"Знатоки природы"
методическая разработка (старшая группа)

Эко - викторина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eko_viktorina.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колокольчик»

Смоленского района Смоленской области

ЭКО-ВИКТОРИНА

«ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

(дидактическая игра по экологическому воспитанию

детей дошкольного возраста)

Авторская разработка:

Н.Н.Кондрашовой,

воспитателя

1 квалификационной категории

ПАСПОРТ

Эко-викторины «Знатоки природы»

Цель: развивать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, способствовать формированию представлений о законах живой и неживой природы, развитию экологического сознания средствами  дидактических игр.

Задачи:

  • Расширить представления детей об окружающем мире, экологической системе планеты;
  • Развивать у детей представления о законах живой и неживой природы;
  • Способствовать развитию эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться её многообразием);
  • Способствовать стремлению бережного отношения  к экосистеме;
  • Развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы.

 

Возрастная категория участников игры:  дети 5-6 лет.

Рекомендации по использованию дидактической игры в практике работы ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования: 

  • дидактическая игра может использоваться как при подгрупповых, так при фронтальных формах работы с детьми, в непосредственной образовательной деятельности (НОД), в поисково-познавательной деятельности, экспериментальной деятельности.

Материалы для дидактической игры:  

  • конверты с заданиями (6 шт.) по темам: «Насекомые», «Животные», «Птицы», «Рыбы и земноводные», «Явления природы», «Растения»;
  • в каждом конверте по 8 карточек;
  • каждая карточка содержит 1 загадку.

Оборудование: 

  • волчок со стрелкой – указателем;
  • тематические эмблемы 2-х видов для участников игры.

Правила дидактической игры:

  • Игроки делятся на 2 команды: «Зайчики» и «Белочки» и рассаживаются за столы.
  • В центре игрового зала стоит стол с волчком. Вокруг волчка разложены конверты с заданиями. Игроки команд по очереди раскручивают волчок и волей случая (на какой конверт укажет стрелка) выбирают себе задание.
  • Педагог озвучивает задание и команда после 1 минуты обсуждения должна дать ответ. Если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит другой команде вместе с карточкой - заданием.
  • Если команда правильно ответила на вопрос, в её арсенале сохраняется карточка с заданием.
  • В конце игры подсчитывается количество карточек у каждой команды

(чем больше правильных ответов дала команда участников, та команда и победила).

В ходе дидактической игры предусмотрены паузы:

  • музыкальная пауза «Угадай мелодию»: детям предлагается узнать знакомую песню по мелодии и спеть всем вместе первый куплет («Жили у бабуси…», «В траве сидел кузнечик», «Песня мамонтенка», «Я на солнышке лежу»).
  • физкультурная пауза - подвижная игра «Совушка».

Условия подвижно игры: в групповом помещении установлено «гнездо совы» (имитация). Выбирается Совушка из числа участников игры, которая отправляется в «гнездо совы». Остальные дети делятся на две группы - «мотыльки» и «жучки». Они занимают свободное пространство группового помещения.

Со словами воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают перемещаться по групповому помещению, приседать, делая вид, будто собирают сок из цветов.

После слов воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает «мотыльков» и «жучков», которые пошевелились и отводит их в своё гнездо.

Совушка  «охотится» до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День», тогда она возвращается к гнезду, а «мотыльки» и «жучки» снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. 

ЗАДАНИЯ на тему «ПТИЦЫ»

1 Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири)

2. Самая крупная птица, не может летать, но имеет самые сильные ноги (страус).

3. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

4. Гнездо не строит никогда.

    Соседкам яйца оставляет

    И о птенцах не вспоминает (кукушка).

5. Какие птицы очень хорошо плавают и ныряют.

    Их узкие крылья выполняют роль плавников, а лапы и хвост – роль руля (пингвин).

6. Какая птица имеет большой, красивый хвост, раскрывающийся в виде веера?  (павлин)

7.По лужку он важно ходит,

     Из воды сухим выходит,

     Носит красные ботинки,

     Дарит мягкие перинки (гусь).

8. Всю ночь летает,

    Мышей добывает,

    А станет светло –

    Спать летит в дупло (сова).

ЗАДАНИЯ на тему «РЫБЫ»

1.Чем рыбы дышат? (жабрами)

2. Под водой живет народ

    Ходит задом наперед (рак).

3. Чем покрыто тело у рыб?  (чешуя)

4. Если к вам она прилипнет,

    То немного крови выпьет

    Не рыбешка, не козявка

    Как зовут ее?  (пиявка)

5. Кто гуляет по травинке,

    Домик свой несет на спинке?

    С виду, дом как пирамидка

    А хозяйка в нем - ….(улитка).

6. В чешуе, будто в чехле,

    Проползаю по земле

    Догадайся, кто же я?

    Прошипит в траве…(змея).

7. И на суше и в воде

    Носит дом с собой везде

    Путешествует без страха

    В этом доме….(черепаха).

8. У воды она живет,

    Громко песенки поет.

    Рот ее -  для мух ловушка

    А зовут ее… (лягушка).

ЗАДАНИЯ на тему «ЖИВОТНЫЕ»

  1. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса).

  1. Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается (кошка).

  1. Спит в норе, а не в берлоге

У норы большущий сук,

А в норе лежит….(барсук).

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной (ежик).

  1. Маленький рост, длинный хвост.

Серенькая шубка, остренькие зубки (мышь).

  1. Хозяин лесной, просыпается весной

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой (медведь).

  1. Заворчал живой замок – лег у двери поперек

Две медали на груди: лучше в дом не заходи!  (собака)

  1. Как заяц готовится к зиме?  (меняет цвет шубки)

ЗАДАНИЯ на тему «НАСЕКОМЫЕ»

1.Летит, пищит

Ножки длинные тащит

Случай не упустит –

Сядет и укусит (комар).

2.Наткет, наплетет, сядет и добычу ждет (паук).

3. С ветки – на тропинку,

С травы – на былинку

Прыгает пружинка – зеленая спинка.

Чемпион по прыжкам

Скачет, скачет по лужкам (кузнечик).

4.Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдете вы (червяк).

5.Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь

А жужжу, когда кружусь (жук).

6.Кто над нами вверх ногами

Ходит. Не страшится.

Упасть не боится.

Целый день летает, всем надоедает (муха).

  1. Возле елок из иголок

Летним днем построен дом

За травой не виден он

А жильцов в нем миллион (муравейник).

  1. Я – пятнистая букашка,

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду (божья коровка).

ЗАДАНИЯ на тему «ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ»

  1. Ну – ка, кто из вас ответит

Не огонь, а больно жжет.

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печет (солнце).

2.И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет (иней).

3.Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно (лед).

4.Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали

А пошли искать их днем

Ищем, ищем – не найдем  (роса).

5.Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой  (снег).

6.Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня

Издалека по песенке

Узнаете меня (ручеек).

7.Весело мчится, в дверь стучится,

Ворота отворяет, пыль поднимает (ветер).

8.Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Показались на пути –

В них ни въехать, ни войти (радуга).

ЗАДАНИЯ на тему «РАСТЕНИЯ»

1.Я – камелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки (земляника).

2.Он в лесу стоял, никто его не брал

В красивой шапке модной, никуда не годный  (мухомор).

3.Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы (гриб).

4.Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит (крапива).

5.Что за тонкие иголки

Зеленеют на пригорке?

Это, выросли едва,

К солнцу тянется…(трава).

6.Рос шар бел,

Подул ветер –

Шар улетел (одуванчик).

7.Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок,

Расколоться все не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз – и треснул бок   (орех).

8.Весной вырастают, осенью опадают (листья).

РЕФЛЕКСИЯ

По окончанию игры подводят итоги и предлагают детям дать обратную связь. Свое эмоциональное отношение к игре дети выражают с помощью картинок «Зайчика» и «Белочки» (в соответствии с названием команды), на которых необходимо изобразить радость, если игра понравилась или грусть, если игра не понравилась. По изображениям на картинках дети озвучивают свое состояние во время игры.

 В конце игры дети получают сладкие призы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 192с.

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по экологии в старшей группе "Знатоки природы"

Цель: - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление- воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре- закреплять знания детей о...

Экологический КВН "Знатоки природы" подготовительная группа

Конспект экологического КВН "Знатоки природы" подготовительная группа...

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа...

Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»

Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»...

Конспек интегрированного занятия мир природы на тему " Знатоки природы" для подготовительной группы.

Цель: Выявить полученные знания, которые дети получили в течении учебного года.Задачи:• закрепить знания детей о природе (растениях, животных, насекомых) экосистемах, правилах поведения в природе...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в смешанной дошкольной группе на тему "Знатоки природы"

Конспект ООД в смешанной дошкольной группе на тему: «Знатоки природы»Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире. Задачи:Образовательные: сис...

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой "Знатоки природы"

Цель:повышение уровня экологической компетенции родителей;формирования правил экологически-правильного взаимодействия с окружающей средой;формирование отношения к себе как части природы;повышение роли...