Мастер – класс педагогов МБДОУ «Детский сад №7 «Антошка». Выступление на тему: "Игра – головоломка "Танграм". Воспитатель Видякина Н. И.
план-конспект занятия (старшая группа)

Видякина Надежда Ивановна

Танграм — это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Особенностью ТАНГРАМА является простота и одновременно многофункциональность, что позволяет использовать игру на занятиях, в  режимных моментах, индивидуальной деятельности и в развлечениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tangram.docx22.08 КБ
Файл tangram.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Игра – головоломка «Танграм»

    Наш современный мир переполнен техническими новинками, быт модернизирован, роботы-люди научились думать и решать, а порой даже заменять самих людей. Душевная теплота постепенно уходит в небытие. Но, согласитесь, порой в самом простом можно найти необычное и увлекательное, даже в обыкновенной игре. Каждый из нас с детства знает, что такое игра. В ней мы обучаемся, забываем о насущных проблемах, стремимся к результату, пусть даже совсем незначительному, но важному для нас самих.

Что такое секрет, задача, логика? Конечно же, это головоломка. Меня заинтересовала старинная китайская игра-головоломка ТАНГРАМ, история которой насчитывает более четырех тысяч лет. Захотелось подробнее изучить историю возникновения этой головоломки, исследовать возможности этой игры и применении ее в своей работе.

Происхождение слова ТАНГРАМ доподлинно неизвестно. В Китае она называется Ши – Чао – Тю (семь хитроумных фигур). Первое изображение танграма (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Китагава Утамаро, где две девушки складывают фигурки. Первое печатное упоминание о танграме встречается в китайской книге, изданной в 1813 году и написанной в правление императора Цзяцина. Появление танграма на западе относят не ранее чем к началу XIX столетия, когда эти головоломки попали в Америку на китайских и американских судах. Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква").

Президент Гарвардского университета Томас Хилл в 1848 году впервые использовал слово «танграм» в своей брошюре «Головоломки для обучения геометрии».

Всем нам известна сказка «Алиса в стране чудес», ее любят и взрослые, и дети, но мало кто знает, что автор сказки Льюис Кэрролл не только прозаик и поэт, но и математик, и считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга, в которой было 323 задачи. В книге «Модная китайская головоломка» Л. Кэрролл пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании (на острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость».

Существует много легенд о появлении танграма, но мне больше всего понравилось красивое сказание о битве Бога Грома и Великого дракона. Бог Грома разбил небо на 7 частей, упавших на землю. Черные куски поглотили земной свет и все существовавшие формы объектов. Дракон начал создавать из «кусков неба» различные формы – животных, растения, человека.

 

    Все новое – это хорошо забытое старое! И совсем недавно я заново открыла для себя эту увлекательную игру – головоломку танграм и активно использую ее в своей работе с детьми.

Что же такое ТАНГРАМ?

Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») состоит из семи плоских фигур, или танов - 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), параллелограмм и квадрат. Их необходимо сложить определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т.д. Условиями игры являются использование всех семи фигур танграма и отсутствие наложения между фигурами. Начинать сложение головоломки следует с нахождения местоположения самого большого треугольника.

Из такого небольшого количества деталей можно получить огромное количество разнообразных фигур – подсчитано, что вариантов более 7000!

Танграм развивает множество способностей. Одна из целей танграма заключается в обучении детей самостоятельному поиску решения. Складывая фигурки в том или ином порядке, дошкольники пробуют различные варианты, выбирая оптимальную композицию в соответствии с заданными правилами.  Магический квадрат, как и другие логические задачи и головоломки, отлично активизирует умственную деятельность, воспитывает характер. Игра «Танграм» направлена на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» / «часть» - все то, чем необходимо овладеть дошкольнику для развития предпосылок формирования функциональной грамотности.

Особенностью ТАНГРАМА является простота и одновременно многофункциональность, что позволяет использовать игру на занятиях, в  режимных моментах, индивидуальной деятельности и в развлечениях.

   На занятиях по ФЭМП дети, играя, запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. Игра “Танграм” проводится как часть занятия по математике в течение 5-7 минут. Игра детям нравится. Был введен элемент соревнования, и тот, кто быстрее других выкладывал картинку, получал награду-фишку. Во время игры в “Танграм” у детей закрепляются навыки количественного счета. (Всего 5 треугольников, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 средний по величине треугольник. Всего в игре 7 танов). Считая таны сверху вниз, слева направо, дети упражняются в ориентировке в пространстве.

   Используется «Танграм» на занятиях по развитию речи. Дети, слушая сказку, составляют сюжетную картину по образцу, используя весь набор конструктора. Так мы распределили роли и обыграли русскую народную сказку «Теремок», создав терем и животных. Создавая животных, мы  рассказываем про них веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, закрепляя и автоматизируя звуки.

  В утренние и вечерние часы при работе с танграмом используется игровой элемент – мы придумываем сказки и увлекательные сюжеты. Например: Жил - был волшебный квадрат, который по велению доброй волшебницы распался на несколько фрагментов, из них можно создать буквально все. Но волшебнице нужен помощник, поэтому ребенок на время наделяется чудесной силой, а по магической книге (рисункам и схемам) он будет населять вымышленное царство различными жителями, строить там дома, лодки, елки и прочее. Также делимся на подгруппы и придумываем свою сказку, используя фигуры, составленные из элементов танграма.

Мы с ребятами даже придумываем свои игры с танграмом: «Найди похожие фигуры возле себя», «На что похоже?», «Чем отличаются фигуры?».

  С музыкальным руководителем мы планируем использовать ТАНГРАМ на новогоднем утреннике, это будет одно из заданий, которое надо выполнить, чтобы помочь герою попасть на праздник.

Применяя «Танграм» в работе, я пришла к выводу, что комбинируя на плоскости элементы разрезанного на части квадрата, можно создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых - очертания животных, людей, бытовых предметов. Эта головоломка развивает умственные, творческие и комбинаторные способности, пространственное воображение, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учит терпению и последовательности.

Играть в такую игру дети могут довольно долго и с увлечением. «Танграм» - игра – головоломка на все времена!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Китагава Утамаро (1753—1806)

Слайд 4

Томас Хилл Грин (1836 – 1882)

Слайд 6

Император Цзяцин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей детей средней группы с ТНР на тему "Играем дома - развиваем речь"

Предлагаю вашему вниманию практический материал для проведения мастер - класса. Работая в логопедической группе, часто сталкиваешься с нежеланием родителей закреплять изучаемый речевой материал дома. ...

План работы воспитателя - наставника Конновой Г.А. на 2018-2020г.г. МБДОУ "Детский сад № 7 "Антошка".

Цель: Создание в ДОУ условий для  профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.З...

Мастер-класс для родителей воспитанников младших групп и ГКП на тему «Играем с язычком и пальчиками»

Представлен практический материал для обучения родителей играм и упражнениям по развитию артикуляционной моторики и речевого дыхания детей раннего возраста...

Приказ от 31.08.2020г №152/1-ОД " Об утверждении положения о Мастер-Классе педагогов" МБДОУ"Д/с"Островок".

Приказ от 31.08.2020г  №152/1-ОД " Об утверждении положения о Мастер-Классе педагогов" МБДОУ"Д/с"Островок"....

МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка" г. Охи Сахалинской обл.

МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка"  г. Ох...