Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества в условиях детского сада и семьи
статья (старшая группа)

Черкасова Татьяна Викторовна

В статье автор рассматривает систему работы по развитию изобразительной деятельности у старших дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие личности старших дошкольников

средствами художественного творчества

 в условиях детского сада и семьи

В статье автор рассматривает систему работы по развитию изобразительной деятельности у старших дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Для реализации задач в изобразительной деятельности автор акцентирует внимание на создание условий для работы с семьёй в данном направлении.

Автором делается вывод о том, что следуя совместной работе детского сада и семьи, дошкольники приобретают устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности, добиваются хороших результатов в данной деятельности.

Данная статья может быть полезна воспитателям детских садов.

Формирование личности дошкольника – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении и саморазвитии, сотрудничестве и сотворчестве.

Современные дети в век интерактивных технологий очень мало проявляют интерес к изобразительной деятельности. Следовательно, у них не в полной развивается творческое восприятие окружающего мира, самостоятельность и активность в познании, которые в будущем будут необходимы для достижения серьёзных перемен в обществе и жизни в целом.  У большинства детей не сформированы умения по владению инструментами, материалами, недостаточно развита моторика, что влечёт за собой ряд проблем в школьном обучении. Недостаточность посещения развивающих кружков, художественных выставок для детей дошкольного возраста, отсутствие интереса и желания родителей – также тормозит приобщению детей к изобразительной деятельности. А потребность современного общества сейчас в сформированных людях с такими развитыми качествами, как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. То есть, это качества, которые закладываются на базе детского творчества.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является «…развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка…»

Ведущей педагогической идеей в моей деятельности является создание эффективной системы работы как в стенах детского сада, так и в домашних условиях, способствующей развитию творческой личности. Воспитание любви к прекрасному… Это значит, необходимо знакомить детей с различными видами творчества, художественными материалами, помочь раскрыть и увидеть детям мир необычного, вызвать интерес к происходящему вокруг, привить любовь к окружающему, побудить из простого создать шедевр; создать условия для развития индивидуальности, творчества, увлечённости детей занимательным делом - выдвинуть эстетическое воспитание на новые позиции. В такой работе основная функция принадлежит, естественно, педагогу, но без поддержки родителей результат будет не велик.

Для реализации задач в изобразительной деятельности, привития интереса к самостоятельной творческой деятельности необходимо создать условия для работы с воспитанниками и родителями в данном направлении.

В нашей группе имеется уголок по изодеятельности, в котором находятся необходимые материала для развития творчества. В дополнении к уголку мы оформили «центр увлекательных дел», в котором имеются сенсорные материалы (мозаика, конструкторы «Липучки», магнитный, металлический), музыкальные инструменты, различные виды театра, природный материал, элементы костюмов и декорации, чтобы дети могли самостоятельно заниматься на выбор любым делом индивидуально или вместе со сверстниками, поскольку желание заниматься каким-то видом изобразительной деятельности может возникать у детей в любое свободное от занятий время. Специфика этого вида деятельности заключается в том, что в результате регулярных упражнений. у детей развиваются умения самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности, Занимаясь изобразительной деятельностью, дети реализуют индивидуальные творческие замыслы.

В обогащении детей художественными впечатлениями помогают картины, печатные пособия, произведения прикладного, декоративного искусства, фотоальбомы. Эта группа материалов требует обязательного участия взрослого на том этапе, когда детей знакомят с ними. Обязательно знакомлю детей с произведениями искусства, рассказываю об их истории. Например, знакомя детей с предметами народно-прикладного творчества, обращаю внимание детей на богатое воображение мастеров, что вызывает у них желание самим создать что-то красивое для себя и других. А чтобы заинтересовать родителей, организую совместные с родителями походы на различные выставки, в музей.

Восприятие художественной информации требует определённой подготовки воспитанников под руководством педагога. Я стараюсь организовывать интересную и содержательную работу во всём педагогическом процессе (в совместной деятельности с детьми и в самостоятельной деятельности детей), нахожу разнообразные поводы для накопления опыта восприятия и общения: наблюдения, рассматривание предметов и явлений с разных позиций, их обследование; использую творческие задания: «Оживи предмет», «Сходства и различия», «Найди разное», «Что необычного», раскрывая эстетические качества предметов и явлений, обсуждение, размышление – высказывание детьми личного мнения, обмен впечатлениями и т.д. Стараюсь накапливать художественно-познавательный опыт ребёнка через проживание им самим различных ситуаций: «что было бы..», «представь…». В своей работе применяю задания на развитие восприятия, внимания, наблюдательности, воображения, образного мышления: «Кто больше увидит», «Найди ошибку», «На что похоже», «Дорисуй детали», «Найди лишнее», «Придумай сказку», в которой героями могут быть средства выразительности – пятна, линии, изобразительные материалы. Подобные задания использую и с родителями в специально-организованных деловых играх. Только после того, как родитель сам окажется в роли ребёнка, он сможет донести до него информацию, рекомендуемую педагогом.

Для формирования умелости рук, совершенствования техники изображения, развития точности движений руки использую в работе различные игры, систему развивающих упражнений на постановку и движение руки – проведение линий, штрихов, формообразующие движения, разные виды мазков, рисуночные игры, пальчиковые игры. И только на следующем этапе становится возможным возникновение творческого замысла, поиска художественных средств.

Правильно спланировать виды изобразительной деятельности детей, подготовить необходимые материалы мне помогают индивидуальные беседы с детьми и проведённые консультации с родителями. Накануне проведения художественной деятельности интересуюсь, чем бы хотел заняться завтра каждый ребёнок. Использую методический приём напоминание («Какой замечательный праздник был недавно! Какие замечательные открытки вы смастерили для малышей!»). Такой подход восстанавливает в памяти детей художественные впечатления, вызывает стремление творить прекрасное. Основной принцип – атмосфера должна способствовать появлению желания заниматься изобразительной деятельностью и обеспечивать свободный выбор материалов, без этого творческий процесс невозможен.  

Настраиваю детей на качество конечного результата и сообщаю о том, где и как он будет использован. После того, как дети выбрали вид художественной деятельности по своим интересам, побуждаю к творческому подходу её осуществления. Например, обращаюсь к воспитанникам: «Постарайтесь придумать и сделать из природного материала такую поделку, какую мы ещё не делали. Этими поделками оформим выставку «Дары осени». Или, «Пофантазируйте! Придумайте узор и раскрасьте салфетки так, как мы ещё этого не делали». Такой подход в работе помогает активизировать творческое воображение детей, вызвать положительный отклик.

 Обязательно в своей работе применяю такой прием индивидуального подхода к ребёнку, как поощрение. Для формирования у детей самоуважения, уверенности в своих возможностях проявляю внимание и доброжелательность.

Для решения основной задачи – развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности мне помогает правильная оценка результатов детских работ. В отличие от оценки, которая даётся на занятии, основной акцент здесь делаю на наличие в работе элементов нового, творческого начала. Поэтому, при оценке детских работ я выделяю такие работы, которые отличаются оригинальностью, пусть даже незначительной. Однако не забываю и о других детях – всех хвалю, в каждой работе пытаюсь найти что-то положительное.

Работая с группой детей, наблюдая за ними в процессе деятельности, заметила, что некоторые дети больше времени проводят с изобразительными материалами, самостоятельно выбирают тему для своего творчества. Работы у этих воспитанников отличает своеобразие в изображении, умение дополнять работу деталями, использование необычной цветовой гаммы, комбинирование в работе различных изобразительных материалов, природных материалов. Соответственно, такие работы вызывают интерес, восторг, как воспитанников, так и взрослых (педагогов, родителей). Положительные эмоции усиливаются при организации практического применения работ. Лучшие работы мы используем для украшения группы, фойе, музыкального зала детского сада, делаем подарки к праздникам и на день рождения товарищей, оформляем тематические выставки для детей и родителей.

Хорошим стимулом для развития интереса у детей к изобразительной деятельности являются индивидуальные персональные выставки воспитанников, что способствует желанию других детей проявить себя в творчестве. Вместе с детьми мы рассматриваем работы, делимся впечатлениями от увиденного: какая работа понравилась? Почему? Предлагаем автору работы поделиться опытом, как выполнялась работа, какие художественные материалы для этого понадобились? Дети в процессе такого обсуждения учатся анализировать работу, у них возникает желание творить!

Большую радость и богатство впечатлений приносят дошкольникам творческие выставки работ, выполненные совместными усилиями родителей и детей. В моей группе есть творческие семьи, которые представляют на наши выставки свои работы. Это стимулирует детей проявлять инициативу, усердие, вызывает желание найти что-то новое, необычное, принести пользу людям. Дети приобретают устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности.

Моими союзниками в работе являются родители. Чтобы вовлечь родителей в активную работу с детским садом по изобразительной деятельности, я провожу не только просветительскую работу в виде бесед, консультаций «Нетрадиционные методы рисования», «Чем занять ребёнка дома», «Поделки из подручного материала», «Ожившие коробочки», «Страна оригами», «В мире красок», «Сколько интересного вокруг», «Изобрази, что ты видишь», «Фантазируем вместе с детьми», «Очень-очень все старались, мастерили, кто что мог! И в итоге получился замечательный итог!», «Развитие моторики посредством рисования», но и различные практические мероприятия с непосредственным участием родителей (мастер-классы): печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, рисунки из листьев, рисунки из ладошки, рисование на молоке, рисунки песком, поделки из природных материалов, поделки из бросового материала и другие. Применение нетрадиционных техник в изобразительной деятельности вызывает интерес не только у детей, но и у родителей. К тому же, рисование, в любом его проявлении, является хорошим средством для снятия психического напряжения.

Рекомендую родителям в семье осуществлять индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его интересы и желания, вместе с ребёнком наблюдать, обсуждать происходящее вокруг, поддерживать его в своих начинаниях.  Всё это способствует стремлению ребёнка воплощать свои художественные наклонности и интересы в творческие работы.

Следуя такой работе, мои воспитанники приобрели устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. Свободно действуют с различными материалами и инструментами. Дети стали наблюдательнее, развился художественный вкус, сформировалось чувство цвета, координация глаза, владение инструментами для творчества. Дети добиваются хороших результатов в изобразительной деятельности, используя их в игре.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: УЦ Перспектива, 2014
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пос. М.: Академия, 2000.
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Метод. Пос. для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2010
  4. Коробова В.Я Роль художественно –эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой личности. М.: Академия, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение "Развитие речи в условиях детского сада и семьи"

Методическое объединение "Развитие речи в условиях детского сада и семьи". Театрлализованное представление по мотивам сказки Ш. Перро "Кот в сапогах"....

Развитие художественных способностей дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В этом возрасте формируются самостоятельность мышления, любознательность и познавательный интерес детей, поэтому именно в э...

Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...

Гендерное развитие детей дошкольного возраста.«Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи"

Гендерное развитие детей дошкольного возраста. «Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи" Определено содержание и эффективные методы работы ...

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

Доклад на педагогический совет "Условия для самостоятельного художественного творчества в детском саду"

Доклад раскрывает условия создания в группе условий для самостоятельной деятельности детей...