помещений,  в обновлении предметно-развивающей среды.

     ежегодно

 ноябрь - декабрь

Участие родителей в экологической акции:  «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек для птиц).

    ежегодно

Апрель - май

Благоустройство участков,  озеленение территории д/с.

Май 2024 г.

Подведение итогов работы и выявление роли взаимодействия с родителями в воспитательно-образовательном процессе, поиск новых форм сотрудничества с семьей.

                                               с воспитанниками

На всем протяжении проекта.

Беседы с детьми:

«Что такое семья»;

«Семейные ценности»;

«Состав семьи, взаимоотношения в семье»;

«Права детей на  семью, заботу, любовь».

По плану ДОУ

Участие детей в открытых занятиях для родителей и педагогов.

На всем протяжении проекта.

Участие детей в совместных с родителями выставках художественно – продуктивной деятельности, в проектах, в сборе необходимых предметов для  мини – музеев; в спортивных праздниках, Днях здоровья,  развлечениях, утренниках.

 Результативность проекта:

В работе проекта приняли участие в 2022 – 2023 учебном году – 25 семей; в 2023 – 2024 учебном году – 24 семьи.

Проект завладел вниманием всех участников и поддерживался устойчивый интерес в ходе всей работы, способствовал созданию дружелюбного партнерства, повышению психолого-педагогической культуры, заинтересованностью в получении новых знаний. Наметились изменения во взаимоотношениях в семьях воспитанников, родители с большим пониманием стали относиться к интересам и потребностям своих детей, признали необходимость уважения их мнения. Родители охотнее откликаются на просьбы воспитателей, активно принимают участие в жизни группы, повысилась  посещаемость всех мероприятий, проводимых в группе.

Степень участия родителей в проекте анализировалась по следующим критериям:

  • Активно участвовали
  • Участвовали эпизодически
  • Не участвовали

          Степень участия %

  2022 – 2023 г.г.

          2023 – 2024г.г.

Активно участвовали

            25%

              48%

Участвовали эпизодически

             50%

              52%

Не участвовали

             25%

               0%

Вывод: Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении эффективна и  способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Литература:

  1. Тимофеева М.В. «Система сопровождения родителей»,

          Волгоград, 2009.

2.       Осипова Л.Е. «Работа ДОУ с семьей», 2008

  1. Данилина Т.А. «Взаимодействие ДОУ с социумом» - М.:

          АРКТИ, 2004

  1. Журналы: «Дошкольное воспитание»,

           «Дошкольное  образование»,    «Обруч».

  1. Сеть интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» Сценарий развлечения для старшей группы ко Дню семьи

«ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» Предлагаю сценарий развлечения для старшей группы ко Дню семьи. Стихи, шуточная сценка, танцы, игры для всей семьи....

Экологическо-спортивный праздник «ВМЕСТЕ ДРУЖНОЮ СЕМЬЕЙ ПРИРОДУ СОХРАНЯЕМ» или «Мама, папа, я — экологическая семья»

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, педагога, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогичес...

Буклет - памятка для родителей "Вся семья вместе и семья на месте" (для родителей)

Памятка для родителей по тематической недели "Вся семья вместе и семья на месте"...

Открытое занятие «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч я».

Задачи образовательных областей:ЗДОРОВЬЕ- формировать представления о семье, членах семьи;- способствовать формированию заботливого отношения к родителям, пожилым людям;- закреплять представление о др...

Проект для подготовительной группы детского сада. «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья!»

На современном этапе особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей. Повышенное внимание к проблемам социализации связано с изменениями социально-экономическими и социально-по...

Сценарий праздника «Вместе дружная семья», посвященного семье, семейным традициям, отношениям в семье.

Сегодня наша встреча посвящена семье,  семейным традициям,  отношениям в семье.Что такое семья – понятно всем. Слово семья состоит из 2 слов – это «семь» и «я&r...

Познавательная беседа «Я, ты, он, она - вместе целая страна- вместе дружная семья»

Познавательная беседа «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие...