Проект "Маленькие дизайнеры"
проект (старшая группа)

Макарова Светлана Константиновна

Данный проект направлен  на сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_dizaynery.docx331.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №121 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект по теме:

«Маленькие дизайнеры»

(Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР)

Статья

Проект разработала

Учитель-дефектолог Богданова Л.И.

Воспитатель Макарова С.К.

2023-2024 год

«Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета

Л.А.Венгер

Введение

     Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.

     Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, которое является одной из основных сторон дошкольного образования. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка.

     Проект ориентирован на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в сенсорном воспитании детей, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе и в дальнейшей жизни.

     Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия для сенсорного развития детей дошкольного возраста, предметом деятельности является разработка и использование наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду с целью накопления у детей сенсорного опыта, обогащения их мироощущения, повышения эмоционального тонуса, активизации положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждения интересов, формирования потребностей.

     Актуальность создания данного проекта состоит в том, что развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте, а играя, превращаясь в маленьких дизайнеров, дети знакомятся детей с профессией Дизайнера, мы даем им первые зачатки профориентации. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

     Сенсорное развитие ребенка, через приобщение к профессии Дизайнера  – это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания, которое формирует определенное звено сенсорной культуры. Но если усвоение данного опыта ребенком происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается: поверхностным, неполноценным. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни дошкольника.

     Именно поэтому актуально становится разработка проекта по ранней профориентации через сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

     Воспитание современного ребёнка и систематическое развитие его сенсорных способностей, на мой взгляд, - это приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного образования и воспитания особенно в современных условиях, поскольку сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а общество нуждается в подготовке широко образованных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

     Новизна проекта.  Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.

     В свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня возникает необходимость ранней профориентации, а именно приобщение детей к профессии дизайнер и использования для этого современных педагогических, инновационных, информационно-коммуникационных технологий образования, которые способствуют повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

     Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

     Гипотеза проекта. Если создать благоприятные условия для совершенствования деятельности органов чувств, для развития самостоятельной познавательной активности по накоплению представлений о профессии Дизайнер, то будет расширяться кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, повышаться уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.

     Цель проекта: способствовать ранней профориентации детей дошкольного возраста со знакомства с профессией Дизайнер,  через сенсорное развитие и формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста и взрослых посредством использования традиционных и инновационных технологий.

     Стратегическая цель: создание благоприятных условий для формирования и развития сенсорных представлений у детей дошкольного возраста.

     Тактические цели:

  1. Создать условия для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста и их родителей через знакомство с профессией Дизайнер.
  2. Сформировать стойкий интерес дошкольников к изучению окружающего их мира.
  3. Организовать психолого-педагогическую поддержку в детском коллективе.

     Задачи проекта:

  1. Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей дошкольного возраста через игру «Маленькие дизайнеры».
  2. Использование дидактических игр и упражнений в непосредственной образовательной деятельности.
  3. Применение сенсорных эталонов в практической деятельности детей.
  4. Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.

Ожидаемые результаты проекта

для детей:

  • познакомились с профессией Дизайнер.

  • научились играть в дидактические игры;
  • сформировался интереса детей к обследованию окружающих предметов;
  • вырос уровень сенсомоторного развития.

для педагогов:

  • пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и материалом;

  • создание условий, обеспечивающих эффективное использование приемов дизайна в оформлении игрушек, одежды, мебели и т.д.;
  • создание «Картотеки дизайнерских приемов, образцов»;
  • совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах сенсорного воспитания дошкольников, отборе содержания по данной теме, повышения качества педагогического труда.

 для родителей:

  • получили методические рекомендации по развитию у детей сенсомоторных способностей через приобщение к профессии Дизайнер;
  • научились создавать условия дома для сенсорных игр и правильно подбирать их;
  • повышение уровня педагогических знаний родителей по данной теме;
  • проявляют интерес к дальнейшему сотрудничеству с детским садом и развитию детей.

Участники реализации проекта: дети дошкольного возраста с ЗПР, педагоги и специалисты  ДОУ, родители.

Принципы для проекта:

  1. Принцип развивающего образования. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  3. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущем видом деятельности для них является игра.
  4. Принцип доступности - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.
  5. Принцип гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
  6. Принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

     Пути решения проекта:

  • обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются   создавать;
  • учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
  • разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
  • оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ.

- Определение актуальности проекта, постановка цели, задач проекта.

- Изучение методической литературы, интернет-ресурса, подбор материала.

- Составление перспективного плана совместных действий с детьми.

- Создание предметно- развивающей среды для работы по реализации проекта.

- Определение уровня сенсорного развития детей.

- Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.

 

2.

Практический этап

- Реализация содержания проекта.

-  Отслеживание процессов, анализ состояния.

- Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.

- Ознакомление детей с дидактическими играми и упражнениями по сенсорному развитию.

3.

Обобщающе - результативный этап

- Подготовка аналитического отчета.

- Обобщение и распространение опыта

4.

Презентация проекта

- Презентация проекта.

План мероприятий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

«Физическое развитие»

1. «Принеси кеглю» (по цвету).

2. «Обойди красную (желтую, зеленую, синюю) кеглю».

3. «Собери шарики в ведерки» (величина, цвет)

4. «Светофор»

5. «Прокати обруч»

Игра

Подвижная игра

Игровое упражнение

«Социально-коммуникативное развитие»

1. «Что стоит у нас в группе».

2. «Посмотри вокруг и назови, что похоже на круг (квадрат, треугольник, прямоугольник)»

3. «Положи маленькие  кубики в маленькую коробку, а большие в большую», «Поставь большие машины на пол, а маленькие на полку»

Беседа

Игра

Упражнение-игра

«Познавательное развитие»

Конструирование.

1. «На какую фигуру похож предмет».

2. «Какого цвета предмет?»

3. «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару», Тактильные пособия Монтессори.

4. «Найди предмет указанной формы», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя»

5. «Волшебные фигуры»

6. «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду», «Какие цвета использованы?» «Подбери по цвету»

7. «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки», «Дальше – ближе» «Подбери по величине»

8. «Собери стаканчики», «Сложи башенку», «Собери пирамидку», «Разбери пирамидку»

9. Найди и выложи закономерность.

10. Палочки Кюизьнера, болки Дьенеша.

1. « Кубики-мозаика», «Построим домик для зайки», «Волшебные полоски (работа с бумагой): - цветок, узор для платья, орнамент.

Беседа

Д/игра

Д/игры на развитие тактильных ощущений

Д/игры и упражнения для закрепления понятия формы

Презентация

Д/ игры и упражнения на закрепление цвета

Д/игры и упражнения на закрепления понятия величины

Д/игры на развитие восприятия, внимания, памяти

«Речевое развитие»

1. «Шарики воздушные – очень непослушные»

2. Чтение загадок про геометрические фигуры.

3. Разучивание потешек

4. Чтение художественной литературы: р.н.с. «Колобок», «Теремок», «Три медведя», стихи С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», А. Барто «Мяч», «Мой Мишка» З.Александрова

5. «Чей домик?», «Что катится, что не катится?»

Развлечение

Игры на развитие зрительного восприятия

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Рисование красками на темы: «Укрась платочек», «Придумай узор для платья», «Подбери нужную полоску по цвету для свитера, шапочки», «Придумай узор для коврика».

2. Аппликация: «Укрась полянку ёлочками и грибочками», «Подбери к домику нужные флажки», «Выложи красивый узор из геометрических фигур», «Волшебные полоски», «Укрась шарфик», «Игрушки из геометрических фигур»

3. Лепка «Придумай узор для варежек», «Веселая гусеница», «Красивая вазочка», «Волшебные цветы», «Придумай узор для шапочки»

НОД с использованием нетрадиционных техник рисования Выкладывание из мозаики

Игра

НОД

Д/игра

Работа с родителями

1. «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

2. Родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику»

3. «Развитие сенсорных способностей у детей с ЗПР через проект «Маленькие дизайнеры» »

4. Дидактические игры по сенсорному развитию

5. «Как развивать у ребенка сенсорные способности посредством дидактических игр и упражнений»

6. Родительское собрание «Сенсорное развитие ребенка»

Анкета

Квест

Мастер-класс «Украшаем одежду»

Консультация

Папка – передвижка

Памятка

Мастер-класс

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, создание центра по сенсорному развитию);
  2. Подбор литературы по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»; наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка дидактических игр и упражнений;
  5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к   занятиям.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2.  Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Выводы:

Л.С. Выготский сказал: « Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое».

Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения.

Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве.

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся ранней профориентацией дошкольников.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений о сенсорных эталонах, преобразована предметно – развивающая среда. Во многом благодаря этому, у детей вырос уровень сенсорного развития и восприятия. Дети познакомились с профессией Дизайнер.

Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения игр для развития сенсорных эталонов, консультации по использованию игр на развитие сенсорики в украшении предметов быта, применение простейших дизайнерских приемов в практической продуктивной  деятельности с детьми .

Все вышеперечисленное еще раз доказывает практическую значимость данного проекта. В перспективе развития проекта планируется дальнейшая непрерывная систематическая работа по ранней профориентации через  формирование сенсорных эталонов, дополнение системы дидактическими играми и материалами, а также продолжение работы по использованию инновационных и проектных технологий по сенсорному развитию.

В целом проект с детьми и родителями имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонне развитой личности ребенка, но и даст толчок для развития познавательной деятельности, развития речи и сенсорных эталонов, взаимопонимания и сближения родителя с ребенком.

Литература:

  • Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: пособие для педагогов/ авт. Т.В. Башаева
  • Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. Наталия Нищева         Изд. Детство-Пресс, 2011
  •  Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому/ авт. В.Г. Дмитриева
  • 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики: пособие для педагогов и родителей/ авт. Е.А. Солнцева
  • Петрова, Лиханова, Присяжнюк: Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие
  • Сольцева        О.Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском саду» №3-2007.
  • Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005.
  • Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред.Л.А.Венгера.: М., «Просвещение», 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия (познавательное и ручной труд) в подготовительной группе: «Путешествие в город мастеров-дизайнеров.»

Знакомство детей с профессиями дизайнера, флориста, декоратора.Обучение оформлению помещений, декорированию рамочек для фотографий, составлению букетов.(автор-составитель Хорольская Светла...

Программа кружка Юные дизайнеры

Программа кружка «Юные дизайнеры» (тестопластика)    Программа «Юные дизайнеры» имеет художественно-эстетическую направленность.      Программа предназнач...

Конкурс "Юный дизайнер - 2012"

Конкурс "Юный дизайнер -2012"Участница Евсюгина Алена, 4 года...

Занятие “Профессия – фито-дизайнер”

Занятие по ознакомлению дошкольников с профессией фито-дизайнер....

Программа кружка "Юный дизайнер"

Рабочая программа дополнительного образования по  развитию навыков изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста  «Юный дизайнер»...

программа "Мы - дизайнеры"

Программа ориентирована на развитие творческой самостоятельности средствами дизайна...

программа "Мы - дизайнеры"

Программа ориентирована на развитие творческой самостоятельности средствами дизайна...