ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Каракещишян Александра Андреевна

В статье рассмотрено применение инновационных технологий и методов работы с детьми раннего дошкольного возраста, дана формулировка и значение инновационных технологий в работе с детьми в ДОО. Далее в статье рассматривается и подчеркивается важная роль данных технологий в формировании познавательной компетенции детей раннего дошкольного возраста, приводятся характеристики методов, используемых в работе с детьми раннего возраста. В статье подчеркивается эффективность инновационных технологий для всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Каракещишян А.А.

Воспитатель

МБДОУ Заворонежский  детский сад

Мичуринского района Тамбовской области.

Аннотация. В статье рассмотрено применение инновационных технологий и методов работы с детьми раннего дошкольного возраста, дана формулировка и значение инновационных технологий в работе с детьми в ДОО. Далее в статье рассматривается и подчеркивается важная роль данных технологий в формировании познавательной компетенции детей раннего дошкольного возраста, приводятся характеристики методов, используемых в работе с детьми раннего возраста. В статье подчеркивается эффективность инновационных технологий для всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста.

Дошкольное образование в современных реалиях представляет собой динамично развивающийся процесс, в рамках которого развиваются и внедряются инновационные процессы. ФГОС ДОО обеспечивает и реализовывает обеспечение комплексной безопасности, развитие мотивации к учебной деятельности, постоянное использование как традиционных, так и нетрадиционно-инновационных приемов, методов и технологий, которые в комплексе способствуют сохранению жизни и укрепления здоровья детей, а также успешной социализации ребёнка в соответствии с возрастными особенностями.

В своей статье нам бы хотелось затронуть одну из актуальных проблем современности - воспитание и развитие детей раннего возраста. Ведь на сегодняшний день маленькому ребенку крайне необходима современная предметно-развивающая среда, инновационные технологии и методы обучения, позволяющие решать задачи в разных образовательных областях.

В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: она рассматривается на государственном уровне, создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии, носящие системный характер. Также в самих ДОО идет опережающая работа по поиску и внедрению инновационных технологий в воспитании детей раннего дошкольного возраста, что обосновывает необходимость изучения темы современных стратегий и подходов к их воспитанию в дошкольной образовательной организации.

Что же такое инновационные технологии в ДОО? Согласно С. А. Козловой: «Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях». По мнению автора, педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать их. Инновационные технологии могут сочетать в себе прогрессивные и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности в ДОО [5].

Г. А. Урунтаева акцентирует наше внимание на том, что «… инновационные технологии – это прежде всего разработка и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных программ, рассчитанных на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями». Здесь мы приходим к выводу, что в наше время нужно постоянно и систематично искать новые формы и приемы обучения, так как современная концепция развивается на осознанном и произвольном отношении ребенка к реальности, выдвигая на первый план идею о том, что дошкольное воспитание – это возрастной период формирования образных форм сознания. По мнению Г. А. Урунтаевой, основными формами сознания, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знания, носящие образный характер [6].

Как было сказано уже ранее инновационные технологии представляют собой совокупность методов, способов, приемов обучения, способствующих достижению позитивных результатов в личностном развитии ребенка раннего возраста. Такие технологии являются инструментом всестороннего развития ребенка.

К числу современных образовательных технологий, применяемых с детьми в ДОО, можно отнести:

1.Технология информационного обучения;

2.Технология проблемного обучения;

3.Технология проектного обучения;

4.Технология игрового обучения;

5.Здоровьесберегающие образовательные технологии;

6.Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

7.Личностно-ориентированные технологии.

ФГОС ДОО рекомендует применять с детьми раннего дошкольного возраста следующие инновационные формы работы:

1. Хэппенинг и сенсорные коробки;

2. Релаксация в системе кинезиологии;

3. Куклотерапия

4. Ковролинография

5.Информационно-коммуникативные технологии

Что же из себя представляют данные формы работы? Давайте рассмотрим их поподробнее.

Хэппенинг и сенсорные коробки:

Сенсорная коробка представляет собой пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, стимулирующая развитие познавательных процессов, сенсорного опыта и мелкой моторики. Наполняемость коробки напрямую зависит от целей, которые преследуют воспитатели, развивая тактильное восприятие, слух, зрение и обоняния детей раннего возраста.

Хэппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. Согласно этой форме работы заранее неизвестно, какое получится изображение и именно это усиливает интерес к изобразительной деятельности. В ДОО на раннем этапе применяют рисование ладошками, кулачками и пальчиками.

Релаксация в системе кинезиологии:

Кинезиологию можно причислить к здоровьесберегающей технологии. Эта методика выявляет скрытые способности ребенка, ее упражнения позволяют развивать физические и психофизические качества, сохраняют здоровье и способствуют профилактике отклонений их развития. Упражнения в этой технике расслабляют, снимают напряжение, формируют эмоциональное благополучие и укрепляют нервную систему детей раннего дошкольного возраста. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.

Куклотерапия:

Как давно известно, кукла или мягкая игрушка, является в прямом смысле - заменителем реального друга. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков. По мнению Л. Н. Галигузовой: «… кукла для ребенка – не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка» [3].

В настоящее время сформировалось самостоятельное направление – куклотерапия. Куклотерапия основана на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Данная технология выполняет три важные функции: коммуникативную, релаксационную и обучающую. В зависимости от назначения в ДОО используют следующие виды кукол: пальчиковые куклы, куклы-марионетки, перчаточные куклы, плоскостные куклы, веревочные куклы, объемные куклы, игрушки-персонажи, игрушки-забавы.

Ковролинография:

Данная технология направленна на формирование активной деятельности детей раннего дошкольного возраста. И чем больше активной, интересной, разнообразной деятельности мы создаём им, тем максимально дети развиваются. Именно ковролинография даёт возможность для развития познавательной и речевой активности детей, делает деятельность интересной, насыщенной, разнообразной. Данная технология содержит в себе неограниченные возможности для развития фантазии дошкольников.

Работа в технике ковролинография включает в себя два этапа: формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины и обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет, величину, даже выполнять сложные глазомерные действия.

Информационно-коммуникационные технологии

В ДОО с детьми раннего возраста также применяют информационно-коммуникационные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства. Это компьютер, мультимедийный проектор, принтер, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Использование ИКТ с детьми раннего возраста формирует не только эмоционально благоприятную среду, но и расширяет педагогические и творческие возможности педагога.

Обобщая все вышеизложенное, мы приходим к выводу, что дошкольная педагогика не стоит на одном уровне, а постоянно продвигается вперед почти семимильными шагами. И именно разработка и применение инновационных технологий способствует переходу дошкольной педагогики на более качественный и высокий уровень. Инновационные системы в дошкольном образовании меняют систему управления воспитания, определяют необходимость выработки новых подходов к управленческой и педагогической деятельности всего коллектива. В заключении, можно сказать, что инновационные технологии и методы воспитания детей раннего дошкольного возраста строятся на основе современных достижений психологической науки и принципе уважения к личности ребенка. Реализуемые стратегии учитывают возрастные психологические особенности не только всего периода раннего дошкольного возраста, но и каждого его этапа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика. - М.: Творческий центр Сфера, 2008. - 208 с.

2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2010. - 240с.

3. Галигузова, Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2до 3лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. – 416 с.

4. Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.

5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2009. - 432 с.

6. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб.пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М.: «Академия», 2009. – 336 с.

7. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста

В методических рекомендациях изложены формы использования воспитательных и развивающих возможностей сказки в работе с детьми раннего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий для детей старшего дошкольного возраста

Разучивание стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы....

Инновационный опыт воспитателя Тема «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания. Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости ...

Здоровьесберегающие технологии для детей раннего дошкольного возраста

Данный материал представляет собой подборку материалов по теме "Здоровьесберегающие технологии" для детей 2-3 лет. Весь материал систематизирован, можно дополнять вносить коррективы....

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение, поддержание и обогащение здоровья ребен...

Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"

Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...