Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Как на Руси весну встречали. Закличка весны. Изготовление народной куклы Веснянки»
план-конспект занятия (старшая группа)

Филиппенкова Мария Сергеевна

Сегодня, русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. Приобщение детей к русской народной культуре — работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все — форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kak_na_rusi_vesnu_vstrechali._gotovoe.docx39.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для старшей группы

«Как на Руси весну встречали. Закличка весны.

Изготовление народной куклы Веснянки»

Цель: Знакомство детей с русскими народными традициями и обрядами и с народной куклой Веснянкой.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору.  
  • Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками.

Воспитательные:

  • прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Развивающие:

  • Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира;
  • Развивать интерес к народным игрушкам.

Материалы и оборудование: тряпичные куклы; образец куклы Веснянки; матрешки разными эмоциями;

Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы

Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья и косынки

Нитки для перевязывания — ирис или мулине

Атласная тонкая ленточка

Интеграция образовательных областей: Познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход занятия.

  1. Вводная часть

Дети входят в зал, их встречает воспитатель.

Слайд 1. Воспитатель: Здравствуйте дети, меня зовут Мария Сергеевна. Ребята я рада вас всех сегодня видеть и мне бы хотелось начать сегодняшнее занятие с улыбки.

В круг скорее становись,

Крепко за руки держись.

Пусть наша добрая улыбка,

Согреет всех своим теплом.

Напомнит мне как важно в жизни

Делится счастьем и добром.

Дети стоят лицом к монитору.

Слайд 2. Воспитатель: Ребята, давайте подойдем поближе к экрану. Скажите, а в какой стране мы свами живем? Как она называется? Ответы детей

Воспитатель: В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью.

Слава нашей стороне, слава русской старине!

И про эту старину, я рассказ сейчас начну.

Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

Слайд 3. Воспитатель: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. «Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку».

Слайд 4. Воспитатель: Раньше все постройки были сделаны из дерева? Значит, какие они? Вокруг городов строили крепость, чтобы защищаться от врагов (Слайд деревянным городом) Ответы детей

Слайд 5. Воспитатель: А на этой картинке Смоленск. Какие достопримечательности города вы видите на картинке? (Слайд с избой) Ответы детей

Слайд 6. Воспитатель: А хотите ли вы ребята, настоящею избу увидеть? (Слайд с избой) Ответы детей

Слайд 7. Воспитатель: Я вас приглашаю в нашу избу. Давайте ее рассмотрим, что вы видите на картинке? Ответы детей

II.        Основная часть

Воспитатель: Ребята, у вас у всех есть любимая игрушка. Расскажите, с какой игрушкой вы любите играть? Ответы детей 

Воспитатель: У меня тоже есть любимая игрушка. А знаете какая? А давайте я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.

Я хорошая игрушка –

Каждой девушке подружка.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

Воспитатель: Правильно кукла.

Воспитатель: Ребята, я с собой принесла волшебный сундучок. А хотите узнать, что в нем? Ответы детей

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это?

Воспитатель достает матрешку и ставит на стол.

Воспитатель: Из чего сделана игрушка? Ответы детей

Воспитатель: Правильно из дерева, значит деревянная

Воспитатель: А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Ответы детей 

Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка – добрый молодец, по вольной земле русской. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, грустит. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

Слайд 8. Дидактическая игра: «Собери пазл (матрешка)»

Воспитатель: Давайте мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Собери матрешку».

Слайд 9. Воспитатель: Ребята, а у меня в сундуке есть еще кукла. (показывает соломенную куклу) Догадайтесь из чего она сделана? Из соломы, солома – это стебельки пшеницы. Значит кукла какая? Ответы детей

Воспитатель: Правильно соломенная. Молодцы.

Воспитатель: А теперь самая интересная кукла вот она (показывает куклу оберег). Она сделана из ткани. Значит тряпичная кукла. А смысл этой куклы очень большой, потому что она защищала дом от неприятностей, болезней.

Воспитатель: Посмотрите сколько же кукол приехали к нам в гости и все они народные. Знаете, почему их так называют? Потому что с самых древних времен на Руси делали куклы для праздников, для детей, а еще кукла защищала дом от неприятностей, болезней, пожаров. Желанница. Кукла приобретается для исполнения заветных желаний. Куклу крупеничку делала хозяйка дома для всей семьи. Поделка устанавливалась на видном месте и была символом сытости и достатка. Кукла на здоровье забирает болезнь на себя и помогает человеку поправится. А эта кукла называется Веснянка. (Показывает) Почему она так называется? Ответы детей

Воспитатель: Потому что с ней люди выходили зазывать весну, тепло, лето, и хранили ее до следующей весны, чтобы она приносила удачу.

Воспитатель: А давайте мы тоже сделаем Веснянку и будем зазывать весну как в древние времена. Но сначала мы немного отдохнём.

Слайд 10. Физминутка:

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,

Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"

Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)

Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)

Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)

Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)

Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

Слайд 11. Воспитатель: Отдохнули, а теперь давайте пойдем и займем свои рабочие места. Посмотрите перед вами несколько видов ткани, веревочки. Вставляем ручки под головой куклы. И закрепляем красной нитью, перевязав и сделав обережный крест на груди Веснянки. Для платья возьмем лоскут. Немножко подгибаем верхнюю часть лоскуточка. И оборачиваем им тело куколки под обережным крестом. При этом нужно не просто оборачивать в несколько рядов, а обернуть в один ряд, сформировав складочки на платье. Перевязываем верх платья красной ниточкой. (Показ воспитателя приемов изготовления куклы).

Слайд 12. Воспитатель: Молодцы у всех получились красивые куклы. Обратите внимание что у наших кукол нет лица, так и должно быть. А теперь пойдемте в лес зазывать весну с куклой Веснянкой (Звучит музыка звуки леса)

Воспитатель: А вот и поляна. И сейчас я вам покажу как зазывали весну.

Воспитатель: (С куклой в руках.)

Приди весна, приди красна

С ясным солнышком, колоколышком.

Дети повторяют.

Слайд 13. Воспитатель: Сейчас и медведь проснется, и муравьи, подснежники зацветут и солнце будет ярче светить.

Воспитатель: Ребята вот и закончилось наше занятие. Пусть ваши куколки вас берегут, охраняют и во всем помогают. Куколки эти волшебные, они хранят тепло ваших рук, их можно подарить своим близким.

  1. Заключительная часть

Слайд 14. Воспитатель: Ребята, какую куклу мы с вами сегодня делали? Как она называется? Ответы детей

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? Ответы детей

Воспитатель: Что вы узнали нового? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось занятие? Ответы детей Возле меня лежат матрешки с разными эмоциями, я предлагаю вам выбрать ту матрешку, которая отражает ваши эмоции от нашего занятия.

До свидания. (Дети уходят из зала)


Цель: Знакомство детей с русскими народными традициями и обрядами и с народной куклой Веснянкой.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору.  
  • Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками.

Воспитательные:

  • прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Развивающие:

  • Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира;
  • Развивать интерес к народным игрушкам.

Анализ целей и задач.

Данное занятие проводилось с детьми старшей группы, в количестве 10 человек. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение) .

2. Наглядно-демонстрационный (картинки с изображением семьи, картинки-схемы с изображением генеалогического древа) .

3. Игровой (коммуникативная игра, игра с мячом, строительная игра) .

4. Музыкальное сопровождение (прослушивание песни о семье) .
И приёмы: игровой, пояснения, указания, показ, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то использовался приём: дополнение предложения начатого педагогом, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей).

В работе с детьми использовала беседу, вопросы, прослушивание музыки, разнообразные игры - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

-групповая;

-индивидуальная.

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

В вводной части с детьми была проведена коммуникативная игра (проводилась стоя, что позволило мотивировать детей на дальнейшую деятельность. Затем я сюрпризный момент.

В основной части я познакомила детей с разными народными игрушками. С детьми беседу на тему: «Происхождение матрешки». Затем давались новые знания об кукле «Веснянке» и ее значении, познакомила детей с определенными видами народных кукол. Была проведена дидактическая игра собери матрешку.

Физминутка позволила сменить статическую позу и соблюсти двигательный режим. Здесь использовала ритмические движения под музыкальное произведение о весне.

Заключительным этапом основной было изготовление куклы веснянки. Показав и объяснив как нужно выполнять. Дети изготавливали данную куклу с интересом. Здесь основной задачей было познакомить детей с Веснянкой и ее значением..

Чтобы подвести общий итог занятия я использовала прием-вопрос.
Дети отвечали на вопросы и выразили свое отношение к собственной деятельности и общению друг с другом. А также дети с помощью печальной и веселой матрешки раскрыли свои эмоции от занятия.

Деятельность детей на занятии заключалась в речевой активности, двигательной активности, умственной активности. Смена видов деятельности позволила сохранить интерес детей и работоспособность.

Я считаю, что цель занятия была достигнута, поставленные задачи решены именно теми приемами, которые я запланировала.

Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей.
Считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Недостатки: в ходе занятия не достаточно было индивидуальной работы. Развивать индивидуальный подход с некоторыми детьми,  обогащать словарный запас слов ,строить правильно предложения, активизировать работу с малоподвижными детьми, работать над правильностью произношения слов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему: ознакомление с русским народным искусством "В дымковской сказочной стране"

ПРОГРАМНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ. Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к народным мастерам, вызвать интерес к народному творчеству;Образовательные задачи: продолжать знакомить детей...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Весна пришла»

В этом занятии ,ребята работают  с картиной Леветана "Весна" Дети высказывают свое отношение к этой картине. Развивают знания о  весенних изменениях в природе. Работая с другой картиной...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна пришла» (развитие речи, обучение грамоте)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна пришла» (развитие речи, обучение грамоте)Цель:— совершенствовать умение составлять по картинкам предложение, связывая их по смыслу в рассказ;—...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада по художественному творчеству «Девушка – весна».

Представляю вашему вниманию интегрированое занятие в старшей группе "Девушка - Весна". Данное занятие представляет собой совместную работу детей по созданию образа "Девушки - Весны"...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с детьми с ТНР "Встреча весны".

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с детьми  с ТНР  "Встреча весны"....