"Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Сорокина Светлана Владимировна

Как помочь детям освоится в многоообразии профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 141»

«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста».

воспитатель Сорокина С.В.

ст. воспитатель Рубцова О. В.

В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт.

В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы, они представлены на слайде.

Идея «ранней профориентации», в современном понимании – это процесс профессионального самоопределения человека, важнейшими характеристиками которого выступают преемственность и непрерывность.

Появление категории «ранняя профориентация» в дошкольном образовании вызвало самые различные толкования у профессионалов.

Ранняя профориентация в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции, которая обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Таким образом, в трудах педагогов прошлого и в современной научной литературе, данная проблема рассматривается многоаспектно, доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте, определены различные пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых.

В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации обучающихся. В рамках преемственности по профориентации дошкольная образовательная организация является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

 Актуальность формирования у дошкольников первичных представлений о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным законом об образовании и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ОП ДО, разработанной на основе ФОП ДО.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе: формирование осознанного отношения и интереса к трудовой деятельности, расширение представлений о труде взрослых, о значении их труда для общества, воспитание уважительного отношения к людям труда и др.

 В настоящее время в ДОО существует проблема по организации ранней профориентации детей: не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий; работа педагогов в ДОО по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный рынок труда. 

Интервьюирование детей нашего ДОУ об их представлениях о труде взрослых и профессиях показало, что только половина из них может назвать, где и кем работают их родители, потому что мамы и папы не рассказывают ребятам о своей работе! Представление о труде взрослых у детей было размыто, они не могли ответить на вопрос, что делают их родители на работе. Распространенными ответами были: «на работе работают», «на работу ходят», «на работу ездят», «работу работают». Большинство детей утверждают, что «на работу ходят, чтобы заработать денежки».

Новизна данного опыта работы заключается в том, что содержание деятельности педагогов строится на обобщении идей ранней профориентации дошкольников и носит развивающий характер. Мы делаем акценты не столько на знакомство детей с различными профессиями, сколько на формирование представлений о труде взрослых через использование технологий, развитии личностных особенностей, индивидуальных возможностей и способностей.

Исходя из важности проблемы мной была поставлена цель: Использование педагогических технологий для развития представлений о профессиях взрослых у детей старшей группы в рамках ранней профориентации.

При планировании в контексте профориентированного содержания учитываю принцип тематического построения образовательного процесса. Данное планирование позволяет сгруппировать содержание образования по ознакомлению детей с профессиями взрослых в соответствии с темой недели, профессиональными праздниками, временем года и сезонным трудом взрослых и пополнить предметную среду соответствующими материалами.

Организация развивающей предметно-пространственной среды является важным компонентом ранней профориентации дошкольников.

В группе созданы тематические модули, позволяющие реализовать культурно-средовой подход к осуществлению ранней профориентации в которых представлены: маркеры игрового пространства, атрибуты, макеты для режиссерских игр с прикладами и предметами- заместителями, многофункциональная ширма.

элементы специальной одежды (формы); наглядно-дидактические материалы: карты-схемы трудовых процессов, например, наглядный алгоритм издательского цикла; технологические карты сюжетно- ролевых игр, проведения опытов; схемы построек; наглядно-информационные материалы, отражающие специфику деятельности представителей профессий разных кластеров; видео- аудиоматериалы на цифровых носителях, подборка художественной литературы – собраны книги о разных профессиях, как современных, так и старинных.

Во всех центрах в виде картинок – моделей представлены профессии определенной направленности, например, в центре музыки и театрализации: певец, музыкант, дирижер, что позволяет актуализировать представления воспитанников и стимулирует к передаче профессиональных трудовых действий людей.

Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют решению задач по ранней профориентации дошкольника - двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного результата, необходимо систематически осуществлять работу по развитию представлений о профессиях взрослых у детей старшей группы в рамках ранней профориентации, выделив для этого время в организованной образовательной, а также совместной деятельности воспитателя с детьми в режимных моментах; в самостоятельной деятельности детей в созданной РППС.

В представлениях детей о профессиях имеются существенные половые различия. Девочки отдают предпочтение профессиям системы «человек-человек». Мальчики в первую очередь называют профессии системы «человек-техника», а также целый ряд военных специальностей.

Знакомя дошкольников с различными видами профессий использую определенный алгоритм:

называю профессию и знакомлю с тем, трудовые действия определенной профессии;

обозначаю место труда; представляю спецодежда или форму;

оборудование или инструменты, которыми пользуется работник;

результат его труда, где и кем он используется.

Кратко представим технологии, используемые в системе педагогической работы. Технология макетирования.

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности: чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, игры.

Развивающий потенциал данной технологии в ранней профориентации в том, что она дает возможность вариативного использования игрушек, предметов-заместителей, маркеров пространства, объединения разных по содержанию макетов, что способствует формированию у детей самых разнообразных игровых замыслов и позволяет закрепить полученные знания о профессиях взрослых и «прожить» производственные сюжеты.

В группе имеются макеты и приклады для них для ознакомления с разными профессиями.

Игровые технологии предоставляют возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания мира профессий в другие условия, способствует проявлению самостоятельности и творческой инициативы. При ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями взрослых использую:

– дидактические игры для закрепления знаний о трудовых процессах, инструментах, необходимых людям разных профессий: «Узнай профессию», «Чье орудие труда», «Маленькие помощники», «Собери картинку по профессиям», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»;

– Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра.  В процессе профориентационных сюжетно-ролевых игр   стимулирую детей: -вводить в игру всё новые атрибуты: технику, инструменты;

-вводить в игру всё новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос); -расширяю перечень сюжетов для игр («пекарня», «банк»,

«туристическое агентство», «кафе», «театр», «аптека»).

Именно в таких сюжетно-ролевых играх изучаются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непрерывной образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания сформированы достаточно полно, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и реквизиты для игры».

Цифровые технологии. Значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения детьми дошкольного возраста, что представляет определенные проблемы в организации ранней профориентации в ДОУ.

Поэтому использование цифровых образовательных технологий помогает повысить вариативность и наглядность образовательного процесса и обеспечить оперативность обратной связи. В детском саду имеется программа Мерсибо, в которой имеется раздел по ознакомлению с профессиями, программно- методический комплекс Окружающий мир и основы безопасности в детском саду. Содержание направлено на закрепление представлений о профессиях и орудиях труда. Раздел состоит из 3 модулей, один модуль охватывает 6 профессий. Первый модуль представлен профессиями: садовник, парикмахер, портной, повар, уборщица, продавец. По такому типу представлены и 2 других модуля.  

 Мультфильмы из серии Навигатум знакомят с профессиями взрослых, очень много профессий представлено в сериях.

Решение задач ранней профориентации в рамках проектной деятельности осуществляется через интеграцию содержания всех образовательных областей, видов культурных практик и форм педагогических событий.

Используя метод проектов в организации ранней профориентации, необходимо помнить, что проект – это совместный продукт сотрудничества и сотворчества всех участников образовательного процесса от замысла до воплощения.

Исходя из интересов детей нами был разработан долгосрочный проект «Знакомимся с профессиями»  с учетом выделенных профессиональных кластеров.

Приведем пример реализации проекта, посвященного приобщению детей старшего дошкольного возраста к профессиям медиа-кластера.

В рамках данной темы можно познакомить детей с профессиями: журналист, комментатор, обозреватель, репортер, фотокорреспондент, редактор, оператор, монтажер, звукорежиссер, телеведущий, диктор, гример, костюмер.

Опрос детей показал, что дети знают такие передачи как «Новости», «Поле чудес», «В мире животных», «Умники и умницы», проекты «Голос», «Лучше всех!», «Ледниковый период. Дети» и др.

В рамках знакомства детей с профессиями медиа-кластера наибольший интерес вызвала у детей профессия телеведущего, журналиста.

В качестве примера представляю вашему вниманию подготовку передачи «В мире животных», которая очень заинтересовала детей.

С детьми посмотрели видеозапись телепередачи «В мире животных». При этом обращала внимание детей на то, как телеведущий ведет рассказ о животном, о том, что он рассказывает и в какой последовательности о том или ином животном.

Далее детям предоставлялся выбор животного, о котором они будут готовить свое сообщение.

 К работе над проектом были привлечены родители, которые совместно с детьми посредством интернет-ресурсов и энциклопедий осуществляли поиск информации о животных, изготавливали электронные презентации, даже записывали видеосюжеты.

 На этапе рефлексии дети с большим удовольствием и радостью просматривали видео со своим участием в телепередаче, комментировали происходящее, давали личную оценку своей деятельности и деятельности других детей.

Аналогично поэтапно осуществлялась совместная проектная деятельность воспитателей, детей и родителей по реализации проектов профессионального кластера.

В рамках проектной деятельности использовались разнообразные формы работы с детьми.

Таким образом, технологические аспекты ранней профориентации предусматривают разнообразные педагогические технологии, обеспечивающие освоение социального опыта в разных видах детской деятельности. Развивающий потенциал педагогических технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста будет достигнут при условии их грамотного отбора педагогом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

В работе по проблеме ранней профориентации дошкольников идти необходимо от семьи и совместно с семьей. Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима.

У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Как уже было сказано, родители воспитанников принимают активное участие в образовательной деятельности по ознакомлению воспитанников с профессиями, при этом используют разные формы: приглашают детей на экскурсии, проводят беседы, создают презентации, альбомы, фотогазеты.

Одна из основных задач ранней профориентации – активизировать работу, способствующую социальному взаимодействию ДОО с социальными партнерами, оказание профориентационной поддержки воспитанникам в процессе ознакомления дошкольников с различными профессиями.

Активно сотрудничаем с почтой, пожарной частью, ГИБДД, стадионом, школой.

Будущее детей-дошколят предугадать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы многие дети в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.

Работу по данным направлениям считаю продуктивной и перспективной. Я убеждена, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, мои воспитанники вспомнят наши игры…

Мы подводим воспитанников, к осознанному выбору - при котором человеку важно учитывать личные стремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в профессии (надо).

Формула, которая будет полнее раскрываться в школе, где три величины:

• хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

• могу - это все, что мне по силам, по способностям;

• надо - это все, что нужно для общества, страны.

А это, ни что иное, как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в контексте ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»

Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....

Конспект ООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессии в мире спорта»

КонспектООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста«Профессии в мире спорта»...

Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Тема неделиНОДСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьРабота с родителями«День знаний&raqu...

Проект по введению в раннюю профориентацию детей старшего дошкольного возраста "Школа юного журналиста"

Когда у ребёнка спрашивают, кем он хочет стать, когда вырастет, он обычно отвечает: врачом, писателем, пожарным, полицейским, журналистом. Многим из этих детских ожиданий сбыться так и не удастся. Лиш...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....