«Влияние художественного слова на развитие детей»
консультация (средняя группа)

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_hudozhestvennogo_slova_na_razvitie_detey.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Влияние художественного слова на развитие детей»

         

        

  Актуально звучат сейчас слова выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…». Эти слова подчеркивают значение художественного слова в эмоциональном, нравственно-эстетическом и умственном воспитании детей.

        Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Б. М. Теплов подчёркивал, что художественное слово захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

        Чтобы реализовать воспитательные возможности художественного слова, педагогам необходимо создать определенные условия. В группе необходимо создать эмоциональную атмосферу заинтересованности, воспитывать у детей желание слушать, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова. Беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое, его качествах.

 В дошкольный период ребёнок является слушателем и зрителем книги, и  роль педагогов особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача взрослых.

3. Основные задачи по воспитанию интереса к художественному слову :

- привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

- предоставление возможности наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;

- помощь в видении образа за словами и передача его в разговоре, рисунке, движении;

- обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

Начиная с первых дней пребывания в детском саду, ребенок слышит рифмованные строчки, сопровождающие его при умывании, пробуждении, за завтраком и ужином.

Цель использования художественного слова в режимных моментах - создание благоприятной речевой среды, способствующей доступно объяснить алгоритм, значение действий, приучить так как это одно из условий полноценного и разностороннего развития детей.

5. Художественное слово может быть использовано в любом режимном моменте: зарядке, НОД, игре, развлечении, прогулке. Чтение – один из ежедневно планируемых видов деятельности в любой группе ДОУ.

В группе раннего возраста художественное слово чаще всего используется при привитии КГН и адаптации к режиму дня детского сада. В первую очередь – это короткие простые фольклорные произведения: потешки, попевки, короткие сказки.

В младшей группе к потешкам, попевкам, сказкам, добавляются загадки. Ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

6. Воспитание интереса у детей к художественному слову мною осуществлялось и осуществляется не только на специальных занятиях по художественному чтению и рассказыванию, но и в:

- утренние часы, например, для подержания у детей радостного настроения.

- на прогулке, например, для того чтобы обратить внимание на красоту пейзажа, можно использовать стихотворение Плещеева «Осень наступила»;

7. - во время наблюдения за птицами прочитать детям стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек – стайка»

Работала не только над тем, чтобы привлечь внимание ребенка к книге, но и вызывать у него потребность прикоснуться к ней, рассмотреть, узнать содержание. Очень хорошо в этом помогает грамотно оформленный в группе книжный уголок.

8. Маленькие дети не могут мысленно представить героя произведения. Они нуждаются в наглядной основе – рисунках. Вот почему так важны иллюстрированные издания.

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

Начиная с младшей группы, надо подводить  детей к различению жанров, то есть, при знакомстве с художественным произведением, мы называем жанр литературного произведения«Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю вам рассказ (стихотворение)». Также стараемся избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок»«почитаю сказочку»). Только чётко - сказка, рассказ, стихотворение.

Когда работа с художественным текстом становится для детей привычным делом, я предлагаю детям найти на картинке любого понравившегося героя произведения лисичку, воробья, мишку, зайчика. Картинки для работы подби. Они должны отвечать следующим требованиям:

- быть яркими, красочными,

- максимально реалистично изображать персонажей,

- быть подлинно художественными.

9. В своей работе я придерживаюсь такой методики проведения рассказывания сказок:

1. Предварительное разъяснение непонятных слов.

2. Подготовка воспитателя к рассказыванию (рассказ воспитателя является образцом, которому дети будут следовать).

3. Обстановка должна быть естественная, непринуждённая.

4. Первое знакомство с новой сказкой обязательно сопровождаем показом иллюстраций.

5. Одну и ту же сказку можно рассказывать несколько раз.

10. Наравне со сказкой, как фактор воспитания интереса к художественному слову поставлено стихотворение, с помощью которого ребёнок познаёт красоту русской природы, напевность и богатство выразительных средств русского языка.

11, 12. При заучивании малышами стихов учитываются возрастные особенности восприятия и памяти детей. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность образов сочетаются с динамикой действия. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршак и других.

13, В своей работе я также не выпускаю из вида такой раздел художественной литературы, как – загадки. Загадки – полезное упражнение для ума. С помощью загадки можно проверить усвоение детьми значения слова.

.

14. В своей работе по воспитанию интереса к художественному слову я не только воспитываю и развиваю самих детей, но и убеждаю, просвещаю и настраиваю родителей детей на то, чтобы оно заняло достойное место в жизни, сердце каждого ребёнка.

15. Таким образом, можно сделать вывод,  это   создание необходимых психолога – педагогических условий в ДОУ : организованная развивающая среда, соблюдение методических рекомендаций при организации занятий при ознакомлению с художественной литературой, взаимодействие с родителями, индивидуальный подход к каждому ребенку помогут воспитателю сформировать интерес у малышей к художественному слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественного слова на творчество детей

О том как художественное слово влияет  на  творчество детей...

Влияние художественной литературы на развитие детей раннего возраста.

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие интелекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.Чем раньше приобщать ребенка к книге, тем успешнее он будет разв...

Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к художественному творчеству. Значимость художественного слова в развитии дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида  № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан(МАДОУ Детский сад №18 МР Учали...

День методической учебы. Тема: "Влияние художественной литературы на развитие художественного вкуса у детей дошкольного возраста"

Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возра...

Влияние художественного слова на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Культурно-гигиенические навыки (далее КГН) – это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самог...

Обобщение опыта по самообразованию «Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»

Обобщение опыта по самообразованию:«Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»...