Консультация для родителей на тему: "Конфликты дошкольников"
консультация

Консультация для родителей на тему: "Конфликты дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Наша главная задача – не заглядывать

В туманную даль будущего, а действовать

Сейчас в направлении, которое нам видно.

Томас Карлел.

В дошкольном возрасте дети активно учатся взаимодействовать с окружающим миром, в том числе и общаться со сверстниками. А это неизбежно ведет к возникновению первых конфликтов. Как предотвращать и разрешать споры между детьми? К ссорам между детьми обычно приводят:

  • различные разрушения: например, один ребенок ударил башню из кубиков, которую построил другой, и башня рассыпалась;
  • игрушки, игровые атрибуты и другие вещи, которые детям не удалось поделить или которые один ребенок отнимает у другого;
  • разные взгляды детей на выбор совместной игры, определение ее сюжета, игровых ситуаций, персонажей, их действий, распределение ролей;
  • споры о правильности игровых действий.

Причины конфликтных ситуаций зависят от возраста. В 3-4 года дети чаще всего ссорятся из-за игрушек, которые не получилось поделить, и сломанных сооружений. В этом возрасте малыши проходят очередной этап становления личности – на некоторое время становятся ярыми собственниками и очень остро переживают посягательства на «свои» вещи. При этом полноценно выражать эмоции словами дети пока не умеют. Поэтому конфликты обычно решаются с помощью физической силы, плача и привлечения взрослых.

К 4-5 годам дети в детском саду начинают все активнее взаимодействовать друг с другом. На первое место выходят споры из-за выбора совместных игр, желания или нежелания играть вместе.

В старшем дошкольном возрасте поводы для конфликтов становятся еще разнообразнее – у малышей могут быть разные взгляды на правила и сюжет игры, распределение ролей, поведение игроков.

В любой группе есть дети, у которых или из-за которых чаще всего происходят конфликтные ситуации. У них могут быть разные модели поведения:

  • Агрессивный – раздражается, когда его не слушают, задирает окружающих.
  • Жалобщик – всегда находит повод для недовольства и высказывает его.
  • Молчун – ведет себя спокойно, мало говорит, поэтому другим детям и воспитателю сложно понять, чего он хочет.
  • Сверхпокладистый – соглашается со всеми.
  • Всезнайка – считает, что только он знает, как и что делать.
  • Нерешительный – долго принимает решения, боится ошибки.
  • Максималист – хочет всё и прямо сейчас.
  • Скрытный – затаивает обиды и может отомстить обидчику, когда тот уже забыл о своем проступке.
  • Лгун – распространяет ложную или непроверенную информацию, перекладывает свои проступки на других.

Дети, из-за которых возникают конфликты, стремятся к общению со сверстниками, но не умеют этого делать из-за особенностей характера, воспитания. Многие из них с помощью споров и ссор пытаются самоутвердиться в коллективе. Как предотвращать конфликты детей в детском саду?

 Наша цель в профилактике конфликтов – объяснить детям, что в общении с окружающими нужно уметь договариваться, высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую. Для этого в рамках воспитательной работы нужно:

  • Установить в группе правила поведения: не толкаться, не драться, не использовать обидные прозвища, не отнимать друг у друга игрушки, спрашивать разрешения, если хочешь взять чужую вещь и т. д.
  • Беседовать о реальных или вымышленных конфликтных ситуациях, подталкивая детей к анализу – спрашивать, из-за чего произошла ссора, как бы они чувствовали себя на месте каждого участника, как можно примирить враждующие стороны. Описание реальных конфликтов, которые были в группе, нужно строить так, как будто они произошли с другими детьми.
  • Устраивать сюжетно-ролевые игры, показывающие примеры правильного и неправильного поведения в конфликтных ситуациях. Также можно использовать для этого сказки, мультфильмы.
  • Поощрять детей, которые стараются избегать конфликтов, умеют корректно себя вести.
  • Объяснять детям, что любую спорную ситуацию можно разрешить путем компромисса, не прибегая к помощи воспитателя.

Если мы видим назревающий в группе конфликт, то мы стараемся его предотвратить, например, свести ситуацию к шутке или отвлечь детей от объекта спора.

Далеко не все конфликтные ситуации между детьми требуют вмешательства взрослых. Небольшие ссоры обычно разрешаются сами собой. Они крайне важны для социализации, учат детей самостоятельному разрешению конфликтов, способности находить компромисс.

Если же конфликт серьезный, нам нужно не просто призвать детей к порядку, мы должны стать посредником в споре и решить его одним из способов:

  • найти компромисс, который удовлетворит всех участников конфликта;
  • частично или полностью устранить причину ссоры;
  • изменить цели конфликтующих;
  • достичь соглашения по спорному вопросу.

Например, два мальчика в группе детского сада поругались из-за того, что один хочет строить из конструктора башню, а второй – вертолет. У нас воспитателя несколько вариантов, как помирить спорщиков:

  • достать второй конструктор;
  • предложить разделить конструктор – каждому отобрать нужные для постройки детали;
  • предложить собрать из конструктора вместе что-то новое, например, мост;
  • предложить построить сначала башню с вертолетной площадкой, а потом и сам вертолет.

Если конфликт сопровождается слезами и агрессией, детей нужно сначала развести в стороны и успокоить, и лишь потом пытаться выяснить причины ссоры и найти пути ее разрешения. Важно, чтобы это происходило без свидетелей. Нужно выслушать мнение каждого из участников ссоры. После того, как будет достигнут компромисс, стоит закрепить полученный урок – спросить детей, поняли ли, из-за чего возник конфликт, как они будут действовать, если ситуация повторится.

В процессе воспитательной работы в своей группе мы, не нарушая детский замысел и самостоятельность детей, целенаправленно влияем на содержание их игр, создаём условия для творчества, помогаем детям устанавливать хорошие взаимоотношения. Проблема состоит в том, что, когда возникают игры, объединяющие большое количество детей, между ними наблюдаются разногласия из-за распределения ролей, способа реализации той или иной конкретной роли, характера развития сюжета, способа выполнения конкретного игрового действия. Вот некоторые примеры разрешения конфликтов.

Ситуация «Одинокий ребёнок»

В групповой комнате играют дети. Максим подошёл к ним и сказал:

- Возьмите и меня поиграть в поезд.

- Нет, мы никого не принимаем, - ответили дети.

Поезд отходит от станции. Максим поспешил к другой группе детей:

- Можно и мне с вами?

- Нет, нас и так много, - ответили дети.

Максиму одному было скучно, и он подошёл ещё к одной группе, где играли в настольный футбол.

- А можно занять очередь, чтобы и мне поиграть?

- Нет, - ответили ему мальчики, - в эту игру мы сами хотим играть.

Максим, опустив голову, медленно отошёл от детей, остановился у окна и стал ждать, когда за ним придут.

Разрешение конфликта.

В данном случае следует поговорить с детьми, почему Максим остался один, ему очень грустно, когда все от него отказались, нужно обязательно помочь ему и принять его в игру. Рассмотреть с детьми игровую ситуацию, может быть, у них не хватает какого- либо героя (в данном случае, в поезде: кондуктора, контролёра, бригадира поезда, сопровождающего полицейского). Вот как раз Максим и будет вашим недостающим героем. В следующий раз на его месте может быть любой из вас.

Ситуация «Ребёнок- лидер»

Девочки решили играть в игру «Магазин». Катя сказала:

- Чур, я буду продавцом, а вы все покупатели.

Начался спор по поводу того, что Катя каждый раз бывает продавцом, больше никто. Помимо всего, девочка стала указывать играющим, что кому покупать, с чем приходить в магазин. Детям это не понравилось, и они отказались от игры.

Разрешение конфликта.

Здесь опять же нужно поговорить с ребёнком, что не может быть один и тот же продавец, они работают по сменам с выходными днями, а ей стоит побыть и покупателем, иначе она останется без игрушек и гостинцев. Если Катя на это не согласится, то можно предложить воспитателю принять роль продавца, а все остальные будут покупателями. Следует закрепить правило, что роли нужно распределять по - очереди. На крайний случай можно воспользоваться считалкой

Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Коврик мира», «Мирные стулья», «Уголок для друзей» и др. А в гости к детям могут приходить литературные герои.

Всестороннее полноценное воспитание ребёнка дошкольного возраста происходит только в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Необходимо сделать родителей активными помощниками и единомышленниками педагогов. Однако, при общении с родителями часто возникают конфликтные ситуации. Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный ребёнок. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в безобразную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации. Но какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт - обеспечить высокую культуру общения.

Таким образом, попадая в детский сад, ребёнок начинает находиться в новых, непривычных для него условиях, в окружении незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребёнка. Именно поэтому эмоциональное развитие ребёнка является основой нравственного воспитания. Дошкольники отличаются особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми, эмоционально отзывчивыми.

Для того, чтобы по мере возможности, учить детей избегать конфликтов рекомендуется проводить методы их профилактики. Как мы знаем, что конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Наиболее перспективное предупреждение конфликтов на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии их зарождения.

Определяющим фактором в профилактике детских конфликтах является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направленно на приучение к определённым социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ""

Консультация, нацеливает родителей на создание психологических условий для развития механизмов таланта ребёнка, где гармонично развивается личность дошкольника и его творческий потенциал....

Консультация для родителей «Монологическая речь ребёнка – дошкольника»

В консультации по развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста коротко раскрываются этапы развития речи детей, и предлагаются задания и упражнения с дошкольниками по развитию монологической р...

Консультации для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников

Консультации по музыкальному воспитанию дошкольников. Оформление ширм для детского сада....

Консультация для родителей "Здоровое питание для дошкольников"

Правильное питание детей - одна из основных линий здорового образа жизни. Данный материал даст информацию родителям о здоровой пище для детей ....

Консультация для воспитателей на тему: "Конфликты с родителями воспитанников. Рекомендации по их разрешению и профилактике"

Консультация проводилась в рамках педагогического совета. Воспитатели ознакомились с понятием "конфликт", его последствиями и функциями. Выполнили упражнение и определили стратегию, которую они выбира...

Методическая разработка на тему: Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям».

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям»....

Консультация для родителей по физическому воспитанию дошкольников «Спортивный уголок дошкольника»

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста по организации спортивного уголка в услових семейного воспитания...