«Гендерное развитие детей дошкольного возраста»
проект (младшая группа)

 Проект направлен на социальное развитие детей младшего дошкольного возраста, на становление у них гендерной идентичности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx51.46 КБ

Предварительный просмотр:

               «Гендерное развитие детей                  дошкольного возраста»

                                                                   

                                                                          Подготовила : Цидаева А.Э

Аннотация : Проект направлен на социальное развитие детей младшего дошкольного возраста, на становление у них гендерной идентичности.

 1.Вид проекта

Разработанный проект «Гендерное воспитание детей  дошкольного возраста» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой системой социальных и нравственных качеств. Поэтому вид педагогического проекта можно определить как исследовательско-творческий.

2.Цель  проекта

Формирование гендерной идентичности у детей .

3.Задачи  проекта

     1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

     2. Сформировать навыки и умения поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви,  доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.

     3. Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.

     4. Привлечь родителей к активному участию в проекте по гендерному воспитанию детей.

4.Срок реализации  проекта

Срок реализации проекта:  1 год. Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:

I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта, отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности, создание методических условий для реализации гендерного воспитания .

II этап – внедрение и реализация педагогического проекта.

III этап – анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта.

5.Участники  проекта

Дети 3-4 года, их родители, воспитатели.

6.Образовательная  область

Социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие

7.Актуальность  темы

Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. В переводе с английского языка слово «gender» означает «род». В психологии под гендерными признаками подразумеваются отличительные черты мужского и женского пола. Формирование у детей гендерной принадлежности начинается в раннем возрасте.

 Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении. Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов и нейропсихологов, определяют различия в структуре головного мозга. Так что воспитывать и обучать девочек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных мозговых структур.

В условиях современного общества особую роль приобретает личностноориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим, на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Нет сомнения, что гендерное воспитание необходимо как в семье, так и в детском учреждении. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, и чем мальчики отличаются от девочек в плане предпочтений, интересов, ценностей, а также моделей поведения. Однако знания не предполагают освоения ролей и формирования мужественности и женственности. Для закрепления мужских и женских черт характера потребуется особым образом организованная воспитательная среда, день за днем позволяющая ребенку проявлять свои полоролевые отличия.

Дошкольное детство является важным периодом в личностном и психическом развитии ребенка. Младший дошкольный возраст – пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии. Возникновение собственного самостоятельного «Я» и психологический выход из совместной со взрослым позиции «Мы», меняет отношение ребенка ко всему, что его окружает. В этот период центральное место в поле его осознания занимает мир людей. Он с любопытством изучает взрослых, «открывает» для себя в новом качестве сверстника. Начинается познание социальной действительности. Деятельность человека и его поведение, а главное, отношения между людьми становятся объектами пристального внимания, восприятия, подражания, наблюдения, осознания со стороны ребенка. Он берет на себя первые роли – близких взрослых и воссоздает в игре модель отношения взрослых к ребенку. Интенсивно начинает развиваться социальное восприятие, которое осуществляется по двум направлениям:  Восприятие мира взрослых. Желание стать взрослым (делать все, как взрослые; говорить, как взрослые) становится движущей силой развития ребенка. Он стремится вычленить, осознать, а затем и воссоздать в игре первые отношения, которые становятся доступными его пониманию (отношения взрослых к нему самому).  Восприятие сверстника. Ребенок «открывает» для себя сверстника в качестве объекта взаимодействия, как делового и игрового партнера (выделяет его из окружающих людей, идентифицирует себя с ним, стремится к общению и сотрудничеству).

  Гендерное воспитание заключается не только в помощи ребенку дошкольного возраста в осознании представителем, какого пола он является, но и в том, чтобы сформировать у него само понятие своего пола: «Я – мальчик/девочка». А также – воспитание у ребенка положительного отношения к своему полу. Можно определить следующие задачи гендерного воспитания: ознакомление детей со способами поведения, которые должны быть присущи мальчику или девочке.  Формирование нравственных качеств, которые присущи полу данного ребенка.  Воспитание культуры отношений между девочкой и мальчиком.  Повышение компетентности у родителей в вопросах гендерного воспитания детей.

8.Предполагаемые  результаты

У детей младшего дошкольного возраста будут сформированы:

1. Гендерно - ориентированное поведение.

2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.

3. Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.

4. Нравственные качества, принятые в обществе.

5. Коммуникативно-речевые навыки.

6. Мышление, память воображение.

7. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

  • беседы с использованием иллюстраций;
  • чтение художественной литературы;
  • сюжетно ролевые игры;
  • дидактические игры;

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаю преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, отзывчивость, вежливость, милосердие, честность, дисциплинированность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность.

  1. Теоретическое обоснование

     Федеральные государственные образовательные стандарты  ставят во главу угла личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим поднимается проблема учета гендерных особенностей детей. Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой.   Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.

     Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

     На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

     Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания  и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.

     Почему же именно в дошкольном возрасте так необходимо гендерное воспитание?

     Необходимость гендерного воспитания заключается в следующем:

- в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;

- в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;

- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

     Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

     К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.

10. Реализация педагогического проекта

План реализации проекта

№ этапа

Основные направления деятельности

Ответственные

1

Э
Т
А
П

1. Изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме.

2. Гендерный анализ предметно-пространственной среды группы.

6. Работа с родителями по созданию условий для обогащения предметно-пространственной среды группы

 

Воспитатели группы

2

Э
Т
А
П

1.Реализация педагогического проекта «Гендерное воспитание дошкольников».

С дошкольниками:

- специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения;

- подвижные игры;

- просмотр диа- и видеофильмов;

- творческая деятельность детей;

С родителями:

- анкетирование;

- беседы;

- консультации;

Воспитатели группы, родители

3

Э
Т
А
П

1. Оценка эффективности реализации.

педагогического проекта.

2. Выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному воспитанию дошкольников.

3. Повысить уровень компетенций и роли семьи в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Воспитатели группы

11.Диагностика

Входная диагностика проводится с детьми и родителями в начале учебного года. С родителями проводится анкетирование ,с детьми – в форме опроса .Заключительная диагностика проводится по аналогичной методике в конце учебного года.

12 .Заключение по проекту

     Создавая этот инновационный проект, я сделала вывод, что, организуя, педагогическое взаимодействие без учета гендерных особенностей дошкольников, мы - педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие.

     «Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого» (М.А.Панфилова).

     На мой взгляд, проект «Гендерное воспитание  дошкольников» является первым шагом в  гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является  он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека,  развивает      осознанное понимание значимости  себя  по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается  понимание  образа  я – мальчика (девочки).

Востребованность результатов реализации проекта.

     Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений:

 -серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии;

- дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми.

      Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.

     Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.

Опыт работы по предложенному направлению.

     Анализ материалов из опыта работы « Гендерное воспитание дошкольников»  выявил  положительные тенденции работы в этом направлении с учетом гендерного подхода:

- разработаны формы и методы организации различных видов деятельности;

- создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей мальчиков и девочек.

     Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности с учетом  гендерного подхода. Эта деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в детском саду.

     Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе детского сада.

 

 

 

Список литературы:

  1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2009. —236 с.
  2. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л.А. Венгера «Развитие». – М., 2000.
  3. Ефремова В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. – Издательство: «Учебная литература», 2008. – 160 с.

 

 

 

 

 

 

  Показатели развития детей о гендерной принадлежности на начало года.

- высокий уровень :7 детей( 26 % )

- низкий уровень: 11детей (74 % )

  Показатели развития детей о гендерной принадлежности на конец года.

- высокий уровень :15 детей (80% )

- низкий уровень: 3ребёнка (20% )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

Педагогический совет "ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Данный педсовет посвящен исследованию гендерного развития детей дошкольного возраста....

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное развитие детей дошкольного возраста.«Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи"

Гендерное развитие детей дошкольного возраста. «Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи" Определено содержание и эффективные методы работы ...

Сюжетно – ролевая игра и её роль в гендерном развитии детей дошкольного возраста

             В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного повед...

«Экологическое воспитание в гендерном развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Экологическое воспитание в гендерном развитии детей дошкольного возраста»...

Семинар "Особенности гендерного развития детей дошкольного возраста"

Семинар "«МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ. УЧИТЬ ПО-РАЗНОМУ, ЛЮБИТЬ ПО-РАЗНОМУ. Особенности гендерного развития детей дошкольного возраста"...